Смекни!
smekni.com

Роль языка в становлении личности человека (стр. 7 из 7)

слов, ни его намерений, оказавшийся к тому же полицейским, резко

взмахивает и опускает ему на спину дубинку-наказание, дубинку-воз-

мездие.

И ни отзывчивые люди, ни их доброе отношение не могут облегчить

страдания человека, не способного из-за незнания языка поделиться

своими мыслями, чувствами.

"Они приступили к Матвею с расспросами на разных языках, но он

только глядел на них своими синими глазами, в которых виднелась

щемящая тоска, и повторял: "Миннесота... Дыма... Лозинский... "

Жалкий, беспомощный от невозможности объясниться, из-за этого

беззащитный, несмотря на свою огромную физическую силу, он преобра-

жается, попав в колонию переселенцев из России, осваивая чужой

язык, а с ним и чужую культуру, обычаи. Осознание необходимости

этого приходит к нему постепенно.

"Он чувствовал, что и ему нашлось бы место в этой жизни, если бы

он не отвернулся сразу от этой страны, от ее людей, от ее города,

если бы не осудил в ней сразу, заодно, и дурное, и хорошее... "

Освоение языка, приобщение через него к обычаям, культуре чужой

страны изменили, духовно обогатили Матвея: "Даже лицо его измени-

лось, менялся взгляд, выражение лица, вся фигура. А в душе всплы-

вали новые мысли о людях, о порядках, о вере, о жизни, о боге... ,

о многом, что никогда не приходило в голову в Лозищах. И некоторые

из этих мыслей становились все яснее и ближе... " Новый облик Мат-

вея отражает его новое самосознание, возросшее богатство его язы-

ковой личности.

Но это его обретение себя нового, социальная адаптация Матвея,

несмотря на удавшееся устройство новой жизни, о которой мечтал он

на далекой родине, идет тяжело и болезненно.

"Вот у него есть клок земли, есть свой дом, и телки, и коровы...

Скоро будет жена... Но он забыл еще что-то, и теперь это что-то

плачет и тоскует в его душе... "

Это плачет и тоскует его душа, теряющая родные корни, родной

язык. Грусть, щемящая боль связаны с утратой родины, родного языка,

с мыслями о будущих детях, которые "забудут даже родной язык".

Так через судьбу главного героя, через испытания, выпавшие на

его долю, ведет нас писатель к простой и ясной мысли о кровной

связи родины и языка предков, о нерасторжимости любви к родине и к

родному языку, к мысли о том, что сам интеллект, эмоции - все че-

ловеческое входит в человека через язык, что интеллектуальная,

эмоциональная культура формируется и поддерживается языком. И чем

богаче духом человек, чем более развит он эмоционально и интеллек-

туально, тем тяжелее для него потеря родины, утрата родного языка.

Неоднократно В. Г. Короленко прибегает к характеристике героев

через авторскую оценку их речи. Иногда делает ее составной частью

портретной характеристики: "Дыма был сухощав, говорлив, подви-

жен..., глаза бегали и блестели, язык имел быстрый, находчивый,

усы носил длинные... Никому спуску не давал, часто задевая людей

своим колючим словом". Введенная таким образом авторская оценка

своей структурно-языковой основой "задает" сознание речевой

деятельности Дымы как некоей биологической особенности, не входя-

щей в противоречие с его физическими природными данными, дополня-

ющей их, являющейся компонентом языкового сознания. В другом месте,

вкладывая в уста рассказчика такую характеристику: "У него ум -

как огонь, а язык - как молот. Ну, он и перековал всех... " - пи-

сатель обращает внимание на социальную направленность, подчеркива-

ет общественную значимость речевой деятельности личности.

Авторские комментарии речи дают интересный материал для наблю-

дения и понимания силы воздействия словом, демонстрируемой умелым

оратором, оценки его деятельности прессой; чрезвычайно интересны

комментарии оценочного отношения к слову, его звучанию, значению,

соответствию действительности.

Представление о том, что, где и как нужно говорить, - одно из

базовых в учении античных стилистов об ораторском искусстве, - ле-

жит в основе одного из коммуникативных качеств речи - уместности.

В. Г. Короленко, характеризуя своих героев, обращает внимание как

на особый положительный факт на их способность вести "подходящий

разговор": "один с простым мужиком, другой - со своим братом,

однодворцем или мещанином, третий - с управляющим или подпас-

ком... " И вот эти степенные селяне, знающие, "как обращаться в

свете", вырванные из привычных социальных условий, из языковой сре-

ды, превращаются из людей, ходивших по свету "с открытыми глаза-

ми" , "точно в слепых". Неспособность понять коммуникативную ситу-

ацию, осуществить процесс общения парализует личность, деформирует

ее, лишает самой возможности существования.

Произведение В. Г. Короленко, в котором образно осмысливаются

факты языкового существования личности, может быть средством рас-

ширения языковых представлений, воспитания и развития языкового

сознания, формирования интеллектуальной и эмоциональной культуры

личности.

В заключение сошлемся на авторитетное мнение академика Д. С. Ли-

хачева о взаимосвязи языка и личности: "Вернейший способ узнать

человека - его умственное развитие, его моральный облик, его ха-

рактер - прислушаться к тому, как он говорит... Есть язык народа

как показатель его культуры и язык отдельного человека как показа-

тель его личных качеств, качеств человека, который пользуется язы-

ком народа. Язык человека - это его мировоззрение и его поведение.

Как говорит, так, следовательно, и думает". ( Лихачев Д. С. Земля

родная. - М. , - 1983. - с. 31 - 32. )