Смекни!
smekni.com

Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте (стр. 7 из 13)

К.Г. Юнг полагал, что продукция воображения имеет символическое значение и отражает наиболее глубинные уровни и неосознаваемые тенденции душевной жизни. В воображении человеку открываются такие содержания бессознательной сферы психического, которые недоступны для непосред­ственного самонаблюдения и рационального мышления. С помощью вооб­ражения бессознательное («душа» как первичная психическая реальность) общается с Эго (индивидуальным сознанием) на сложном и «темном» язы­ке символов.[46]

Юнг усматривал в воображении первичную и наиболее естественную творческую способность души, ее спонтанную символическую деятельность: «Душа рождает символ, также как почва — цветок». В то же время, он различал пассивное фантазирование и активное воображение. В первом случае имеют место грезы, возникающие независимо от направленности сознания и без активного участия последнего. Активное же воображение является творческим по своей сути и разворачивается как внутренний диа­лог сознания и бессознательного, их продуктивное сотрудничество, способствующее внутри личностной интеграции. В активном воображении Юнг видел и эффективный метод психотерапии, и особый способ самопознания, дополняющий классическую интроспекцию и направленный на выявление и прояснение скрытых содержаний бессознательного.

Значимыми факторами душевной жизни, тесно связанными с деятельно­стью воображения, являются эмоциональные состояния и процессы. Вооб­ражение связано с эмоциональной сферой двояко. Согласно закону двой­ного выражения эмоций, с одной стороны, эмоции разрешаются в во­ображаемых ситуациях, т.е. воображение обеспечивает эмоциональную разрядку, отреагирование (еще 3. Фрейд отмечал что для невротичной личности уход в фантазирование — это способ минимизировать внутрен­нее интрапсихическое напряжение, возникающее в моменты фрустрации); с другой стороны, процессы воображения способны усиливать аффек­тивные процессы и влиять на характер и интенсивность эмоциональной оценки ситуации, причем это влияние может быть как дестабилизирующим (усиление негативных аффектов, например, страха), так и стабилизирующим (примером может служить использование ресурсов воображения в аутотренинге и других релаксационных и имагинативных техниках психотерапии).[45]

Основное назначение воображения Л.С. Выготский [9] усматривал в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека и соответствуют новым, изменившимся условиям среды. Он выделил три основные функции воображения:

1) познавательную;

2) эмоциональ­ную;

3) воспитательную или формирующую.

Первая связана с необходимостью при помощи воображения представлять, и таким способом, делать объектом познания нечто новое и еще не отраженное в нашем прошлом опыте. Способность вообразить, представить играет огромную роль в освоении индивидом новых для него форм коллек­тивного опыта человечества: так в школьные годы с опорой на ресурсы вооб­ражения изучаются физика, химия, астрономия, история и др. науки, обеспе­чивающие не доступные для чувственного познания сведенья о мире.

Вторая, эмоциональная функция состоит в том, что фантазия обеспечи­вает внутреннее выражение тех аффектов и эмоциональных импульсов, ко­торые, в силу различных причин, не находят выхода во внешнем поведении, в действиях субъекта. Воображение как бы открывает новые двери для на­ших потребностей и стремлений: в сказке, игре и вымысле, как ребенок, так и взрослый находят бесконечный источник переживаний. С данной функци­ей связан описанный в психоанализе механизм сублимации: при посредстве фантазии достигается высшая и социально приемлемая реализация не осу­ществившихся в повседневной жизни возможностей, что мы наблюдаем в различных видах творчества, прежде всего, в такой имагинативной деятель­ности, как искусство.

Наконец, третья функция проясняется, когда мы раскрываем психологи­ческое значение игры для развития ребенка. Именно с игровой деятельно­стью связывал Выготский работу воображения в детском возрасте: игра есть фантазия в действии, а фантазия — заторможенная и необнаруженная игра. Смысл и назначение игры как спонтанной имагинативной активности — это «организация повседневного поведения ребенка в таких формах, чтобы он мог упражняться и развиваться для будущего». Работа воображения в игре, в конечном счете, заключается в подготовке ребенка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, по­ступкам и решениям. Наряду с перечисленными необходимо выделить также антиципирующую функцию: как уже отмечалось, человек способен в воображаемом плане предвосхищать возможные последствия своих дейст­вий, предвидеть развитие и исход какой-либо ситуации, заранее представлять конечный результат осуществляемой деятельности.

В то же время, воображение выполняет и креативную (творческую) функцию. Это находит отражение не только в артистической деятельности, создании произведений искусства и др. видах творчества, но и в глобаль­ных процессах становления самосознания и индивидуального мировоззре­ния. Воображение (в неразрывной связи с мышлением) активно участвует в порождении целостного представления субъекта о самом себе (Образа Я) и такого интегрального образования, как «картина мира».

Эффективное использование имагинативных техник (в частности, тех­ник визуализации) в различных направлениях психотерапии, таких как имаготерапия, психосинтез, символдрама, позволяет говорить о регуляторной функции воображения. Формируя определенные образы, человек способен управлять функциональными состояниями собственного организ­ма и психики, регулировать течение эмоционально-волевых процессов, ми­нимизировать негативное воздействие стрессовых факторов среды. Образ воображения может стать тонким инструментом произвольной саморегуля­ции: так, представление возможных позитивных результатов деятельности способствует поддержанию волевого усилия при недостаточной (снижен­ной) мотивации.

В соответствии с выполняемыми функциями, выделяются три основных вида воображения:

1) воображение репродуктивное (воссоздающее);

2) воображение продуктивное (творческое);

3) воображение антиципирующее (предвосхищающее).

Воссоздающее воображение выражается в построении образа объек­та или ситуации на основе рассказа, описания, схемы, чертежа или какого-либо другого условного обозначения. В данном случае некий исходный мате­риал дополняется имеющимися у субъекта образами и впечатлениями, изна­чально заданный каркас как бы заполняется субъективным содержанием.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, отличающегося оригинальностью, субъективной или объективной но­визной и не имеющего аналогов среди известных субъекту предметов и впе­чатлений из его прошлого опыта.

Образы творческого воображения формируются с помощью специфических операций. Т. Рибо выделил две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения: диссоциацию и ассоциацию. [49]

Диссоциация — это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные его впечатления подвергаются расчленению и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации. В свою очередь, ассоциация предполагает создание новых сочетаний предварительно выделенных элементов опыта, их синтез, объединение в качественно новый целостный образ.

Синтез образов и представлений в процессе воображения осуществляется различными способами. Наиболее специфичные среди них:

· агглютинация — элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр);

· гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей (трехголовый дракон, одноглазый циклоп);

· заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж);

· схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов;

· типизация — выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.

Специфическую разновидность представляет антиципирующее (предвосхищающее) воображение, лежащее в основе способности человека прогнозировать возможное будущее. Эта форма тесно связана с мыслительной деятельностью, которая выражается в установлении каузальных (причинно-следственных) связей между актуальными событиями и их вероятными ис­ходами. Само слово «предвиденье» обозначает способность «увидеть» мыс­ленным взором то, что еще не совершилось, что только предстоит. Ф. Лерш [46] полагал, что реализация этой «прометеевской» функции воображения непо­средственно зависит от жизненной перспективы: чем моложе человек, тем в большей степени его воображение ориентировано на будущие события, то­гда как люди преклонного возраста скорее склонны мысленно возвращаться к событиям своего прошлого.

Длительное время считалось, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. В последние годы обозначился иной подход — воображение все чаще рассматривается как комбинация не только образных, но и абст­рактных элементов.

Следует подчеркнуть огромную роль, которую воображение играет в ра­циональном познании мира. Этот когнитивный процесс имеет значение не только для искусства, но и для научной деятельности. Подтверждением может служить мысленный эксперимент, методологическое обоснование которому дал уже Галилей. Благодаря продуктивной работе воображения Галилей смог смоделировать ситуацию, невозможную с точки зрения аристоте­левской физики: если будут устранены все причины, мешающие свободно­му перемещению тела в пространстве, тело будет сохранять движение бесконечно долго. Эта ситуация, возможность которой обнаруживается лишь в плане воображаемого, стала классической иллюстрацией учения об инерциальном движении. В данном пункте научное мышление формирует знание о мире, опираясь на воображаемый результат мысленного эксперимента, а продуктивная сила воображения проявляет себя не в приумножении иллю­зий, но в обеспечении рационального постижения действительности. Не слу­чайно выдающийся физик Э. Резерфорд усматривал предпосылки прогрес­са научного знания в соединении фантазии и эксперимента.