Смекни!
smekni.com

Креатив - искусство прагматика, или... Как сотворить "продающую" рекламную идею (стр. 3 из 4)

Метод групповой дискуссии

Имеет сильное психологическое насыщение, давно используется за рубежом, в частности, в США При использовании метода уделяется большое внимание процедуре дискуссии, что не случайно.

Программированная дискуссия - разновидность метода групповой дискуссии. При этом обсуждение ведется по заранее строго установленным пунктам.

Использование методов предполагает высокое мастерство руководителя творческо й группы. Целесообразно использовать после предварительной обработки проблемы, начав, возможно, с мозговой атаки. Процедура предусматривает обдумывание участниками проблемы и фиксацию (бланки, рабочие тетради) конкретных шагов по ее решению:

- избрание лидера и его сообщение о возможных путях решения задачи;

- сообщение каждого участника о решении задачи;

- творческая дискуссия, под руководством избранного лидера;

- согласование соображений участников дискуссиии и разработка модели решения задачи.

Присутствующих делят на группы по 5-6 человек. Каждый участник составляет перечень проблем (идей), а затем происходит их обсуждение с тем, чтобы остановиться на 2-3. Затем в малых группах проводятся одновременные мозговые атаки и оценка полученных идей с тем, чтобы выбрать одну оригинальную. Затем путем коллективного обсуждения выбирают несколько наиболее интересных идей.

Детерминированная дискуссия

Разновидность метода групповой дискуссии

Результаты отражают на страницах с двумя колонками «за» и «против». Метод фокальных объектов (ФО)

Суть - в перенесении признаков случайно выбранных объектов на тот, что помещен в фокус внимания участников Необычные сочетания, новые качества возбуждают цепь ассоциаций, необходимых для творческих решений.

Метод морфологического анализа, иначе метод «морфологического ящика» или многомерных матриц. Основан па принципе системного анализа новых связей и отношений, возникающих в процессе матричного анализа исследуемого предмета, темы.

Достоинства: возможность решения сложных задач и нахождения множества оригинальных идей.

В процессе обсуждения проблемы сначала выделяют ее главные характеристики, выстраивая «оси». Затем на каждую из них мысленно «нанизывают» возможные комбинации «элементов». В поле зрения, как правило, попадают самые неожиданные варианты. Например, размышляя над характеристикой образа героя рекламного фильма в качестве «осей» могут быть выбраны его обаяние, направленность активности, а за «элементы» принимаются поступки, отношения. Для этого метода необходимы графические построения. Обычно на схеме три-четыре осп, на которые помещают элементы с названием качеств. Оси можно вращать, меняя местами элементы.

Метод эвристических вопросов, известен также как метод ключевых или контрольных вопросов. Эвристические вопросы использовал в своей научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтиман. Он рекомендовал ставить семь ключевых вопросов и отвечать на них:

1. Кто?

2. Что?

3. Зачем?

4. Где?

5. Как?

6. Чем?

7. Когда?

Достоинство метода заключается в его простоте и эффективности.

Активизации поиска оригинальных идей служат вопросы, задаваемые в процессе обсуждения варианта: «А если сделать наоборот?», «А если заменить этот элемент другим?», «А если изменить возраст персонажа?», «Что неизвестно?», «Нельзя ли решить часть задачи?» и т.д.

Метод организованных стратегий

В определенной мере помогает преодолевать инерцию мышления. В основе лежит принцип самоуправления личности при выборе новых стратегий решения творческой задачи и принцип отстранения, т.е. рассмотрение объекта, предмета, процесса всякий раз с неожиданно новой точки зрения. Эвристические правила метода организованных стратегий:

1. В процессе решения творческой задачи записывают все спонтанно возникающие идеи о стратегии.

2. Наряду с использованием предложенных организованных стратегий, продолжают использовать и проверять спонтанно возникающие стратегии.

3. Часто одна или несколько организованных стратегий хорошо дополняются возникающими стратегиями.

Стратегия функционально-целевого анализа:

1. Для чего это нужно сделать? (анализ потребностей)

2. Что нужно сделать? (цели решения задачи)

3. Почему следует это сделать? (анализ и синтез причин)

4. Где следует это сделать? (уточнение места действия)

5. Когда это можно сделать? (время действия)

6. С помощью чего? (средство)

7. Как это сделать? (метод) Стратегия анализа противоречия:

1. Проанализируйте исходное состояние противоречия.

2. Сформулируйте его суть.

3. Усильте противоречие, доведя его до степени конфликта.

4. Рассмотрите противоречие в динамике с начала его возникновения.

5. Придумайте наиболее вероятные способы решения противоречия.

6. Проанализируйте, что произойдет, если вы оставите это противоречие без изменений

7. Выявите условия, при которых можно управлять процессом решения противоречия. Стратегия преодоления барьера:

1. Устраните препятствие.

2. Обойдите препятствие.

3. Разрешите препятствие.

4. Частично воздействуйте на препятствие.

5. Усильте препятствие.

6. Преодолейте препятствие по этапам.

7. Воздействуйте на препятствие с неожиданно-новой позиции. Стратегия использования информации:

1. Используйте известную вам информацию, применимую для решения данной задачи.

2. Соберите дополнительную информацию из смежных видов деятельности.

3. Используйте опыт других.

4. Преобразуйте информацию с учетом специфики задачи.

5. Избавьтесь от второстепенной задачи.

6. Проверьте достоверность, точность и надежность информации.

7. Используйте принципиально новую информацию.

Стратегия поиска идеи, противоположной общепринятой или наиболее очевидной Если в процессе решения задачи все стремились:

a. уменьшить что-то, то не лучше ли увеличить?

b. ускорить что-то, то не лучше ли замедлить?

c. расширить поле поиска, то не целесообразнее его сузить?

d. рассмотреть явление в статике, то не рассмотреть ли его в динамике?

e. проанализировать прошлое, то не лучше ли осмыслить, что произойдет в будущем?

f. соединить элементы, то нет ли возможности оставить их разъединенными?

g. решить задачу сразу, то не лучше ли решить ее по частям?

Стратегия оценочных суждений:

1. Оцените сложность и трудность исходной ситуации.

2. Уточните критерии, но которым будут оцениваться суждения.

3. Оцените результаты наиболее важных этапов работы.

4. Оцените степень риска.

5. Оцените достоинства и недостатки каждого варианта решения.

6. Сравните и оцените наиболее оригинальные варианты решения задачи.

3. Сравните эталон - конечный результат - с наиболее оригинальным и оптимальным вариантом решения.

А вот перечень основных свойств рекламируемого объекта, которые можно обыгрывать различными способами и тем самым создавать креативную композицию (безусловно, этот список можно изменять любым способом - все ограничивается лишь желанием и фантазией:

1. Источник происхождения

- Производитель (обозначение производителя, обозначение предприятия, обозначение отрасли).

- Географические, этнические источники (местонахождение предприятия, страна происхождения, национальная культура производителя).

- Дополнительные источники (происхождение сырья и материалов, используемая технология производства, способ доставки к месту продажи).

2. Функции изделия

- Применение.

- Назначение.

3. Состав изделия и его упаковка

- Сырье.

- Состав.

- Ингредиенты. - Упаковка.

4. Физические свойства

- Форма.

- Цвет.

- Вес.

- Структура.

- Вкус.

- Эластичность.

- Прочность.

- Внешний вид.

- Температура.

- Точность.

- Фактура.

5. Эксплуатационные и потребительские свойства

- Качество.

- Безопасность и надежность.

- Скорость.

- Комфортность.

- Способ приготовления.

- Долговечность.

- Способ потребления.

- Целебные свойства.

6. Психологические свойства

- Престижность.

- Ценность как предмета роскоши.

- Чувственное восприятие.

- Сексуальные ассоциации.

- Привлекательность.

- Таинственность.

7. Экономические факторы

- Цена.

- Доступность.

- Родство с аналогичными продуктами.

8. Результаты использования.

- Результаты.

- Полезность.

Креативные приемы

Метафора

Использование метафор - это кратчайший путь к подсознанию.

Метафоры чаще представляют собой визуальный образ, но бывают и звуковые, и обонятельные.

Один из величайших прорывов в нашей цивилизации произошел благодаря метафорам. Говорят, Эйнштейн использовал метафоры при разработке теории относительности. Как-то он прилег днем, и ему пригрезилось, что он едет верхом на солнечном луче, а еще он рассказывал, что, спускаясь на лифте, подпрыгнул, чтобы лучше представить, как ключи в карманах будут двигаться относительно брюк и его самого.

Мы часто прибегаем к метафорам: мы говорим «время - деньги» и т.д. Метафоры могут представлять собой отдельные слова, предложения, выражения или рассказы. Через придумывание и рассказывание сказок, мы справляемся с переменами и воздействуем на людей в новом направлении.

Метафора не должна быть абсолютно ясной и логичной. На самом деле лучшая метафора та, которая оставляет простор для подсознания, чтобы оно само пришло к собственным выводам. Вот почему полезно оставить метафору открытой, пусть люди сами ищут ей объяснение. Вы не должны добиваться абсолютной ясности. Подсознание любит, когда ему бросают вызов. Это известный ход в рекламе для усиления влияния и эмоциональной глубины коммуникации.

Желательно отдалить метафоры от повседневной реальности и бизнеса. Слишком большая реалистичность может запугать аудиторию и породить сопротивление. Но она поможет выбрать тему, занимающие умы людей, к которым вы обращаетесь. Для каждой стороны реальной жизни следует найти метафорическую параллель. Элемент неожиданности или какой-либо трюк под конец метафоры растормошит слушателей и побудит их творческие способности.