Смекни!
smekni.com

Внимание и его основные свойства. Виды внимания. Развитие внимания у детей (стр. 4 из 8)

В эту группу факторов относится прежде всего то влияние, которое оказывают потребности, интересы и «установки» субъекта на его восприятие и на протекание его деятельности.

Разбирая проблемы биологической эволюции поведения животных, мы уже видели решающую роль, которую играет в поведении животных биологическая важность сигналов.

Мы указали на то, что утка выделяет растительные, а кобчик — гнилостные запахи, являющиеся для них жизненно существенными, что пчела реагирует на сложные формы, являющиеся признаками цветов, оставляя без внимания простые геометрические формы, лишенные для нее биологического значения, что кошка, живо реагируя на поскребывание мыши, не обращает внимание на звуки перелистывания книги или шуршание газеты. Тот факт, что внимание животных привлекается жизненно важными сигналами, достаточно хорошо известен.

Все это в равной мере относится и к человеку, с той только разницей, что те потребности и интересы, которые характеризуют человека, в подавляющей части носят не характер биологических инстинктов и влечений, а характер сложных побуждающих факторов, сформированных в общественной истории. Например, человек, интересующийся спортом, выделяет из всей доходящей до него информации ту, которая относится к футбольному матчу, а человек, интересующийся новостями радиотехники, обратит внимание на те стоящие на полке книги, которые относятся именно к этому предмету.

Легко убедиться в том, что сильный интерес человека, делающий одни сигналы доминирующими, одновременно тормозит все побочные, не относящиеся к сфере его интересов сигналы. Хорошо известные факты, говорящие о том, что ученые, погруженные в решение сложной задачи, перестают воспринимать все побочные раздражения, отчетливо указывают на это.

Существенное значение для понимания факторов, направляющих внимание человека, имеет структурная организация человеческой деятельности.

Известно, что деятельность человека определяется потребностью или мотивом и всегда направлена на определенную цель. Если мотив в некоторых случаях может оставаться неосознанным, цель и предмет его деятельности всегда осознаются. Известно, наконец, что именно этим цель действия отличается от тех средств и тех операций, которыми она достигается.

Пока отдельные операции не автоматизированы, выполнение каждой из них состав­ляет цель данного отрезка деятельности и привлекает к себе внимание; достаточно вспомнить, как напрягается внимание неопытного стрелка к спуску курка или напря­гается внимание начинающего писать на пишущей машинке к каждому удару на кла­вишу. Когда деятельность автоматизируется, отдельные операции, входящие в ее состав, перестают привлекать внимание и начинают протекать без осознания, в то время как основная цель продолжает осознаваться. Достаточно внимательно проана­лизировать процесс стрельбы у хорошо обученного стрелка или процесс письма на пишущей машинке у опытной машинистки, чтобы видеть это.

Все это показывает, что направление внимания определяется психологической структурой деятельности и существенно зависит от степени ее автоматизации. Общая задача, направляющая деятельность человека, выделяет как предмет его внимания ту систему сигналов или связей, которые входят в состав вызванной де­ятельности человека, которая вызвана этой задачей. Конкретная цель, которую ставит перед собой человек, решающий задачу, делает относящиеся к ней сигналы или действия центром внимания. Процесс автоматизации деятельности приводит к тому, что отдельные действия, привлекавшие внимание, становятся автоматиче­скими операциями, и внимание человека начинает смещаться на конечные цели, переставая привлекаться хорошо упроченными привычными операциями. Едва ли не наиболее важным является тот факт, что направление внимания находится в прямой зависимости от успеха или неуспеха деятельности.

Успешное завершение деятельности сразу же устраняет то напряжение, которое сохранялось у человека все время, пока он пробовал решать задачу. Например, чело­век, опустивший письмо в почтовый ящик, тут же забывает о выполненном намере­нии, оно перестает беспокоить его. Наоборот, незаконченная деятельность или неус­пешно выполненное задание продолжают вызывать напряжение и привлекать вни­мание, сохраняя его, пока задача не будет успешно выполнена.

Внимание входит как контрольный механизм в аппарат «акцептора действия»: оно обеспечивает сигналы, указывающие па то, что задача еще не выполнена, действие не завершено, и именно эти «обратные сигналы» побуждают субъекта к активной деятельности.

Таким образом, внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля.

Все это делает внимание одной из наиболее существенных сторон деятельности человека.

1.6. Развитие внимания в онтогенезе человека.

Под вниманием принято понимать направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития.

Непроизвольное внимание – один из видов – психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосре­доточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте [6]

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители, причем только в слу­чае их резкой смены. Например, при переходе от сумерек к яр­кому свету, при внезапных громких звуках, при смене темпера­туры и т. п.

Начиная с третьего месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, то есть наиболее близкими к нему.

В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к но­вым ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание в этот период жизни до­статочно развито и интенсивно.

Произвольное внимание – один из видов внимания – психический процесс, который заключается в сознатель­ном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте[6]

Зачатки произвольного внимания обычно начинают про­являться к концу первого - началу второго года жизни ребенка. Можно предположить, что возникновение и форми­рование произвольного внимания связано с процессом воспи­тания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно при­учают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нуж­но делать.

Таким образом, в первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания, зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – начало второго года жизни.

По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вы­нуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает про­являться сознательность.

Большое значение для развития произвольного внимания име­ет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непро­извольное внимание.

Знакомство с все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные бе­седы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети под­ражают взрослым, манипулирование с игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание. Следовательно, игры, осо­бенно с участием взрослого, являются важнейшим условием развития внимания ребенка.

Зеньковский В. В. стремится в своих трудах заменить обычное разделение непроизвольного и произволь­ного внимания более состоятельным разделением на эмоциональное и волевое внима­ние. Противопоставлять же пассивное и активное внимание совершенно невозможно: всякое внимание активно.

Здесь надо иметь в виду, прежде всего движения ребенка, кото­рые являются средством выделения отдельных восприятий, – а затем все больше значения выпадает на долю внимания. Конечно, в это время едва ли возможно говорить о волевом внимании, так как сама воля еще не сформировалась. Регуляция всей нашей активности, в том числе и внимания, может быть и не волевой – она может быть связана с эмоциональной сферой. Конечно, в первые месяцы жизни ребенка речь может идти лишь об эмоциональной регуляции внимания. Таким образом, движения ребенка и работа внимания являются необходимы­ми для расчленения потока, льющегося в душу через органы восприя­тий, а затем и для той взаимной координации восприятий, которая вырастает на этой основе.

Один психолог наблюдает у своего ребенка 11 месяцев в течение четверти часа восемь разных чувств.

Эта подвижность детской эмоциональной жизни обусловливает собой подвижность и детского внимания, его легкую отклоняемость. Именно потому особая роль и выпадает на движения ребенка, которые по возможности им повторя­ются, так как создаются моторные установки, ведущие к повторению движений; затем, несомненно, у детей с особой силой выступает в их движениях отмеченная Болдвиным тенденция к самоподражанию. Ус­тойчивость движений, повторение их, возникновение моторных уста­новок борются с подвижностью эмоциональной сферы, подготавливая, таким образом, иную форму внимания, которая в свое время опреде­лится как волевая форма внимания [1]

Если в начале (2-3 года) у малыша преобладает непроизвольное внима­ние, то к 5-6 годам все больше и больше проявление внимания носит произвольный характер. Так, младшие дошкольники обычно рассматривают привлекающие их внимание картинки всего 6-8 секунд, а дошкольники старшего возраста в состоя­нии сосредотачивать свое внимание на объекте от 12 до 20 се­кунд. Аналогичная тенденция обнаруживается и в выполняе­мой детьми деятельности. В процессе взросления дети в состо­янии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени [6]