Смекни!
smekni.com

Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей (стр. 9 из 13)

Гиперкомпенсацию (реактивные образования) также можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности у подростков из неблагополучных семей, которые используют асоциальное поведение, агрессивные действия, направленные против личности, для снятия напряжения.

Анализ результатов исследования подростков из благополучных семей показал, что преобладающими механизмами защиты являются «компенсация» и «интеллектуализация», которые встречаются у 74,2% и 67,5% опрошенных соответственно. Компенсация проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством.

Интеллектуализация проявляется в «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Подросток пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций, даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного.

Несколько реже у большинства подростков из благополучных семей встречается и «регрессия» (64,4%) и «реактивные образования» (54,4%).

В наименьшей степени в группе подростков из благополучных семей представлены такие механизмы как «замещение» (44,8%), «проекция» (44,3%), «вытеснение» (40,5%) и «отрицание» (32,1%).

Учитывая тот факт, что механизмы психологической защиты, стремясь к быстрому снятию эмоционального напряжения, являются ригидными и искажающими реальность, можно добавить, что подростки из неблагополучных семей к тому же чаще используют деструктивные виды психологической защиты, такие как отрицание и проекция. В то время как у подростков из благополучных семей в большей степени представлены конструктивные виды психологической защиты, например, компенсация и в меньшей степени – интеллектуализия.

Таким образом, подростки из неблагополучных семей склонны снимать возникшее напряжение с помощью менее конструктивных механизмов защиты, таких как отрицание и замещение, в то время как для подростков из благополучных семей в большей степени характерны конструктивные механизмы, такие как компенсация и интеллектуализация.


2.3 Анализ результатов исследования по методике способовсовладания

Р. Лазаруса и С. Фолкман

Результаты, полученные с помощью опросника способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман, предназначенного для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий, отображены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты исследования способов совладания по методике Р. Лазаруса и С. Фолкман (в процентилях)

\копинг Д С ПСП ПО Б-И ПРП ПП
Группа 1 (подростки из неблагополучных семей) 9,4 7,9 11,4 8,9 9,6 6,3 7,2
Группа 2 (подростки из благополучных семей) 8,1 11,2 10,6 6,3 13,1 9,6 10,9

Рисунок 2 – Диаграмма, изображающая показатели средних значений уровня напряженности копинг-стратегий подростков из разных семей (методика Р. Лазаруса и С. Фолкман):

где Д – дистанцирование; С – самоконтроль; ПСП - поиск социальной поддержки; ПО - принятие ответственности; Б-И - бегство-избегание; ПРП - планирование решения проблемы; ПП - положительная переоценка.

Анализируя результаты исследования способов совладания по методике Р. Лазаруса и С. Фолкман в группе подростков из неблагополучных семей, мы можем заключить, что в поведении испытуемых преобладают следующие доминирующие стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией: бегство-избегание (11,4 балла), планирование решения проблемы (9,6 балла), дистанцирование (9,4 балла), бегство-избегание (8,9 балла), то есть в большинстве своем неэффективные стратегии являются преобладающими для данной группы.

Тогда как в группе подростков из благополучных семей преобладают конструктивные и эффективные копинг-стратегии, такие как: планирование решения проблемы (13,1 балл), самоконтроль (11,2 балла), поиск социальной поддержки (10,6 балла). При этом в данной группе присутствуют и дистанцирование (8,1 балла), что может быть связано с особенностями подросткового возраста. Данная тенденция указывает, что подростки из благополучных семей предпочитают в сложных жизненных ситуациях активнее совершать произвольные, специально предпринятые проблемно-сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы. В то время как преобладающими для группы подростков из неблагополучных семей являются избегание (перенос) ответственности, дистанцирование от проблемы (откладывание ее решения), хотя они могут использовать и эффективные стратегии, такие как, например, планирование решения проблемы.

Таким образом, можно говорить, что при высоком уровне благополучия семьи подростки чаще стремятся использовать более конструктивные пути адаптации по отношению к трудным ситуациям, связанные с ее изменением и получением позитивного опыта. И наоборот, подростки из неблагополучных семей чаще используют неэффективные стратегии совладания со стрессом.


2.4 Анализ результатов исследования по методике «Копинг-поведение

в стрессовых ситуациях»

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» позволила определить стратегии совладающего поведения подростков и сравнить его в исследуемых группах.

Таблица 3 - Результаты методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» в %

Базисная копинг-стратегия Группа 1 (подростки из неблагополучных семей) Группа 2 (подростки из благополучных семей)
Разрешение проблем 40,0% 46,7%
Поиск социальной поддержки 13,3% 33,3%
Избегание 46,7% 20,0%

Рис. 1– Диаграмма, изображающая показатели стратегий совладающего поведения у подростков по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»


При анализе показателей данной методики в группе подростков из неблагополучных семей было выявлено, что большинство испытуемых стараются решить свои проблемы самостоятельно (40,0%), 46,7% подростков избегают проблем и стрессовых ситуаций, в то время как 13,3% подростков из неблагополучных семей при затруднениях при решении проблем могут обратиться за помощью или социальной поддержкой.

У подростков из благополучных семей стратегии совладающего поведения распределились следующим образом: 46,7% пытаются решать свои проблемы самостоятельно, 33,3% – ищут социальной поддержки, 20,0% подростков из благополучных семей склонны избегать проблем.

Следовательно, вне зависимости от уровня благополучия семьи большинство подростков склонны решать свои проблемы и бороться со стрессом самостоятельно. Однако подростки из неблагополучных семей чаще избегают проблем и реже обращаются за помощью и ищут социальной поддержки, чем подростки из благополучных семей. Тем не менее, основываясь на данных нашего исследования 13,3% подростков из неблагополучных семей склонны обращаться за помощью, прислушиваться к мнению окружающих, что позволяет предположить необходимость социальной поддержки.

Для проверки достоверности различий по стратегиям совладающего поведения подростков в исследуемых группах используем многофункциональный статистический критерий Фишера (угловое преобразование Фишера), позволяющий сопоставлять доли, выраженные в процентах. Суть критерия состоит в определении того, какая доля испытуемых в данной выборке характеризуется интересующим исследователя эффектом, и какая доля этим эффектом не характеризуется.

Сравним достоверность различий в исследуемых группах, используя угловой критерий Фишера.

а) При сопоставлении исследуемых групп по копинг-стратегии «Разрешение проблем» получаем:

Определяем критическое значение φ* соответствующее процентным долям в каждой из групп, φ*кр (p≤0,05)= 1,369 и φ*кр (p≤0,01)=1,505, в нашем случае φ*эмп = 1,029. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. На основании полученного результата статистически достоверно можно утверждать, что доля подростков, старающихся решить свои проблемы самостоятельно,неблагополучных семей не превышает доли подростков, старающихся решить свои проблемы самостоятельно,из благополучных семей.

б) При сопоставлении исследуемых групп по копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки» получаем:

Определяем критическое значение φ* соответствующее процентным долям в каждой из групп, φ*кр (p≤0,05)=0,365 и φ*кр (p≤ 0,01)= 1,23, в нашем случае φ*эмп = 2,36. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Следовательно, существуют достоверные значимые различия между группами.

На основании полученного результата статистически достоверно можно утверждать, что подростки из благополучных семей чаще ищут социальной поддержки, чемподростки из неблагополучных семей.

в) При сопоставлении исследуемых групп по копинг-стратегии «Избегание» получаем:

Определяем критическое значение φ* соответствующее процентным долям в каждой из групп, φ*кр (p≤0,05)=0,927 и φ*кр (p≤ 0,01)= 1,51, в нашем случае φ*эмп = 1,58. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. На основании полученного результата статистически достоверно можно утверждать, чтоподростки из неблагополучных семей склонны чаще избегать проблем, чемподростки из благополучных семей.