Смекни!
smekni.com

Психологическое консультирование 7 (стр. 17 из 45)

То, что происходит на приеме, можно разделить на несколько этапов:

  1. установление контакта
  2. избавление от иллюзий
  3. глубокая работа
  4. завершение

Эти этапы большей частью относятся к довольно длительной терапии, когда клиент работает с психологом десяток-другой встреч, или дольше. Но в той или иной степени описываемые этапы присутствуют практически на каждом сеансе.

Описание каждого этапа для удобства чтения я помещу отдельной статьей.

Этап 1. Установление контакта

Первым этапом будет установление контакта между клиентом и психологом.

Почему я выделяю этот процесс, придавая ему такую важность? Потому что доверительные отношения между психологом и клиентом – необходимая составляющая эффективной терапии. Если вы как клиент чувствуете, что психолог на вашей стороне, если вам достаточно поддержки в сеансе – то в таком довольно безопасном пространстве становится возможным исследование тех областей своей жизни, к которым иначе страшно даже прикасаться.

Этот этап можно довольно четко поделить на два шага.

Шаг 1: подготовка

Этап установления контакта начинается с того момента, когда вы решили, что все же неплохо было бы обратиться к помощи психолога. Если вы читаете эти строки, подыскивая себе подходящего специалиста (или только задумываясь об этом), то вы уже находитесь на первом этапе терапии. Вы думаете о своей жизненной сложности, и ищете пути решения…

Заканчивается этот этап с началом реального общения с психологом. Обычно это звонок с целью прояснить условия работы (цену, время, место…).

Шаг 2: первые встречи

Итак, человек звонит психологу, и договаривается о встрече. Для многих людей это шаг, требующий большого мужества: в нашей культуре не принято просить о помощи (особенно незнакомых людей), ведь это означает признать свою слабость. Чтобы признать свою слабость, необходимо быть достаточно сильным… Парадоксально, правда?

И вот первая встреча. По сути, это просто знакомство. Клиент знакомится с психологом, психолог – с клиентом, и начинается совместный процесс знакомства с тем, что привело клиента в кабинет психолога. Как правило, самое важное в этой встрече для обоих участников – определиться, подходящие ли они партнеры для того, чтобы «справиться с проблемой» клиента.

Психологу тут обычно проще: он знает границы своей компетентности, и не возьмется за работу за ее пределами (конечно, если это хороший психолог).

Скажем, я не работаю с детьми, с детскими проблемами в семье, с химическими зависимостями, и с проблемами, относящимися к классу психических расстройств.

Клиенту сложнее, поскольку критерии выбора специалиста, который ему подходит, зачастую размыты или вовсе отсутствуют (например, из-за отсутствия опыта обращения к психологу). Я бы предложил опираться на впечатление от первой встречи: похоже ли, что общение с этим человеком приближает вас к решению вашей проблемы?

Это впечатление можно (и даже нужно!) проверять на нескольких первых встречах. Растет ли доверие? Как специалист реагирует на ваше недовольство процессом (если оно есть)? Достаточно ли вам поддержки в кабинете психолога? Понимаете ли вы, в какую сторону движется процесс, и объясняет ли вам это психолог, если вы говорите о своем непонимании? Наконец, изменяется ли ваше видение проблемы, с которой вы обратились к психологу? Получается ли начать менять свою жизнь в желаемую сторону?

Если все складывается хорошо, то клиент обретает в лице психолога союзника, ресурс для того, чтобы справиться с трудностями своей жизни. Этот ресурс отличается от дружеской поддержки, а союзник - от мастера по ремонту. Отличие заключается в особых отношениях, которые называют терапевтическими. Об этом отличии я напишу в последующих частях.

Про «решение проблемы» стоит сказать отдельно. Я беру это выражение в кавычки, потому что проблема, с которой приходит клиент – лишь верхушка «айсберга». И работать надо с самим «айсбергом», а не с его «верхушкой»: верх срежешь, а айсберг как-то шевельнется, кувыркнется, всплывет, и появится на свет новая «верхушка». Стратегически выгоднее работать с имеющейся проблемой, не «решая» ее (убирая симптом), а используя заключенную в ней энергию для того, чтобы подобраться к «сердцевине айсберга» и «решить» разом много проявлений одного и того же «айсберга».

«Айсберг» в этой метафоре – это неосознаваемые стратегии, выборы, механизмы, мифы, сценарии, вылезающие в жизнь какими-то верхушками. «Верхушка айсберга» – осознаваемая часть, что-то, что мешает жить так, как хочется, симптом.

На первых встречах часто идет исследование того, как «айсберг» проявляется в жизни клиента, намечаются пути к сердцевине «айсберга». Та проблема, с которой клиент пришел на первую встречу, может в процессе исследования стать неактуальной (клиент обнаруживает очевидное решение), а может, наоборот, стать более выпуклой. Процесс непростой, и важно, чтобы клиенту было достаточно поддержки от психолога, а уровень доверия был выше некоторой критической отметки, ниже которой – разрыв отношений. Сохранение отношений на этом этапе – дело не только психолога, но и клиента. Вам как клиенту важно явно заявлять о своих дискомфортах, связанных с происходящим на сеансе – это поможет психологу найти подходящий для вас способ помощи.

Этап установления контакта может быть ключевым в работе с психологом, если именно в этом состоит основная сложность клиента. Тогда мы будем много заниматься именно этим: как идти навстречу отношениям, и что этому мешает?

Бывает, что доверие устанавливается весьма сложно, и первая встреча (а то и несколько встреч) проходит в проверке психолога «на вшивость». Недоверие в столь важном вопросе, как допущение незнакомого человека к довольно интимным, обычно болезненным сторонам своей жизни – вполне здоровая штука. Тут важно не переборщить: психолог не сможет вам помочь, если вы не позволите ему этого.

Этап установления контакта может быть и очень коротким: звонок, первые несколько минут встречи – и психолог оказался явно самым подходящим на свете! Часто это иллюзия, «розовые очки». И вот тут мы плавно переходим к следующему этапу.

25 вопрос

1.1. Понятие психологического контакта, его природа.

Центральное место в деятельности следователя занимает практика общения с людьми. "Общение - это форма взаимодействия между людьми, заключающаяся в обмене информацией. Общение включено в совместную деятельность, взаимодействие, обеспечивая решение стоящих перед ним задач. Общение - это дело психологически тонкое. Люди при общении вступают в связь друг с другом, контактируя между собой" [34, с. 132].

В широком смысле под контактом понимается соприкосновение людей. При таком понимании любое общение есть контакт. Во многих видах деятельности, в юридической тоже, чаще, говоря о контакте, имеют в виду психологический контакт. Для решения общих задач в общении людям нужна не просто близость их тел, а близость целей, мыслей, намерений. Именно это понимают, когда говорят о взаимопонимании, психологической близости. Результативность предварительного следствия во многом зависит от умения правильно и оптимально настроить отношения с подозреваемым, обвиняемым, свидетелями, потерпевшим, т. е. своевременно установить с ними психологический контакт.

Понятие " психологический контакт" достаточно многогранно, поэтому криминалисты и психологи подходят к его определению с различных позиций.

В следственной практике особенно существенна подготовка следователя к общению с проходящими по делу лицами. Предварительно знакомясь с личностными особенностями каждого проходящего по делу лица, особенностями его поведения, образом жизни, кругом потребностей и интересов, следователь прогнозирует не только свои действия, но и возможные реакции на них партнера по общению, предусматривая позиции этих лиц в отношении обстоятельств дела, существенных для расследования, разрабатывает стратегию и тактику решения следственных задач.

Общение следователя с обвиняемыми подозреваемыми, потерпевшим и свидетелями в значительной степени формализовано, обусловлено процессуальными требованиями. Как у следователя, так и у каждого из этих лиц четко определено их правовое положение.

В психологии под контактом понимают случай коммуникации с обратной связью [8, с.47]. Коммуникация предполагает двусторонний характер отношений, где следователь и допрашиваемый являются адресатом и адресантом. Поэтому не только следователь оказывает влияние на процессы общения с допрашиваемым, на динамику развития их отношений.