Смекни!
smekni.com

Роль языка в становлении личности человека (стр. 6 из 7)

такими. И г р а " З а к о н ч и п о с л о в и ц у ".

Я называю первую половину пословицы, а ученики - вторую:

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Повторенье - мать ученья.

Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает.

Не спеши языком, торопись делом.

Сделал дело - гуляй смело.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Куй железо, пока горячо.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Делу - время, потехе - час.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Мелет до вечера, а слушать нечего.

Не все то золото, что блестит.

После этого я несколько усложняю задание, предложив ребятам

д р у г у ю и г р у : " Н а з о в и п о с л о в и ц у ".

Показываю школьникам небольшие таблички с написанными на них

словами. Ученики должны отгадать, восстановить пословицу по этим

словам.

Дело - безделье. "Маленькое дело лучше большого безделья".

Дружба - служба. "Дружба дружбой, а служба службой".

Лает - кусает. "На смелого собака лает, а трусливого кусает".

Руки - скука. "Не сиди сложа руки, так и не будет скуки".

Труд - лень. "Труд человека крмит, а лень портит".

Дело - потеха. "Делу - время, потехе - час".

Язык - дело. "Не спеши языком, торопись делом".

Шило - мешок. "Шила в мешке не утаишь".

Коса - камень. "Нашла коса на камень".

Свет - тьма. "Ученье - свет, а неученье - тьма".

Для этой игры можно использовать и другие пословицы ( меньшее

или большее количество ). Обращаю внимание учащихся на стенд с ри-

сунками художника А. Елисеева к пословицам и поговоркам, а затем

показываю им свои рисунки и предлагаю отгадать, какие пословицы на

них изображены.

Можно предложить и такое задание: о т г а д а й з а г а д к и-

п о с л о в и ц ы . О каких людях идет речь, какие недостатки че-

ловеческого характера подвергаются критике в этих пословицах-загад-

ках? Язык без костей: что хочет, то и лопочет ( Болтовня ) Ел да

устал, спал да намаялся. ( Лень ) Подал руку, да подставил ногу.

( Двуличие ) Мое горе - стрела во мне, чужое горе - стрела во пне.

( Эгоизм )

Это задание вызывает у ребят большой интерес, заставляет их мы-

слить. С удовольствием школьники отвечают на шуточные вопросы,

используя в качестве ответа поговорки: в какой поговорке насекомое

превращается в млекопитающее? ( "Делает из мухи слона". ) Согласно

какой поговорке слово находится в кармане? ( "За словом в карман

не лезет". )

Быстро, легко справляются пятиклассники со следующим заданием.

"Вы все знаете много поговорок-сравнений, - обращаюсь к ним. - Та-

кие, например, как "холоден как лед". Сейчас мы все вместе, исполь-

зуя данную таблицу под названием "Составь поговорку", выполним

следующую работу: нужно к словам подобрать соответствующую по

смыслу картинку, тогда у вас получится семь известных поговорок. "

( Рисунки делаю на плотной цветной бумаге. Ученик, правильно

составивший поговорку, дописывает нужное слово мелом, который лег-

ко стереть сухой тряпкой. Это дает возможность использвать дан-

ную таблицу несколько раз. )

Умению практически использовать пословицы в речи учит ребят за-

дание "Закончи предложение пословицей" ( предложения заранее напи-

саны на доске ). "Когда я была больна, мне помогали друзья из мое-

го класса: приносили задание на дом, объясняли трудные задания.

Правильно утверждает пословица: ( "друзья познаются в беде" ) ".

"Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И

тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама сказала:

( "Нет друга, так ищи, а нашел, так береги", "Новых друзей наживай,

а старых не теряй" ).

Развитию речи учащихся способствует задание "Составь небольшой

рассказ, историю, выводом для которой может служить одна из посло-

виц. ( Устно эту работу мы уже проделывали на предыдущих уроках. )

Предлагаю 3 - 4 учащимся прочитать рассказы.

"Оля зашла к своей подруге и видит, что Аня делает уборку в

комнате. "Давай я тебе помогу", - говорит она. Стала Оля посуду

мыть, а посуда в руках скользит, чашки падают, бьются. Аня и гово-

рит подруге: "За всякое дело берись умело".

"У Вити было два друга, Коля и Дима. Они всегда играли вместе.

Однажды Витя сломал ногу и не мог выходить на улицу. Коля приходил

к нему каждый день, беседовал, играл в шашки, помогал учить уроки.

А Дима ни разу не зашел к Вите. Вот так Виктор и узнал, кто ему

настоящий друг, так как друг познается в беде" .

"Жил-был Ваня, любил на солнышке погреться, ничего не делать и

мечтать. Ел и спал, толстый стал, книг не читал. Однажды он гово-

рит матери: "Вырасту, ученым стану". А она ему отвечает: "Без муки

нет науки".

В заключение читаю высказывания М. А. Шолохова о пословицах:

"Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их ты-

сячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век,

от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль,

куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. Из бездны времен

дошли до нас в этих сгустках разум и знания жизни, радость и стра-

дания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда

и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и

уродство предрассудков... "

Пословицы и поговорки играют большую роль в культурном и нрав-

ственном воспитании учащихся, в обогащении их языка, в развитии

образного мышления и речи.

Интересной может быть работа по рассказу В. Г. Короленко "Без

языка" , в котором образно осмысливаются факты языкового существо-

вания личности. Автор образно исследует явление "безъязыкости" как

социального и нравственного феномена.

Наблюдение, проведенное над авторскими комментариями речи в про-

изведении В. Г. Короленко "Без языка", может дать учителю материал

для работы с учащимися, привлекая внимание к языку как условию че-

ловеческого существования, как средству формирования личности.

Обращение к этому произведению помогает решать не только обра-

зовательные, но и собственно воспитательные задачи, связанные с

формированием национального самосознания, патриотизма, немыслимых

без представления о н р а в с т в е н н о й о с н о в е я з ы -

к о в о г о с о з н а н и я л и ч н о с т и , с воспитанием

интернационализма, покоящегося на признании и уважении языков,

обычаев, культур наций и народностей. Язык и нравственность в че-

ловеке неотделимы. Утрата, отсутствие одного неизменно влечет за

собой трагическую потерю и второго - этот мотив рассказа чрезвы-

чайно важен для восприятия всех, кто знакомится с этим произведе-

нием.

Острое чувство дискомфорта, потерянности ощущают короленковские

герои, покинувшие родину, - Иван Дыма и Матвей Лозинский. И пока-

зывает это писатель через предметно неожиданные внешние проявления:

народную, пугающе непонятную чужую речь.

"И все кругом, - чужой язык звучит, незнакомая речь хлещет в

уши, непонятная и дикая, как волна, что брыжжет пеной под ногами".

Показ состояния людей через их отношение к речи ( именно чужой

речи ) , через ее восприятие можно считать эффективным и оригиналь-

ным литературным приемом. На протяжении всего рассказа В. Г. Коро-

ленко использует этот прием в самых драматических для главного ге-

роя ситуациях. Невозможность быть понятым, изолированность от мира

людей, не понимающих языка Матвея, лишает его в глазах окружающих

и даже собственных - человеческих черт, приобщенности к цивилизо-

ванному миру. Писатель так рассказывает об этом: "... Откуда-то из

тени человеческий голос сказал что-то по-английски резко и сердито.

Матвею этот окрик показался хуже ворчания лесного зверя. Он вздрог-

нул и пугливо пошел опять к опушке. Тут он остановился и погрозил

кулаком. Кому? Неизвестно, но человек без языка чувствовал, что в

нем просыпается что-то волчье".

И снова сравнение с животным ( волком ) рождается у писателя,

показывающего встречу в парке двух людей, говорящих на разных язы-

ках, не способных понять друг друга и потому уже враждебных и на-

стороженных. Язык, призванный и способный объединять людей, стано-

вится преградой для сближения, когда у каждого он только свой. Как

важно сегодня, в период острых национальных проблем, наших размыш-

лений о языковой политике, решений вопросов о государственном язы-

ке, о языке межнационального общения вдуматься в ситуации, пока-

занные нам В. Г. Короленко, вчитаться в его провидческие слова!

"Может быть, эти два человека нашли бы друг в друге братьев до

конца своей жизни, если бы они обменялись несколькими братскими

словами в эту теплую, сумрачную, тихую и печальную ночь на чужби-

не...

Но человек без языка шевельнулся на земле так, как недавно ше-

вельнулся ему навстречу волк в своей клетке. Он подумал, что это

тот, чей голос он слышал недавно, такой резкий и враждебный...

Он поднял голову с враждой на душе, и четыре человеческих глаза

встретились с выражением недоверия и испуга... "

Братские слова могут произноситься и громко, и тихо, и резко, и

мягко, но чтобы они стали братскими, должен быть понят их смысл,

что возможно только прни знании языка, владении им. Незнание языка,

сопутствующее незнанию обычаев, может обернуться трагедией. И как

естественный итог безъязыкового существования можно рассматривать

последующие события. Когда Матвей, идущий вперед "с раскрытым

сердцем, с какими-то словами на устах", с надеждой в душе, в поры-

ве чувства благодарности наклоняется, чтобы поцеловать руку высо-

кого господина в серой шляпе, высокий господин, не понявший ни его