Смекни!
smekni.com

Психология Конспект лекций Богачкина Н А (стр. 2 из 30)

3) пока еще не все явления психики могут быть смоделирова­ны в условиях эксперимента.

2. Естественный эксперимент — искусственная ситуация
создается в естественных условиях. Впервые был предложен
А. Ф. Лазурским. Например, можно изучать особенности памя­
ти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит
«сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд
слов.

8


Опросы — вспомогательные методы исследования, содержа­щие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требо­ваниям.

Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми крат­кий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.

Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.

Беседа — метод опроса, при котором и исследователь, и ис­пытуемый находятся в равных позициях.

Может применяться на различных этапах исследования.

Анкетирование — метод, благодаря которому можно оператив­но получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.

Виды анкет:

1) индивидуальные — коллективные;

2) очные (имеется личный контакт исследователя и анкети­руемого) — заочные;

3) открытые (анкетируемые сами формулируют ответы) —
закрытые (представлен перечень готовых ответов, из которых
надо выбрать наиболее походящий анкетируемому).
Интервью — метод, осуществляемый в процессе непосред­
ственного общения, ответы даются в устной форме.

Виды интервью:

1) стандартизированное — все вопросы сформулированы за­ранее;

2) нестандартизированное — вопросы формулируются ходе интервьюирования;

3) полустандартизированное — часть вопросов сформулиро­
вана заранее, а часть возникает в процессе интервью.
При составлении вопросов следует помнить, что первые во­
просы должны дополняться последующими.

Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать кос­венные.

Социометрия — метод, благодаря которому изучаются со­циальные отношения в группах. Позволяет определить положе­ние человека в группе, предполагает выбор партнера по сов­местной деятельности.

9


Анализ процесса и продуктов деятельности — изучаются про­дукты человеческой деятельности, на основании которых делают­ся выводы о психических особенностях человека.

Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.

Близнецовый метод используется в возрастной генетической психологии.

Суть метода заключается в сопоставлении психического раз­вития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитан­ных в различных жизненных условиях.

Тесты — стандартизированная психологическая методика, предназначение которой — дать количественную оценку изуча­емого психологического качества.

Классификация тестов

1. Тест-опросник — тест-задание.

2. Аналитические (изучают одно психическое явление, напри­мер, произвольность внимания) — синтетические (изучают сово­купность психических явлений, например, тест Кеттелла позво­ляет дать заключение о 16 качествах личности).

3. в зависимости от содержания тесты делятся на:

1) интеллектуальные (изучают особенности интеллекта, так называемый IQ);

2) тесты профпригодности (исследуют уровень профессио­нального соответствия);

3) личностные тесты (словесные; проективные, когда о каче­ствах человека судят по тому, как он воспринимает и оценива­ет предлагаемую ему ситуацию).

Итак, методы психологии разнообразны и их выбор опреде­ляется задачами исследования, особенностями испытуемого и ситуации.

2. Становление психологии как науки

1. Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.

2. Становление психологии как самостоятельной науки.

3. Современные психологические концепции.
1. Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психо­
логических, возник у человека в глубокой древности.

10


Философы древней Греции в своих трактатах пытались про­никнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека.

Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, во­да, огонь и воздух.

Душа, как и все на этом свете, состояла из этих начал.

Древние полагали, что душа находится там, где есть тепло и движение, то есть душой наделена вся природа.

Впоследствии, учение, одухотворяющее весь мир, получило название «анимизм» (от лат. «анима» — «дух», «душа»).

На смену анимизму пришло новое философское учение — атомистическое.

Ярким представителем этого направления выступал Аристо­тель. Он полагал, что мир — это совокупность мельчайших неде­лимых частиц — атомов, которые отличаются друг от друга раз­личной подвижностью и величиной, а материальные носители души — самые мелкие и наиболее подвижные.

Исходя из такой подвижности атомов, Аристотель объяснял механизмы, законы функционирования многих психических яв­лений: мышления, памяти, восприятия, сновидения и т. д.

Трактат Аристотеля «О душе» многие ученые рассматривают как первое крупное научное исследование по психологии.

По мнению Аристотеля, у человека три души: растительная, животная и разумная.

Ум зависит от величины мозга, эмоции — от сердца.

Представителем материалистических взглядов выступал Де­мокрит. Он считал, что все в мире состоит их атомов.

Атомы существуют во времени и пространстве, в котором все движется по заданной траектории. В беспредельном простран­стве, согласно определенным законам, движутся неделимые и непроницаемые частицы; душу образуют легкие, шарообраз­ные частицы огня.

Душа представляет собой огненное начало в теле, смерть же происходит в результате распада атомов души и тела. И тело, и ду­ша смертны.

Заслугой Демокрита является то, что он положил начало раз­работке теории познания, особенно зрительным ощущениям. Он разработал рекомендации для запоминания, разделив приемы сохранения материала на вещественные и умственные.

11


Нельзя не упомянуть и о взглядах Платона.

Согласно его воззрениям человек — это узник в пещере, а дей­ствительность — его тень.

У человека две души: смертная и бессмертная.

Смертная решает конкретные задачи, а бессмертная, жизнь которой продолжается и после смерти, является самой сердцеви­ной психического, высшей формой, наделенной разумом.

Лишь бессмертная душа дает подлинные знания, получаемые в результате озарения.

Существуют вечные идеи, а мир — слабое отражение идей. В процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с кото­рыми она сталкивалась до вселения в тело.

Интересны взгляды Платона, касающиеся вопросов функцио­нирования человеческой памяти.

Память — это восковая дощечка. У людей разная память и она зависит от качества воска.

Мы сохраняем воспоминания до тех пор, пока они сохранены на восковой пластине.

Учение о душе в раннем средневековье стало частью теологи­ческого мировоззрения и полностью отошло к религии, что про­должалось вплоть до XVII в. в эпоху.

Возрождения все науки и искусство стали вновь активно раз­виваться.

Естественнонаучные, медицинские, биологические науки, различные виды искусства, так или иначе, затрагивали учение о душе.

Французские, английские и другие европейские философы того времени, основываясь на механистической картине мира, многие проявления психики стали трактовать с позиций биоме­ханики, рефлекса, при этом обращение к внутренним проявле­ниям психики, к душе осталось за пределами их рассмотрения.

Однако внутренние феномены реально существовали и тре­бовали объяснения своей роли в жизни человека. В результате стало формироваться новое философское направление — дуа­лизм, которое утверждало, что в человеке существует два незави­симых начала: материя и дух.

Наука того времени так и не смогла объяснить взаимосвязь и взаимозависимость этих двух начал, поэтому отказалась от

12


изучения поведения и сосредоточилась на субъективном опыте человека (XVII—XVIII вв.).

Таких позиций придерживались Р. Декарт и Дж. Локк.

Психика рассматривалась только как проявление сознания, мир материи был исключен из предмета психологии.

Основным методом исследования признавался метод самона­блюдения (интроспекция), а естественнонаучные методы счита­лись неприемлемыми для изучения феноменов души.

Одновременно с такими взглядами развивалось и атомистиче­ское понимание устройства мира. Простые проявления психики стали рассматриваться как атомы.

Такая атомистическая психология развивалась на протяжении двух веков, вплоть до конца XIX в.

Таким образом, с древнейших времен и до середины XIX в. психология развивалась в рамках других наук, чаще философии, медицины, биологии.

2. В середине XIX в в научном мировоззрении произошли глу­бокие изменения.

Это касалось и взаимосвязи между душой и телом, материаль­ными и психическими проявлениями.

Успехи медицины, в частности психиатрии, бесспорно, дока­зывали, что между нарушениями работы мозга и нарушениями психики существует тесная связь, что опровергает постулат ду­ализма об их раздельном существовании.

Возникла необходимость по-новому взглянуть на роль ду­шевных феноменов в жизни и поведении человека.

Механистическое понимание хорошо объясняло однообраз­ные движения, но становилось несостоятельным в понимании разумного поведения.

Положения атомистической психологии также не укладыва­лись в новые научные факты и требовали пересмотра.

Таким образом, во второй половине XIX в. психологическая наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины:

1) понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;

2) взаимосвязь между психическим и телесным не поддава­лась разумному объяснению;