Смекни!
smekni.com

Роль музея в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (стр. 1 из 2)

Писарева А. Е.

Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности, если все это пронизано духовно-нравственным воспитанием. Система правильного духовно-нравственного воспитания немыслима без патриотизма, как одной из неотъемлемых черт духовно-нравственной личности. В свою очередь, для патриотического сознания, особенно у мальчиков, свойственно развитое военно-патриотическое чувство. Чем, в плане такого воспитательного направления, может быть полезна музейная педагогика? Для ответа на этот вопрос нужно предварительно уточнить, что именно в контексте воспитательно-образовательного процесса, должно считаться музейным материалом или вообще музеем. Основа такого материала - это, во-первых, любые материальные предметы прошедших времен; во-вторых, наглядные, прежде всего живописные или фотографические иллюстрации этого времени; и в-третьих, краткие словесные комментарии, помогающие воспитателям вводить детей в представленную тему. Конечно, эти предметные и изобразительные материалы подбираются тематически, но это не значит, что составленная из них экспозиция может существовать только в отдельном, специальном помещении. Наоборот, встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики.

Конечно, отдельного разговора заслуживает возможность организованного посещения детьми городских музеев, методическая адаптация таких экскурсий к особенностям дошкольного возраста. Мы в настоящее время прорабатываем также и этот вопрос. Но, все-таки главным образом хотелось бы остановиться на использовании уже созданных и развиваемых экспозиций. У нас это два направления, дополняющих друг друга в патриотическом плане. Первое - музей народного быта. Второе - музей защитников Отечества. Рассмотрим последовательно, в чем состоит, их воспитательное значение и как оно реализуется.

1. Музей народного быта.

Перед человеком (и ребенком, и взрослым) уважающим, любящим и почитающим корни своего народа, его историю и святыни, встает трудное препятствие, навязанное нам - заведомое неуважение ко всему, что было в "темные времена", т.е. до эпохи автомобилей, мобильников и компьютерных игр. Как будто люди были глупее умом, грубее и примитивнее душой. И вот, в противовес этому, дети видят в экспозиции нашего музея народного быта подлинные народные костюмы, сочетающие удобства, вкус и красоту.

При этом важно понять, что изготовить костюм с такими украшениями гораздо сложнее и длительнее, нежели обычную одежду. Но люди, и так живя в постоянном труде и лишениях (платье праздничное, но простонародное) все-таки тратили свое дорогое время и энергию души, чтобы создать красоту. С каким терпением, вниманием и вкусом девушки украшали свои наряды для того, чтобы "блеснуть" в хороводе, не теряя ни скромности, ни достоинства. В то время как большинство современных "героинь" добиваются внимания и признания бесстыдством и агрессивностью. Да, быт в старину был тяжел. Это видно детям по рубелю для стирки белья, по прялке, по коромыслу. Но тем острее осознается мудрая любовь человека к красоте, благодаря которой затейливо украшались и эти предметы, и многие другие - скатерти, рушники, посуда, половики.

Особенно близки детям традиционные игрушки: куклы - самоделки; деревянные подвижные игрушки (Богородские), глиняные игрушки и свистульки (Дымковские, Филимоновские) и так далее. При этом понятно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но дело не только в этом. Наш музей собирался "с миру по нитке" разными людьми, причем из вещей в подавляющем большинстве подлинных, а не "новоделов". А, наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий. Это тем более важно для впечатлительной детской души, для которой при этом "знания" об исторических предметах превращаются в "личную причастность к истории народа".

Особый вопрос - народные музыкальные инструменты. Любому музыкальному руководителю вполне реально овладеть ими настолько, чтобы ребенок понял, что курский костяной или владимирский деревянный рожок, несмотря на простоту устройства, обладают такой мелодической выразительностью, при которой совершенство электроинструментов перестает казаться подавляющим. Чтобы ребенок почувствовал, что эстетика и коллективизм хоровода органичнее развиваются, если музыкальный ритм создается ложками, трещотками и кугиклами.

По предметам народного быта важно также, что демонстрируются они детям не только как экспонаты, а в действии: платья и музыкальные инструменты на детских праздниках и досугах, прялка - при реальном прядении и т.д. Музей народного быта в целом помогает восстановить и укрепить, часто потерянные и ослабленные в современном мире, традиционные семейные, родовые связи. Поэтому в нашей горнице часто устраиваются "посиделки" и детей разновозрастных групп и детей со своими родителями. Это учит общению родителей и детей и укрепляет семейные традиции, а значит и семью.

2. Музей защитников Отечества.

Развиваясь, ребенок не может "самоутвердиться вообще". Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. В формировании таких важных черт личности, как мужество и способность к борьбе, в современном детском сознании оказываются человек - паук, супермен, а часто и вообще откровенная нечисть. Не говоря уже о заведомо одиозных персонажах, даже супермен при, казалось бы, положительной исходной установке, часто поступает коварно, цинично и бессмысленно жестоко. Естественно, что русская культурная традиция свято хранит образы совсем других персонажей - защитников Отечества. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, так как это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. В разные века талантливые художники посвящали им свои произведения и в портретном, и в эпическом, и в батальном жанре, что делает довольно легким формирование стендов музейной экспозиции. Упомянем кратко хотя бы некоторых их них. Былинный Илья Муромец - не только реальное историческое лицо, но и святой русской православной церкви, окончивший свои дни в старости, как монах Киево-Печерской Лавры. Конечно, нам важно, что центральный богатырь, знакомый нам по картине Васнецова, проявлял в опасных боях не только силу, смелость, мужество, но и рассудительность и даже великодушие к врагам. Но дело не только в этом. После 30-ти летнего паралича ног (с младенчества), после такого смирения и терпения, Илья вдруг получил исцеление и огромную силу. И вот, осознавая свсрхестественную природу своей силы, он решает направить ее не на собственное обогащение, а на службу своей Родине -идет в дружину к киевскому князю (по дороге взяв в плен Соловья-Разбойника). И во многих эпизодах его былинно-героической жизни видно чувство справедливости и осмысленность в применении силы при четком различении добра и зла. Благодаря этим качествам он становится не просто воином, а - неслыханный случай - человек простого крестьянского рода стал старшим командиром в дружине киевского князя, состоящей из своенравных богатырей боярского рода, причем сами эти богатыри его уважали и слушались. Потом, уже в пожилом возрасте, вместо того, чтобы наслаждаться заработанным уважением, богатством и заслуженным покоем, он становится простым монахом Киево-Печерского монастыря. Но погибает Илья все-таки в бою, когда все монахи вместе с жителями Киева отражают очередное нападение врагов.

Александр Невский, - прежде всего храбрый защитник Руси от немецких и шведских завоевателей. Но все-таки главное воспитывающее значение его образа проявляется, когда дети узнают, что при получении известий о наступлении многотысячного шведского войска, он не стал ждать, когда они подойдут к самому Новгороду, где собирались русские войска для отпора. Он со своей личной дружиной немедленно выступил навстречу врагу. И когда его пытались остановить, говоря, что войско шведов в 10 или 20 раз больше по численности, он ответил своей знаменитой фразой: "Не в силе Бог, а в правде". Дружинники поверили ему и, выступив, победили. А после другой победы, над закованными в железо немецкими рыцарями, он отпустил многих пленных, поверив этим людям в том, что они уже никогда больше не будут воевать с Русью. Именно с этим эпизодом связана другая его знаменитая фраза: "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет". После таких поразительных побед, весь тогдашний мир зауважал его, как великого полководца. Может быть, Александр загордился? Нет, ведь даже когда шумное новгородское вече предложило ему уйти с княжеского трона, он не стал "удерживать" свою власть в богатом Великом Новгороде, а согласно удалился в столицу своего родного княжества - Переяславль-Залесский. Правда, потом новгородцы звали его обратно, он приходил без обиды и опять начинал править ими.

Дмитрий Донской, - будучи еще молодым князем Московским возглавил огромное войско - 150 тыс. воинов, для отпора врагам, которых было примерно в два раза больше. Страшно было решаться на такую битву. Но Родину защищать надо. И тогда Дмитрий, при всей занятости делами по сбору войск, выделил время для поездки на север, в монастырь Сергия Радонежского. Получив благословение от преподобного Сергия, он смело выступил в поход, а на самом поле боя, перед битвой, надел доспехи простого дружинника и встал сражаться в общий строй со всеми воинами. После победоносной битвы его нашли лежащим среди других воинов, всего израненного, но живого. И он еще около 10 лет правил московской Русью. Народ любил князя, который не жалел ни сил, ни самой жизни, трудясь и воюя, служа Богу и своему народу.