Смекни!
smekni.com

Психологические принципы духовно-нравственного познания (стр. 1 из 6)

На правах рукописи

МОРГУН Алексей Николаевич

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ПОЗНАНИЯ

(на материале трудов поздневизантийских

восточно-христианских авторов)

Специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности,

история психологии.

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва

2006


Работа выполнена на кафедре общей психологии Института психологии Государственного Университета гуманитарных наук.

Научный руководитель: доктор психологических наук

А. А. Гостев

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор В. В. Большакова

кандидат психологических наук

Е. В. Харитонова

Ведущая организация: Московский Гуманитарный университет.

Защита состоится «27» декабря 2006 г. в.17 часов за заседании диссертационного совета Д 002.016.02 при Институте психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИП РАН

Автореферат разослан « 25 » ноября 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета ,

кандидат психологических наук,

доцент Т. Н. Савченко


Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Современный период развития науки характеризуется усилением гуманитаризации научного знания, следствием чего является возрастание интереса к духовной стороне жизни человека и общества. Важность рассмотрения духовной проблематики в психологической науке отмечают В. М. Аллахвердов, В. В. Большакова, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, А.А. Гостев, М. Я. Дворецкая, В. А. Елисеев, А. Н. Ждан, В. А. Кольцова, В. А. Пономаренко, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков и др. В этой связи актуальным представляется выявление и концептуализация предметной области духовно-психологического познания.

Для истории психологии особенно важным является восстановление традиции религиозно-философского освоения психической реальности, представленной работами Н. А. Бердяева, Ф. А. Голубинского, В. В. Зеньковского, Л. М. Лопатина, М. Грибановского, П. А. Флоренского, С. Л. Франка и других. С целью осуществления преемственности данной традиции и продолжения ее развития, встает задача обоснования концептуально-методологической метапозиции, позволяющей выделить позитивный и конструктивный вклад представителей духовно-религиозного направления в познание психического.

Исследования, направленные на раскрытие особенностей понимания человека и его внутреннего мира в русле религиозного знания (У. Джемса, В. Вундта, З. Фрейда, К. Юнга и др.), охватывают главным образом историю западноевропейских духовных учений, в то время как богатейший опыт познания психической действительности в восточно-христианской традиции остается до сих пор не изученным. Между тем историческая преемственность именно этой традиции лежит в основе русского самосознания.

Смена мировоззренческих ориентиров, происходящая в современной России, обнажает проблему фундаментальных оснований жизни общества и личности. В российской истории таким основанием на протяжении многих столетий выступала сфера духовно-нравственного. В условиях духовного кризиса российского общества как следствия его переходного состояния неизбежно обостряется историко-научная рефлексия прошлого (Н. А. Бердяев), изучение корней своей культуры, представленных восточно-христианской традицией. Этим определяется актуальность, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Цельисследования — раскрытие психологических принципов духовно-нравственного познания в поздневизантийской восточно-христианской традиции.

Задачами исследования являются:

1. Выделение принципов понимания и интерпретации психической реальности в поздневизантийском восточно-христианском учении.

2. Выявление исторических особенностей развития представления о человеке и его внутреннем мире в культуре поздневизантийского периода.

3. Раскрытие соотношения нравственного и духовного в работах святоотеческих мыслителей.

4. Рассмотрение соотношения телесного и психического в работах поздневизантийских восточно-христианских мыслителей.

Объектом исследования являются труды поздневизантийских восточно-христианских мыслителей.

Предметом исследования выступают психологические принципы познания внутреннего мира человека, онтологическое соотношение телесного и психического, нравственного и духовного в поздневизантийском восточно-христианском учении.

Методологическими основаниямиисследования выступают:

- принцип целостного системного анализа;

- принцип сравнительно-исторического анализа, реализуемый в сопоставлении двух доминирующих направлений в представлении о человеке в Византии XIV века: византийского гуманизма и исихазма;

- историко-генетический подход, ориентированный на изучение наследия поздневизантийского исихазма а) в связи с состоянием научного и богословского знания современной ему эпохи и б) с учетом социально-исторических условий развития Византии в XIV веке;

- принцип категориального анализа;

- принцип социально-культурной детерминированности появления и развития изучаемого направления психологической мысли.

В качестве теоретического основания выступают, во-первых, работы В. М. Аллахвердова, Б. С. Братуся, Ф. Е. Василюка, А. А. Гостева, М. Я. Дворецкой, В. А. Елисеева, В. А. Кольцовой, В. А. Пономаренко, В. И. Слободчикова, В. Д. Шадрикова, Л. Ф. Шеховцовой, обосновывающие важность исследования духовно-религиозного знания как источника накопления психологической феноменологии, во-вторых, труды представителей русской религиозной философско-психологической мысли (Н. А. Бердяева, Ф. А. Голубинского, В. В. Зеньковского, Л. М. Лопатина, М. Грибановского, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, В. Ф. Эрна); в-третьих, работы святоотеческих мыслителей.

Методы исследования:

· метод психолого-исторической реконструкции психологического знания;

· метод систематизации психологических и антропологических идей поздневизантийского исихазма;

· метод символического толкования святоотеческих текстов, связанный со спецификой раскрытия духовно-психологической проблематики в святоотеческой традиции;

· модуляционно-аналитический метод как способ перевода богословской терминологии в категориально-понятийный аппарат современной психологии, связанный с рассмотрением отдельных аспектов святоотеческих психологических идей.

Основными источникамиисследования являются:

– работы представителей поздневизантийской восточно-христианской традиции, содержащие психологические и антропологические идеи;

– работы, посвященные анализу исторического, богословского, антропологического наследия поздневизантийского исихазма;

– научные публикации, монографии, статьи разных авторов, посвященные истории Византии и Восточной Европы в XIV веке.

Основные научные результаты исследования, полученные лично соискателем, их научная новизна

В работе впервые выделены принципы познания внутреннего мира человека, аутентичные восточно-христианской традиции – символизма, модуляции, нравственной ориентации в познании – и дается их содержательная характеристика.

Выявлены и раскрыты исторические особенности развития представлений о человеке и его внутреннем мире в поздневизантийской восточно-христианской традиции: кризис социально-политических основ жизни общества; полемика гуманистического и ортодоксально-религиозного взглядов на природу и назначение человека.

Выделены особенности понимания и интерпретации психической реальности в восточно-христианском учении Византии XIV века: духовная ориентация в познании человека; онтологический подход к исследованию соотношения нравственного и духовного, телесного и психического; раскрытие функциональных аспектов духовно-нравственного символического познания действительности.

Впервые в отечественной истории психологии на основании святоотеческих источников дается онтологическое обоснование психологической категории нравственности как символа духовного.

Теоретическая значимость исследования связана с обращением (рассмотрением) к восточно-христианской традиции духовного постижения действительности, способствующим выявлению корневых культурных оснований русской ментальности. Это, в свою очередь, открывает возможности для более полного и адекватного понимания истоков формирования отечественной духовно-религиозной и философской психологии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Ф. Голубинский, М. Грибановский, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский, В. И. Несмелов, В. В. Розанов, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, В. Ф. Эрн и др.).

В историко-психологическом плане научный интерес представляет последовательная реализация в работе принципа социально-культурной обусловленности психологического познания, рассмотрение влияния социально-исторических особенностей на развитие представлений о внутреннем мире человека.

Теоретическое значение исследования заключается в формулировке принципов, аутентичных выделяемому в святоотеческой традиции психологическому знанию, и раскрытии посредством этого онтологических оснований психологической категории нравственности.

Представляет значимость также осуществленная в работе интерпретация понятийного аппарата святоотеческого психологического знания в русле концептуально-терминологической системы современной психологической науки.

Практическая значимостьработы заключается в расширении источниковой базы психологии и истории психологии за счет рассмотрения вненаучных форм психологического знания; во-вторых, содержит материал, необходимый для подготовки соответствующих разделов в учебных курсах истории психологии, исторической психологии, общей психологии, психологии личности; в-третьих, п оложения, выявленные на примере принципов духовного познания, могут быть использованы в духовно-ориентированной психотерапии.