Смекни!
smekni.com

Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности (стр. 12 из 14)

Критерии значения Т: 1.98 (р=0,05 *); 2.63 (р=0,01 **); 3.39 (р=0,001 ***)

Как видно из таблицы (визуально - на рис. 5, 6 в приложении) наиболее существенные различия - между связями в паре показателей 9 (редукция профессиональных обязанностей) и 10 (резистенция). Эта связь наиболее прочна в городской выборке (при р = 0,001), в сельской выборке эта взаимосвязь намного слабее (р = 0,01). Другими словами, у сельского учителя редукция профессиональных обязанностей не вызывает такого выраженного внутреннего сопротивления и необходимости адаптации, как у городского, то есть, к выполнению профессиональных обязанностей сельский учитель подходит менее ответственно, что может рассматриваться как форма психологической защиты. Также существенны различия в парах 3 ("загнанность в клетку") и 4 (тревога и депрессия). Связь между этими показателями прочнее в сельской выборке (р = 0,01). То есть, можно сказать, что у городских педагогов состояния эмоционального "затора" или отчаяния не приводят к разочарованиям в работе или себе. В то время как у сельских учителей это выражено ярче.

Обнаружены различия между связями в паре показателей 4 (тревога и депрессия) и 15 (истощение). Данная связь наиболее выражена в сельской местности (при р = 0,01). По-видимому, у педагогов сельской местности, характеризующихся более выраженной тревогой и депрессией, происходит более заметное падение общего тонуса и ослабление нервной системы. Эмоциональная защита в форме "выгорания" становится неотъемлемым атрибутом личности.

Общее количество взаимосвязей, как сильных, так и слабых, больше в сельской выборке, нежели в городской, что говорит о более четкой сформированности структуры эмоционального выгорания.

Необходимо отметить, что показатель эмоционально-нравственной дезориентации (7) в структуре показателей эмоционального выгорания городской выборки полностью отсутствует. То есть, данный показатель вносит заметный вклад в эмоциональное выгорание только у педагогов сельской местности.

Таким образом, наблюдаются существенные различия между выборками сельских и городских учителей, как в количественных значениях показателей эмоционального выгорания, так и в их структурной организации.

2.3.4 Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта сельских и городских педагогов

На рисунке 3 представлены плеяды, образованные показателями эмоционального интеллекта.

Как видно из рисунка, структура эмоционального интеллекта по ее организации одинакова в обеих выборках.

Общими по прочности связи для обеих выборок является взаимосвязь показателя 20 (эмпатия) и показателя 21 (распознавание эмоций других людей) (при р = 0,01), что может трактоваться так: умение распознавать эмоции других людей усиливает эмпатийность. Или же: степень эмпатийности влияет на распознавание эмоций других людей.

Показатель 19 (самомотивация) взаимосвязан прямой связью с показателями 17 (эмоциональная осведомленность) и 18 (управление своими эмоциями) (при р = 0,5).

Данную связь можно рассматривать как тенденцию. Можно предположить, что на уровень таких способностей как эмоциональная осведомленность и управление своими эмоциями влияет уровень развития самомотивации. Или же, наоборот, на самомотивацию влияют эмоциональная осведомленность и умение управлять своими эмоциями, однако не исключены промежуточные детерминанты, поскольку математический аппарат позволяет говорить только о взаимосвязи показателей.


Различия между структурами показателей эмоционального интеллекта городской и сельской выборок обнаруживаются только в прочности связей между ними. Поскольку применение аппарата дивергентного анализа не позволило говорить о существенности различий между структурами, они могут быть описаны как проявляющиеся на уровне тенденции. Так, обнаружена более тесная взаимосвязь показателя 21 (распознавание эмоций других людей) с показателями 17 (эмоциональная осведомленность) и 19 (произвольное управление своими эмоциями) в сельской выборке (при р = 0,01), (а в городской – при р = 0,5). Можно предположить, что такая способность как распознавание эмоций других людей – более существенный фактор эмоциональной осведомленности и самомотивации в выборке сельских учителей, нежели городских.

2.3.5 Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта городских и сельских учителей

При рассмотрении взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания (см. рис. 4) общих тенденций в структурной организации показателей обеих выборок не обнаружено.

В городской выборке была выявлена только одна достоверная, на уровне р = 0,5, обратная взаимосвязь показателя 20 (эмпатия) с показателем 11 (эмоциональный дефицит), что может быть рассмотрено как тенденция. Можно предположить, что такая способность, как эмпатия, влияет на развитие симптома эмоционального дефицита в большей степени у городских учителей. То есть, чем выше способность к соучастию, сочувствию, сопереживанию у городского учителя, тем ниже у него эмоциональный дефицит, который обычно выражается в резких, грубых эмоциональных проявлениях, что не так показательно для выборки сельских учителей.

Если в корреляционной плеяде, образованной показателями эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта, городской выборки обнаружена только одна взаимосвязь между этими явлениями, то в плеяде сельской выборке их девять.

Так, для структуры показателей сельской выборки характерны обратные взаимосвязи показателя 18 эмоционального интеллекта (управление своими эмоциями) с 4-ым (тревога и депрессия), 5-ым (напряжение) и 14-ым (психосоматические и психовегетативные нарушения) показателями эмоционального выгорания (при р = 0,01).


Также, у этого показателя эмоционального интеллекта (18 – управление своими эмоциями) обнаружены связи с показателями эмоционального выгорания: 1 (переживание психотравмирующих обстоятельств), 8 (расширение сферы экономии эмоций), 13 (личностная отстраненность), 15 (истощение). Данные связи могут рассматриваться на уровне тенденции (р=0,5).

Обнаруженные взаимосвязи могут свидетельствовать о том, что повышение величины показателей способности к управлению своими эмоциями способствует снижению склонности к систематическому извлечению из памяти неприятных моментов, а также уровня истощения. При недостаточном уровне развития данной способности у сельских учителей начинает затрагиваться круг неформального общения, проявляются все признаки передозировки общения, также может возникнуть утрата интереса к партнеру, работе вообще. Повышение уровня, наоборот, способствует смягчению проявлений синдрома эмоционального выгорания.

На уровне тенденции также были обнаружены подобные обратные взаимосвязи показателя 19 эмоционального интеллекта (самомотивация) с такими показателями эмоционального выгорания как: 3 ("загнанность в клетку") и 5 (напряжение). Можно сказать, что уровень развития данной способности (здесь имеется в виду наличие эмоций, "самомотивирующих" когнитивную деятельность, связанную с эмоциональной сферой, точнее, с распознаванием, выражением, пониманием эмоций) оказывает подавляющее влияние на появление такого состояния как эмоциональный "затор" или отчаяние, а также на уровень напряжения.

С помощью дивергентного анализа были выявлены наиболее существенные различия в структурах. Это – различия в паре показателей тревоги и депрессии (4) и управления своими эмоциями (18). Данная взаимосвязь наиболее прочна в структуре выборке педагогов сельской местности. Именно у них способность управления своими эмоциями способствует снижению тревоги и депрессии в большей степени, чем у городских учителей.

Таким образом, у педагогов сельской местности такая способность как управление своими эмоциями оказывает положительное влияние на отношение к работе и к самому себе, снижает уровень напряжения; снимает так называемые "болезни стресса", а также является средством устойчивости к развитию эмоционального выгорания в большей степени, чем у городских педагогов.

Результаты корреляционного и дивергентного анализов позволяют говорить о том, что синдром эмоционального выгорания, в меньшей степени сформированный у городских учителей, не является для них настолько проблемным, что требует собственной психологической защиты, как это происходит у сельских учителей. Несмотря на более низкие количественные значения его показателей у сельских учителей, именно у них эмоциональный интеллект выступает как средство подавления неприемлемой для них формы психологической защиты – эмоционального выгорания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Вопросами, касающимися эмоционального выгорания педагогов, занимались многие ученые. Выделялись основные факторы, влияющие на эмоциональное выгорание, фазы его развития, взаимосвязь с индивидуальными особенностями. Однако, в изученной литературе не обнаружено исследований, касающихся особенностей развития синдрома эмоционального выгорания, а также его взаимосвязи с эмоциональным интеллектом у педагогов сельской местности. Это противоречие позволило акцентировать внимание на специфике этой взаимосвязи у сельских учителей, как проблеме данного исследования.

Нужно отметить, что исследований, касающихся психологических проблем сельских педагогов, крайне мало, несмотря на то, что сельские школы по своему количеству превосходят городские, а в имеющихся работах подчеркиваются существенные различия условий профессиональной деятельности сельских и городских педагогов.