Смекни!
smekni.com

Время как психологическая категория (стр. 2 из 6)

Например, раскрывая сущность пространства и времени, Ньютон предлагает различать два вида понятий: абсолютные (истинные, материалистические) и относительные (кажущиеся, обыденные) и дает им следующую типологическую характеристику:

«Абсолютное, истинное, материалистическое время само по себе и своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся, или обыденное, время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами внешняя мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год...».

Наряду с объективными представлениями о пространстве – времени существовали и идеалистические концепции (Беркли, Мах, Авенариус и др.), которые ставят пространство и время в зависимость от человеческого сознания, выводя их из способности человека переживать и упорядочивать события, располагать их одно после другого. Так, Кант рассматривал пространство и время как априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, вечные категории сознания, аргументируя это ссылкой на стабильность геометрии Евклида в течение двух тысячелетий.

Рассматривая эволюцию представлений о времени в ходе развития человеческого мышления и познания природы, в философии и физике выделяют две пары взаимно дополняющих друг друга концепций времени. Первая пара концепций расходится по вопросу о природе времени, об отношении категории времени и движения. Субстанциональная концепция рассматривает время как особого рода субстанцию наряду с пространством, веществом и пр. Реляционная концепция считает время относительным (или системой отношений) между различными событиями.

Вторая пара концепций выражает разные точки зрения на процессы становления, т. е. расходится в вопросе об отношении категорий времени и бытия. Согласно статической концепции, события прошлого, настоящего и будущего существуют реально и в известном смысле одновременно, а становление и исчезновение материальных объектов–это иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения.

Долгое время в нашей стране традиционным и наиболее разработанным являлся анализ объективного времени – атрибута материи. В отечественных философских работах время определялось как последовательность и смена состояний объекта. Однако в последние годы основная тенденция в рассмотрении проблемы времени направлена на преодоление растворения философского анализа времени в чисто физической его интерпретации. Так Я. Ф. Аскин отчленил проблему времени от проблемы пространства и оговорил неправомерность одного лишь физического аспекта трактовки времени.

Разграничив понятие времени как такового и понятие о физическом времени как форме протекания природных процессов, ученые стали глубже рассматривать философскую концепцию времени.

М.С. Каган например говорит о существовании биологического, физического, социального и психологического времени.

Рассматриваемые философией основные модальности времени представляют интерес и для психологической науки. Идеи многих философов древности находят свое отражение в современных психологических концепциях. Так понимание времени как объективной, ни от чего не зависящей сущности, как непрерывного, бесконечного, «абсолютного времени», каким оно выступало в концепции И. Ньютона, стимулировало психологические исследования на изучение особенностей восприятия хронологического времени. Понимание же времени с позиции реляционного подхода, предполагающего наличие различных несводимых друг к другу уровней пространственно-временных отношений, позволяет исследовать различные уровни субъективно переживаемого времени.

1.2. ИЗУЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ПСИХОЛОГИИ.

Интерес психологической науки к проблеме времени неслучаен и объясняется прежде всего тем, что все основные объекты исследования в психологии являются динамичными, развивающимися во времени образованиями. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев, А.А.Кроник и многие другие.

Рассматривая онтогенез человека как развивающиеся единство биологического и социального, психологи выделяют временные структуры человека как индивида, личности, субъекта деятельности и говорят о человеке как о «полиморфном носителе временных упорядоченностей различного порядка». Такой подход позволяет выделить различные уровни временных отношений, каждому из которых соответствуют тот или иной аспект исследований в психологии. В настоящее время можно выделить три основных направления изучения времени в психологии: психофизиологический, психологический и личностный.

Как уже было отмечено выше, ранние исследования времени проходила в трех основных направлениях: классические исследования восприятия времени, переживания времени, временной перспективы. Но эти направления были оторваны от данных о нейрофизиологических и психофизиологических особенностях временной организации человека. Кроме того, эти две области, в свою очередь, были обособлены от исследований проблем личностного времени — времени развития личности, мотивации, динамики осознаваемого и бессознательного (П. Жане, Ж. Пиаже, К. Левин, X. Томе и Др.). А исследования, касающиеся проблемы личностного времени (в том числе и в первую очередь динамическая концепция личности 3. Фрейда), оказались в стороне от изучения конкретного жизненного пути, его специ­фических временных, биографических, событийных характеристик (Б. Г. Ананьев, П. Б. Балтес, Ш. Бюлер и др.). В свою очередь, недостаточно связанной с особенностями жизненного пути оказа­лась возрастная периодизация Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др. Первую попытку осуществить синтез собственно жизненной и возрастной периодизации предпринял Б. Г. Ананьев. Социаль­ное развитие ребенка в пространстве—времени детства проведено Д. И. Фельдштейном .

Отдельные исследова­ния в рамках деятельностного подхода коснулись некоторых временных характеристик деятельности (В. П. Зинченко и др.), временных условий или специфики от­дельных профессий (Ш. Гадбуа, В. А. Денисов, Д. Н. Завалишина и т. д.), таких, как профессия медсестер, летчиков. Огромный толчок для практического применения исследований времени стало введение понятия «производительность труда» как основной временной характеристики деятельности.

Существующие направления изучения времени можно условно классифицировать следующим образом: выделив четыре основных аспекта его рассмотрения. Первый — отражение (психикой, созна­нием) объективного времени, большая или меньшая адекватность и механизмы отражения (восприятие времени). Второй — временные, т. е. процессуально-динамические характеристики са­мой психики, связанные прежде всего с лежащими в ее основе ритмами биологических, органических, нейрофизиологических про­цессов. Третий — способность психики к регуляции времени движе­ний, действия и деятельности. Четвертый — личностная организа­ция времени жизни и деятельности, т. е. той временно-пространст­венной композиции, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении времени жизненного пути.

Ш. Бюлер впервые, вопреки всем биографическим подходам, которые представляли жизнь как индивидуальную совокупность обстоятельств, сопутствующих личности и складывающихся отно­сительно благоприятно (или неблагоприятно), назвала жизнь ин­дивидуальной «историей», тем самым подчеркнув ее специфический закономерный характер. Но ей не удалось вы­явить «роль личности в истории». Эту роль начал выявлять и отмечать начиная с 40-х годов С. Л. Рубинштейн, заговоривший о «поворотном моменте жизни», т. е. о соотношении личности и жизни, о детермининации личностью хода ее жизни. В работе «Человек и мир» полностью была построена философско-психологическая концепция личности как субъекта жиз­ни. Но эта концепция открыла множество проблем, касающихся специфики времени самой жизни и специфики времени личности, как живущей этой жизнью. особенно отметим, что Рубинштейн создал тест на планирование времени, который в дальнейшем неоднократно применялся в других исследованиях.

В русле идей С. Л. Рубинштейна пред­ставителями его школы продолжала развиваться концепция при­роды психики как специфически детерминированного процесса (А. В. Брушлинский) и начала исследоваться природа личностной и психической организации времени.

В. И. Ковалев провел глубокий методологический анализ про­блемы времени, предложил и разработал два основных принципа ее анализа и концептуализации. Первым являлось выделение и дифференциация психологической организации у человека и чело­веком времени, которая включала процессы восприятия, пережи­вания, осознания и отношения ко времени жизни, и личностной регуляции — использования, овладения и управления (преобразо­вания) времени. Второй принцип заключался в выделении уровней организации психологических времен, имеющих «следующую восходящую по­следовательность: субъективно-переживаемое, перцептуальное, лич­ностное, субъектное и индивидуальное время»

Одним из наиболее исследованных в психологии разделов жиз­ненного пути является проблема жизненных или временных перспектив (Р. Кастенбаум, К. Левин, Дж. Нюттен и др.). Известно, что среди большого числа исследований жизненных или психологических перспектив одни исследуют будущее относи­тельно прошлого и настоящего, другие — с точки зрения его струк­туры, третьи — ценностного содержания. В русле когнитивизма эти исследования приобрели несколько формализованный характер: во-первых, учитывался только осознанный мысленный прогноз бу­дущего, во-вторых, преимущественно близость—отдаленность, дроб­ность—глобальность, конкретность—глобальность жизненных пла­нов.