Смекни!
smekni.com

Тема любви в творчестве А И Куприна опыт изучения в старших классах (стр. 2 из 3)

– Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? Какие чувства навевает она княгине?

Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение". (Если есть возможность, желательно дать прослушать ученикам отрывок из этого сочинения.) Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: "Да святится имя Твоё". В этих нежных звуках – жизнь, которая "покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть". Последние воспоминания влюблённого овеяны сладкой грустью. "Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь?" Мгновение счастья для Желткова становится вечностью.

– Простил ли Желтков княгиню?

Вера чувствует, что влюблённый простил её. Не мог не простить, ибо в скорбный час расставания, на пороге смерти, всё-таки пел славу своей богине.

– А вы бы простили человека, которого страстно любили и который не ответил вам взаимностью?

– Какой видит писатель истинную любовь?

Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это святая трагедия в жизни человека. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы.

«Олеся»

Куприн любил «Олесю», хотя видел недостатки повести и соглашался с А.П. Чеховым, находившим её "юношески-сентиментальной и романтической вещью". Куприн признавался жене: "...прав и Антон Павлович, который считает эту вещь слабой и указывал мне, что загадочное прошлое старухи колдуньи и таинственное происхождение Олеси – приём бульварного романа". Именно поэтому писатель не включил «Олесю» в свой первый большой сборник – «Рассказы», изданный в 1903 году. Однако несколько лет спустя Куприн на вопрос, какой из своих рассказов он считает лучшим, ответил: "Их два: «Олеся» и «Река жизни». Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему. В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души". М.Горький хвалил эту повесть и сожалел, что она не вошла в сборник «Рассказы». "Эта вещь нравится мне тем, – говорил он, – что она вся проникнута настроением молодости. Ведь если бы вы писали её теперь, то написали бы даже лучше, но той непосредственности в ней бы уже не было". Удивительным обаянием обладает это произведение, и прежде всего загадочен, притягателен образ главной героини. В повести запечатлена душа писателя, задача читателя – постичь её.

– С какой целью молодой "паныч" Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

"Полесье... глушь... лоно природы... простые нравы... первобытные натуры, – размышляет герой, – совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком... и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!" Всё это так привлекательно для начинающего писателя! Но в деревне, кроме охоты, нечем заняться. Иван Тимофеевич не может сойтись с местной "интеллигенцией" в лице ксендза, урядника и конторщика, не удаётся установить контакт и с крестьянами.

– Что же нарушает привычную деревенскую скуку городского "барина"?

Иван Тимофеевич узнаёт о существовании ведьмы. "Ведьма живёт в каких-нибудь десяти верстах от моего дома... настоящая, живая, полесская ведьма!" Эта мысль сразу взволновала и заинтересовала его. "Паныч" решает посетить дом загадочной ведьмы.

– Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи?

Дом её находится в труднодоступном месте – за болотом: "Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках". Хозяйка дома – старуха, сидящая на полу около печи. "Все черты бабы-яги, как её изображает народный эпос, были налицо: худые щёки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережёвывая что-то; выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы". Мануйлиха не рада непрошеному гостю. Но внезапно слышится свежий, звонкий женский голос и на пороге появляется самая загадочная героиня повести – Олеся.

– Чем привлекателен портрет Олеси?

Иван Тимофеевич невольно залюбовался ею: "Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати–двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом".

Портрет девушки – это выражение её богатого внутреннего мира. Всё в ней есть – и решительность, и властность, и наивность, и даже лукавство, и всё это неуловимо, необычно, волнующе.

– Как относятся сельчане к Олесе и её бабушке?

Простые люди не притесняют Олесю. Но начальство постоянно унижает и обирает.

– Какой образ Олеси стоит перед глазами героя в дни ранней весны? Есть ли здесь намёк на зарождающееся чувство? (гл. IV)

В душу Ивана Тимофеевича "вливалась... поэтическая грусть". Образ Олеси не покидал его. "Мне нравилось... беспрестанно вызывать в своём воображении её то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки, её свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотками". В облике Олеси, в её движениях и словах герою видится что-то благородное, "какая-то врождённая изящная умеренность". Как не хватает этой умеренности городским жителям! Оказывается, настоящее благородство присуще не обязательно выходцам из богатых, образованных слоёв общества, но и в глуши Полесья может вырасти красивая, гордая, таинственная девушка. Зарождается чувство, ещё не осознанное, но глубокое, сильное и чистое.

– Как гадание помогает узнать характер Ивана Тимофеевича? Сбылось ли предсказание Олеси?

Иван Тимофеевич – человек хотя и добрый, но слабый, "слову своему не господин". Деньгами не дорожит, копить не умеет. Гадание обещает ему любовь со стороны какой-то трефовой дамы, темноволосой, как Олеся. Самой же даме выходит долгая печаль и большое несчастье. Легко догадаться, что трефовая дама и есть Олеся. Предсказание сбылось в точности.

– Каким чудесным даром обладает Олеся?

По лицу она может определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страх, лечить простой водой самые сильные болезни, даже свалить с ног взглядом. Но никогда Олеся не использовала свой дар во вред людям.

– Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения? Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл. VI)

В процессе общения Иван Тимофеевич и Олеся всё сильнее и крепче привязывались друг к другу. "О любви между нами не было сказано ещё ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью, и часто в молчаливые минуты, когда наши взгляды нечаянно и одновременно встречались, я видел, как увлажнялись глаза Олеси и как билась тоненькая голубая жилка у неё на виске". Иван Тимофеевич очарован не только красотой Олеси, но и её цельной, самобытной, свободной натурой, ясным, детски невинным умом.

– Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? Чем вынужден пожертвовать Иван Тимофеевич, чтобы помочь? Как после этого изменилось поведение Олеси? Что переживает в этот момент Иван Тимофеевич? (гл. IX)

Олесе и её бабушке грозит выселение, жадный урядник уже не довольствуется их скромными подношениями. Иван Тимофеевич без колебаний отдаёт ему старинное охотничье ружьё. На время семья Мануйлихи спасена, но гордая Олеся не может простить покровительства: "В её обращении со мною не осталось и следа прежней доверчивой и наивной ласки, прежнего оживления, в котором так мило смешивалось кокетство красивой девушки с резвой ребяческой шаловливостью. В нашем разговоре появилась какая-то непреодолимая неловкая принуждённость". Иван Тимофеевич удивлён: "Откуда, в самом деле, могла явиться у простой, выросшей среди леса девушки такая чрезмерно щепетильная гордость?" Куприн прослеживает этапы развития чувства: сначала интерес к необычному облику, натуре, затем тяга к общению, наконец, период "смутных, томительно грустных ощущений". Сердце героя "привязано тонкими, крепкими, незримыми нитями" к очаровательной девушке: "...все мои мысли были заняты образом Олеси, всё моё существо стремилось к ней, каждое воспоминание... сжимало с тихой и сладкой болью моё сердце".

– Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы?

Основная мысль повести: только вдали от цивилизации, от равнодушного города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства.

– Что несёт с собой болезнь героя?

Она несёт разлуку. Но "разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильней". Олеся счастлива, на её лице "в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и нежная, сияющая улыбка любви". Иван Тимофеевич испытывает "чистый, полный, всепоглощающий восторг". В глазах Олеси он видит волнение встречи и горячее признание в любви.