Смекни!
smekni.com

Билеты к экзамену “История психологии” (стр. 15 из 16)

60. Психологическая концепция Гальперина

Ориентировочный рефлекс - система физиологических компонентов ориентировки. А ориентир. деятельность - обследование обстановки, которое не ограничивается только интеллектуальными ф-циями. Потребности (исходное и основное начало ориетировки в ситуации), чувства (ср-во переориентировки в ситуации + сами переживания являются особым способом ориентировки в жизненных условиях). воля (особая форма душевной жизни) есть разные формы ориентировочной деятельности. Т.о., если все формы душевной жизни представляют собой разные формы ориентировочной деятельности, то психология изучает именно эту ориентировочную сторону. Психология изучает не просто мышление, не все его аспекты, а только процесс ориентировки субъекта при решении задач. Психология изучает ориентировку субъекта в интеллектуальных задачах на основе того, как их содержание открывается субъекту и какими средствами может воспользоваться субъект для обеспечения продуктивной ориентировки в такого рода задачах.

3. Основные уровни действия

Ориентировочная деятельность, как аппарат управления поведением. Здесь возникает необходимость приспосабливать действия к изменяющимся условиям среды с помощью примеривания, экстраполяции и коррекции. Действие - единица поведения. Общая линия эволюции действия ~ определенному типу действия:

а) ур. физического действия

б) ур. физиологического действия: здесь не только организмы, которые выполянют действия во внешней среде, но и заинтересованы в определенных результатах этих действий. Но эти результаты дейсвуют только тогда, когда они физически достигнуты.

в) ур. действий субъекта. Воспроизведение действия в том виде, в каком оно было успешно реализовано в прошлом может привести к неудаче в новой ситуации. Здесь необходимо приспосабливать действие и до начала, и по ходу его. Это достигается благодаря экстраполяции действий в плане образа - т.е. установить пригодность действия и внести в него изменения еще до его физического исполнения или заверщения.

г) ур. действия личности. Здесь учитывается не только собственное восприятие предметов, но и накопленные обществом знания о нем.

Т.о., эти уровни намечают основную линию развития материи - от ее неорганических форм - живым организмам, затем к животным, наделенных психикой, а от них - к человеку с его общественным сознанием.

Психология и марксизм

Корнилов: Система марксистской психологии (м.п.) будет синтезом 2-х течений - эмпирического и поведенческой. Но не все согласны с этой точкой зрения. Так Челпанов говорит, что она ближе к эмпирической, т.к. м.п. избегает вносить чтобы то ни было трансцендентное и все душевные явления рассматривает в зависимости от материальных. Но это не верно. Например у Джемса, в его теории, есть и представления о свободе воли, теория телеологического взгляда на личность. С другой стороны, принципы м.п. не согласуются с эмпирической п., которая по сути является индивидуальной п. М.п. же есть социальная. Антитезис к эмп. п - психология поведения. Многие ее представители уклоняются в сторону материализма в его наивном, а не диалектическом понимании. Они стремяться биологическим анализом процессов н.с. исчерпать содержание и псих. процессов. Она ставит своей задачей взаимодействия человека с окруж. средой, его поведения как совокупность рефлексов на внешние раздражения.

М.п. исходит из диалектического материализма, согласно которому в основе бытия лежит материя, как единственно объективная, независимо от нас существующая реальность, частицей которой является сам человек, обладающий психикой. И поскольку материя мыслиться не как абсолютная и неизменная материя, а как нечто относительное, мы (в м.п.) приходим к полному отрицанию субстанциональности и признанию динамизма и диалектики в процессе развития психики. По отношению к другим св-вам природы (вес, масса и т.п.), которые можно назвать объективными, психика является субъективной их стороной и неотдедимой от них. Взаимоотношения между субъективными и объективными сторонами организованной материи лучше всего представлять как функциоанльную зависимость, где независимой переменной является объективная сторона, а зависимой - субъективная.

Психические процессы должны быть призаны пространственными, в том смысле, что они возникают только там, где для этого есть условия.

Объект м.п. не только анализ явлений сознания, замкнутых в себе, а изучение поведения, выражающегося в совокупности р-ций и их субъективную сторону, а также раздражители окружающей среды. Здесь под раздражителями понимаются в основном социальная среда, т.к. сущность человека по Марксу состоит из совокупности его общественных отношений. М.п. рассматривает человека как вариацию определенного класса и => в изучении поведения нужно идти от социальной к групповой и только затем к индивидуальной. Т.о., объект м.п. - поведение людей, как совокупность всех р-ций, которыми человек отвечает на внешние раздражители. Сравнительно-генетический и социальные методы - основные при изучении человека в м.п. М.п. ставит своей задачей изучение поведения людей не только для того, чтобы теоретически объяснить его, но и для того, чтобы практически овладеть им - единство теории с практикой.

62. Направления современной зарубежной психологии (гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла, когнитивная психология).

Гуманистическая психология:

Впервые термин использован Олпортом в 30-е годы. В качестве течения гуманистическая психология сформировалась в 60-е годы усилиями Мэя, Маслоу, Роджерса и др. Это был ответ на “негуманные и редукционистские” аспекты господствовавших в США бихевиоризма и психоанализа. Традиционным направлениям психологии также ставилось в упрек их неспособность предложить достойного видения истории и перспектив человека. Маслоу, Местакес и Роджерс начали в 1957 году проводить регулярные семинары по гуманистическому подходу, а весной 1961 года возник “Журнал гуманистической психологии” и Американская ассоциация за гуманистическую психологию, начали проводится международные конференции. Гуманистическая психология призывала не раскладывать человека на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т.д.), а изучать целостно, при этом больше внимания уделяя индивидуальным особенностям каждой личности. Большое внимание акцентировалось на проблемах ценностно-ориентированного развития, самореализации человека, проблемам ценностей и смыслов человеческого бытия, нравственного выбора и т.п. Во многом гуманистическая психология носила черты науки более общей, нежели прочие течения: она ставила проблемы положения человека в обществе вообще, усовершенствования условий труда и жизни людей; сами основатели этого направления часто понимали ее как междисциплинарную гуманистическую науку. В рамках гуманистической психологии сложилось два отличных подхода: первый разрабатывался Мэем и был очень близок к экзистенциальной психологии, поскольку делал акцент на проблемах и трудностях личностного выбора, ответственности в определении смысла существования и пр.; представители второго подхода - Маслоу и Роджерс - постулировали изначальную конструктивность и позитивность психики человека.

Методология: Представители гуманистической психологии активно участвовали в споре о соотношении экспериментальной (применение методов естественнонаучного эксперимента) и экспириентальной (применение феноменологических и экзистенциальных методов) парадигм в психологических исследованиях. Все они критиковали приверженцев экспериментальной парадигмы за то, что в погоне за поиском основных законов поведения они упускают то, что делает человека индивидуальной личностью, что проверяют теории без определения общего взгляда на природу проблемы. Олпорт предложил в качестве выхода метод “систематического эклектизма” как открытую систему изучения (в противовес теориям, которые всегда закрыты, так как основаны и действуют в определенных теоретических рамках), который позволит психологии достичь в методах изучения человека тех же глубин, каких уже достигла в своих методах клиническая психология; Маслоу считал, что экспериментальная проверка должна только следовать за приобретением личного опыта, являться конечной стадией процесса накопления знаний; Роджерс призывал использовать положительные стороны логического позитивизма, но при этом ставить в центр системы исследования человеческую субъективность. Он призывал строить гипотезу по законам логики и эксперимента, но проверять ее в рамках собственных координат пациента, предварительно выясненных. Мэй призывал изучать не причинно-следственные связи, не отвечать на вопрос “почему?”, а описывать сам феномен состояния, отвечать на вопрос “что?”. Все знают, отчего человек плачет, но что есть чувство горечи - на этот вопрос наука не может ответить.