Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь ментальности личности и системы потребностей (стр. 3 из 5)

4. Потребность в признании, в чувстве собственного достоинства желание самоутвердиться, заслужить уважение людей. Эта потребность удовлетворяется на 40 %.

5. Потребность в самовыражении, в самоуважении — как можно полнее реализовать свой потенциал. Удовлетворена лишь на 10%.

Потребности низших уровней Маслоу называет нуждами, а высших — потребностями роста. Эта система строится на жесткой иерархии: более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Очевидно, что здесь Маслоу допускает ошибку: Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации и уважении являлась доминирующей и определяла поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии Маслоу (1967) отказался от столь жесткой иерархии. Он объединил все потребности в два класса. Теория Маслоу оказала значительное влияние на теории менеджмента.

У К. Обуховского общие потребности разделены:

I. Потребности самосохранения: физиологические, ориентировочные.

II. Потребность размножения (сохранение вида).

Физиологические потребности — понимаются как состояние здоровья ( пищеварения, сон и т. п.).

«Ориентировочные» — означают, что объектом потребности является деятельность человека и внешние ситуации, связанные с ориентировкой в среде. Они удовлетворяются индивидуально. Выделено три фактора, определяющие ход индивидуализации. Ими являются конкретизация, ментализация, социализация.

1. Конкретизация способов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребность удовлетворяется определенным способом. Число этих способов ограниченно, так как «готовность пользоваться неэффективными способами угасает, тогда как использование других способов закрепляется». В этом заключается процесс формирования индивидуальных черт поведения (в том числе и потребительского) человека.

2. Ментализация основывается на отражении в сознании содержания потребности или нескольких ее аспектов. Она делает возможным сознательное участие человека в конкретизации способов удовлетворения потребностей. Ментализация существенно влияет на ход процесса удовлетворения потребностей.

3. Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой протекает наша жизнь. Культура состоит из идей, технологий, моделей поведения, правил, ритуалов и традиций, передаваемых в обществе из поколения в поколение. Итак, конкретизация, ментализация и социализация определяют, что называется «индивидуальным стилем жизни».


3. Взаимосвязь ментальности и системы потребностей

3.1 Ментальность – как процесс формирования личности

Для различных наук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы этого развития.

Внутреннее «Я» человека - это огромный мир, складывающийся из многих компонентов. Но среди них ментальность необходимо выделить как важнейший фактор формирования субъективного мира личности. Ментальность как особая форма мыслительной деятельности, которой присуще осознание и отношение, определяет мировоззрение личности, ее отношение к миру и самому себе в этом мире. [6]

Ментальность включает в себя несколько составляющих. Это, прежде всего – когнитивная составляющая. Она представляет собой знания и опыт, накопленные личностью, способы и особенности получения информации из окружающего мира, селективность ее отбора. Когнитивная составляющая помогает выстроить человеку картину мира, исходя из сформировавшихся представлений о нем, а также определить свое место в этом мире.

Второй составляющей ментальности является самосознание личности. Именно в нем проявляется самооценка личности, нахождение им своего места в социуме, окружающем мире, самоидентификация человека. Самосознание нельзя рассматривать вне контекста общества, в котором существует личность. Конкретная социальная среда обусловливает идентификацию личности с ней и менталитет приобретает, например, национальную, профессиональную или какую-либо другую окраску.

Эмоционально-волевой. В ней заключены особенности эмоциональных реакций на явления окружающего мира, степень их проявления, а также стереотипы отношения.

Все эти составляющие тесно взаимосвязаны с четвертой составляющей менталитета – ценностной. Система ценностей, усваиваемая личностью в процессе становления, а также вырабатываемая самостоятельно под влиянием среды жизнедеятельности, определяет оценивание личностью того, что происходит вокруг нее, и выстраивается отношение к этому.

Таким образом, составляющие менталитета в своей совокупности позволяют личности выстраивать свое поведение в обществе именно благодаря типичным реакциям и стереотипам, которые усваиваются индивидом по мере врастания в социум. Так он может успешно действовать в обществе, выстраивать свой имидж.

Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Встает вопрос,: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность дополняется понятием индивидуальность.

Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Существенной характеристикой личностности человека является также ее общественная активность и принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждений. Сюда, в частности, относится активность в труде, в отстаивании своих идеологических и моральных принципов и т.д.

Личности бывают разные: прогрессивные и реакционные, социально полезные и социально опасные, преступные, "яркие" и "дюжинные", как говорят, "с неба звезд не хватающие", здоровые и больные. Из личностей состоит общество, и в них аккумулирован весь опыт человечества.

Личность - носитель правовых, нравственных и эстетических норм своего общества, класса (а иногда и более узкой группы); она эти нормы выполняет и борется за них или, напротив, нарушает и несет за это ответственность. Личность учится и учит; болеет и лечит; творит и разрушает. Поэтому и нет ни одной науки о человеке и обществе, не изучающей в том или ином аспекте личность.[7]

Немыслимо осуществлять модернизацию общества, не считаясь с уровнем мировоззрения и навыками конкретных людей. Сдвиги в мировоззрении населения, изменения индивидуальной ментальности служат значимым индикатором реальной общественной трансформации в целом, что сопровождается существенными изменениями в массовом сознании, замещением одних ценностных доминант другими. Система ценностей, формирующая основу мировоззрения людей, может выступать и как фактор, ускоряющий развитие, и как трудно преодолимый барьер на пути такого развития. Преобразования в государстве становятся необратимыми только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в системе ценностей, на которые это общество ориентируется.[8] Анализ изменения базовых ценностей составляющих основу менталитета может позволить глубже понять причины успехов и неудач в происходящих в России институциональных преобразованиях, а также оценить эффективность самой трансформации российского общества.

3.2 Мотивационный компонент в структуре ментальности личности

российский ментальность человек личность

И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за мотивы его поведения. Все они так или иначе характеризуют мотивационную сферу ментальности личности и входят в группу так называемых мотивационных образований личности. По мнению Е. П. Ильина мотивационные образования представляют собой результат степени осознания причин возникшего побуждения, а также степени удовлетворения потребности (достижения цели). Поскольку и то и другое может быть разной степени выраженности, постольку и существуют различные мотивационные образования личности.

К ним относят мотивационные установки (намерения), влечения, желания и хотения, а также разнообразные интересы личности.[9]

«Мотивационная установка – это запланированное но отсроченное намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода». Ее отличительными чертами являются отдаленность цели деятельности и невозможность непосредственного ее удовлетворения. Вот почему понятие мотивационной установки совпадает с намерением.