Смекни!
smekni.com

Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена "модели чтения" (стр. 3 из 3)

В последние годы мы собирали данные о том, как электронная культура воздействует на чтение детей и подростков. С нашей точки зрения, это влияние проявляется в следующем:

- меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, "мозаичным", "клиповым" (вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно - повестях и романах);

- меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате - детективам, триллерам, "фэнтези", "ужасам", "кинороманам");

- предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

- происходит "клиширование", упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков).

В связи с тем, что и репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередач ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, не удивительно, что в чтении детей, и особенно подростков, доминирует остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов ("кинороманы").

Так, с конца прошлого века у детей и подростков особенно популярными стали серии "Детский детектив" и "Черный котенок"; сегодня продолжает возрастать интерес к комиксам, доля которых в репертуаре чтения у младших школьников значительно увеличивается. Интерес к литературе приключенческого жанра, что является наиболее характерной чертой подростков как читателей, в последнее десятилетие также сместился в сторону детективов, приключений, "фэнтези", "ужастиков". Девочки-подростки и девушки стали читательницами сентиментальной литературы для женщин и "дамских" романов.

Эти процессы особенно четко проявляются в регионах. Так, по данным исследований Волгоградской областной детской библиотеки (2001) телевидение в значительной степени определяет читательские предпочтения подростков. Данные исследований детских библиотек в ряде регионов также подтверждают общую тенденцию: чтение детей и подростков все больше делится на две составляющие: "деловое" и "свободное". Последнее ориентировано главным образом на развлечение и рекреацию, и предпочтение отдается журналам, в первую очередь развлекательным. Так, в Волгоградской области на первом месте у девочек-подростков - журналы "COOLGIRL", "Штучка", "Маруся" и др. В рейтинге литературных предпочтений первые места отданы приключенческой литературе, фэнтези и фантастике. У мальчиков "ужастики" находятся на третьем месте, у девочек - на пятом, детектив - на седьмом, тогда как научно-популярная литература находится на двенадцатом месте, классическая литература и поэзия у девочек находится на десятом месте, у мальчиков же - на четырнадцатом.

По предварительным данным нашего нового исследования, посвященного чтению подростков в селах в ряде регионов России, особенно популярными у детей и подростков стали детективы, становятся "ужастики" и комиксы. Выбор подростков все чаще определяют серии. Классическая литература, особенно зарубежная, в чтении почти не присутствует. Так, почти никто не назвал, например, Д. Лондона, А.-К. Дойла, М. Твена, А. Дюма или Ш. Бронтэ, М. Митчелл. Зато в репертуаре чтения сельских подростков широко присутствуют детективы для детей и для взрослых, например романы Д. Донцовой. Многие подростки читают такие журналы, как "COOL", "Молоток", "Штучка", предпочитая журналы с большим количеством картинок. Многие читают также газету "СПИД-ИНФО" и подобные издания. Таким образом, телевизионная культура влияет на чтение детей и подростков, казалось бы, незаметно, но очень значительно.

Книга, компьютер, Интернет: новые ориентации подростков

В крупных городах до некоторой степени альтернативой телевидению выступают новые медиа. У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации и электронные масс-медиа. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому; многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое "мультимедийное поколение", у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.

Ещё одна черта современных подростков - это стремление поиграть на компьютере. Такая возможность им предоставляется и в школе, и дома, у друзей, в компьютерных клубах. В наших исследованиях мы зафиксировали в конце 90-х гг. начало "игрового бума" среди подростков. Сегодня эта волна распространяется из крупных городов в российскую провинцию. Рубеж веков и начало нового тысячелетия ознаменовался ростом пользователей Интернета, которым больше всего интересуются именно юные и молодые пользователи. Центром внимания подростков (особенно мальчиков) сегодня становятся именно компьютерные игры и новые информационные и телекоммуникационные технологии.

Окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову. Безусловно, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которые он предоставляет, к ним возникает острый интерес. Позже, когда они будут освоены, они "встроятся" в структуру жизнедеятельности, и займут в ней свое место. Книга не уйдет, и чтение также. Однако нам хотелось бы расставить акценты иначе: дело не в том, какое средство будет выбираться - книга или компьютер, где будет текст - на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.

Но сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живем еще в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской деятельности детей и подростков. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть любимой когда-то литературной классики, составляющей ранее значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние "электронной культуры" на чтение усиливается.

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к "учебнику жизни", а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается "новая модель" детского чтения - точнее, "новые модели" чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя как "Человека читающего".