Смекни!
smekni.com

Религиозно-цивилизационные выборы воспитания (стр. 2 из 12)

V. Болезни. Одной из самых страшных бед человеческой цивилизации являются болезни и, прежде всего, эпидемии. Известные уже с древних времен, они уносили миллионы человеческих жизней и до сих пор представляют реальную угрозу для человечества. Сегодня над человечеством нависло несколько страшных эпидемий, и, прежде всего, эпидемия СПИДа, способная унести в небытие все человечество. И в то же время, хотя эпидемии выкашивали целые пространства, ни одна, по крайней мере, значительная цивилизация не была уничтожена болезнями.

Итак, очевидно, что все перечисленные факторы, хотя и носят весьма опасный характер для человечества в целом, для отдельных народов и каждого человека в особенности, но они не могут быть причиной полной гибели народов и цивилизаций, и, во всяком случае, у цивилизаций остается возможность перейти в иное цивилизационное пространство своего развития.

Однако есть группа факторов, на которые менее всего обращается внимания при анализе глобальных рисков человечества. Между тем, именно эти причины, при их подчас полной незаметности, являются главной причиной массовой деградации и гибели людей, целых сословий, народов и всех более-менее значительных цивилизаций.

Эти причины называются духовно-нравственными болезнями, в религии – грехами, и поражают они не тело, а душу человека. Удивительно, что чаще всего эти болезни начинались на пике благополучия народа, когда, казалось бы, народу ничего не угрожало: не было острых материальных проблем, военных угроз, болезней. И в этот момент тот или иной народ в целом и каждый человек в отдельности решали "пожить для себя". Но постепенно "жизнь для себя" превращалась в хмельное веселье, становясь определяющей в жизнеустройстве. Переставали замечаться реальные проблемы, и народ уже забывал, кто он и зачем он живет на белом свете. "Жизнь для себя" превращалась в настоящую болезнь. Можно выделить несколько стадий этой болезни. Веселье переходит в апатию. Наступает равнодушие, слабоволие, слабосилие, возрастает безнравственность и преступность. В конце концов, людям уже ничего не хочется, кроме алкогольных или наркотических веществ, даже собственные дети их не интересуют. При этом наиболее умные люди прекрасно осознавали, что народ идет к гибели, что он вымирает, но путей спасения не находилось, или не было желания их искать или воли вырваться из этого состояния. И народ, в лучшем случае, откладывал время своей смерти. Так римский народ какое-то, пусть и значительное время, перекладывал свои труды на рабов, а войну – на наемников, а сам продолжал угасать среди хлеба и зрелищ.

Следовательно, главной причиной гибели цивилизаций является внутреннее угасание людей, а не внешние, средовые факторы – от недостатка хлеба до военных потрясений.

Почему же именно духовные факторы являются наиболее опасными для человечества и человека? Это происходит потому, что человек принципиально отличается от всего сущего на этой земле. Когда сегодня многие как клятву повторяют, что человек не должен забывать, что он часть природы, то забывается самое главное, то, о чем говорит религия: человек есть прежде всего человек. И человек, потому отличен от всего сущего, что он имеет в себе дух. "Подлинное же величие человека заключается не в бесспорном родстве со вселенной и не в превосходстве его положения среди тварей, но в том, что он имеет причастность к Божественной жизни, т.е. в его богоподобной душе", – писал схиархимандрит Иоанн (Маслов). Когда человек забывает, что он есть существо бессмертное, несущее в себе часть божественного начала, и соответственно забывает о том, что человек должен питать свою душу, как он питает свое тело, вот тогда и наступает угасание человека. И подобно тому, как тело не может жить без взаимодействия с миром материальным, так душа не может жить без взаимодействия с Богом. Изолируйте полностью человека от внешнего мира – и уже через несколько часов он начнет сходить с ума. Но ведь человек, прежде всего, существо духовное. И как только начинает ослабевать связь человека с Богом (а религия – это связь человека с Богом), так сразу же человек начинает слабеть духовно и нравственно, его духовно-нравственная жизнь начинает скатываться вниз, а это ведет к ослаблению волевой и умственной сфер, извращению чувств, физическому угасанию человека.

Нарушение духовных законов более страшно для человека, чем нарушение законов материальной жизни. Если человек нарушает эти законы, то наступает расплата гораздо более страшная, чем за нарушение законов материальной жизни. Человек может спрыгнуть с высокой горы – и в силу физических законов он разобьется. Но человек так же погубит себя, хотя и не столь мгновенно, но в этой же жизни, и при нарушении законов духовной жизни. Переступая законы духовной жизни, человек перестает существовать как человек. Разрушение духовности превращает человека в человекоподобное существо, способное только к уничтожению самого себя и окружающей его среды. Именно поэтому практически все богоборцы, разорявшие храмы, крушившие иконы, погибали при страшных обстоятельствах, в страшных муках погибали их родные и близкие, а их роды, как правило, пресекались. Если бы это были единичные случаи. Но тысячи и тысячи примеров нашей истории составляют страшнейшую и практически механическую закономерность. Так что развязав государственную атеизацию в годы советской власти, мы осуществили страшнейший в истории человечества богоборческий эксперимент, который он принес свои чудовищные результаты, поставив на грань исчезновения величайший в истории человечества народ При этом его гибель, спровоцированная множеством обстоятельств и особенно внешних, сегодня фактически предопределена. Это уже и не скрывается ни политическими деятелями Запада, не учеными. Процитируем П. Дж. Бьюкенена: "Средняя продолжительность жизни в России сегодня составляет пятьдесят девять лет для мужчин; две из каждых трех беременностей завершаются абортами. Русская женщина в среднем делает от 2,5 до 4 абортов, а уровень смертности в России сегодня на 70 процентов превышает уровень рождаемости. Даже возвращение в свою страну миллионов русских из бывших союзных республик не может остановить процесс вымирания нации. Что самое угрожающее в данной ситуации, стремительно сокращается население Сибири – притом, что население соседнего Китая растет..." (Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада.–М.–с б, , с.34). Сегодняшняя стареющая Россия, с ее 145 миллионами человек, хорошо если сумеет сохранить то, что имеет. В самом деле, очень хочется найти в истории семью, племя, народ, нацию, цивилизацию, население которой постарело бы и начало сокращаться, но которая не отдала бы другим то, что сама сумела захватить в пору расцвета, – хочется, но не получается". (там же, с.317 )

Заметим, что ситуация духовного кризиса общества и человека предопределена не только войной с религией. Мы получим деградацию цивилизации, общества и в случае разрушения других общественных сфер. Разрушение науки приведет к деградации не только материального производства, но и к интеллектуальной деградации общества и людей, причем это падение будет столь существенным, что завтра вы станете изгоем среди других народов. Разрушение искусства приведет к обществу, и вы получите общество дикарей, которое будет драться за горшки, но будет неспособно их лепить. Уничтожение нравственности приведет к вымиранию.

В свою очередь духовные причины становятся причиной и других бедствий, вплоть до провоцирования экологических катастроф. Во всяком случае, для верующих людей связь между грехами человечества и природными катаклизмами очевидна. Еще более очевидна связь между грехом и болезнью. Например, мы знаем, что человечество подвержено эпидемиям. Но почему вдруг на тот или другой народ обрушиваются эпидемии? Не закономерно ли, что эпидемия СПИДа началась со страны, провозгласившей сексуальную революцию? И не странно ли то, что сегодня мы совершенно спокойно относимся к этой эпидемии. Вдумаемся. Была атипичная пневмония, и весь мир принимает колоссальные усилия, чтобы подавить ее, хотя от нее погибает 3 – 5 человек из 100. А от СПИДа погибает практически каждый заболевший, то есть 100 из 100, и человечество делает вид, что ничего не происходит. Не дано ли само равнодушие к величайшей реальной угрозе гибели всего человечества свыше?! Техногенные катастрофы. Не кажется ли странным, что большая часть аварий совершается по вине человека, а не техники. А если и техники, то кто делает технику?

Итак, духовность, дух являются важнейшими характеристиками человека и общества. При этом кардинальное отличие развития духа от тела состоит в том, что в отличие от тела дух не умирает, а получает ту или иную направленность: светлую или темную, положительную или отрицательную, в зависимости от позиции, которую занимает человек и человечество по отношению к духовным силам. Человек и человеческое сообщество могут служить Богу, или могут – темным силам, или вовсе не служить, полагая, что духовное начало как таковое в мире не существует.

Из этого следует, что фактически в мире возможны всего-навсего три цивилизации: религиозная (духовно-нравственная), которая исходит из признания бытия Бога и осознания своей сопричастности с Богом и духами небесными (ангельским миром) и соответственно жизни с Богом; цивилизация служения темным силам, духам поднебесным, которая выстраивает свою жизнь (например, фашизм) в соответствии с этой религией (сегодня культ темных сил уже широко охватил Европу и Америку); атеистическая цивилизация, проповедующая отрицание вообще какой-либо духовности, (например, политика атеизации в бывших социалистических странах).

И вторая, и третья цивилизации абсолютно не самодостаточны, и потому история человечества не знает атеистических или антирелигиозных цивилизаций. Где Советский Союз, обещавший людям счастье на века? Уходят в небытие Америка (при всем ее сегодняшнем диктаторстве!) и Франция. Гаснет Европа. Сам же культ служения темным силам и атеизм возможны только на фундаменте живой религиозной культуры. Подобно раковым клеткам они способны жить либо за счет предшествующих запасов культуры, либо за счет запасов других цивилизаций. Поэтому, если говорить о выборе цивилизаций, то только первый путь плодотворен. Человек может быть человеком, только будучи с Богом. Человек губит себя не только тогда, когда он служит темным силам, но и тогда, когда он не служит Господу, как это имеет место при атеизме. В какой-то мере это аналогично случаю, рассказанному В.А. Сухомлинским о матери, сын которой попал в тюрьму. После суда великий педагог понял, что беда матери не в том, что она не учила своего сына плохому. Ее беда в том, что она не учила его хорошему. Аналогично этому человек губит себя, если он не служит Господу, даже если он при этом не служит темным силам, как это имеет место при атеизме.