Смекни!
smekni.com

Роль языка в становлении личности человека (стр. 1 из 7)

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Прнитронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием

"культура" - понятием очень многозначным и емким.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей,

созданных человеческим обществом и характеризующих определенный

уровень развития общества.

Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные прин-

ципы системы образования. Само образование рассматривается как

средство безопасного и комфортного существования личности в совре-

менном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях про-

исходит смена приоритетов в образовании, становится возможным уси-

ление его культуро-образующей роли, появляется новый идеал человека

образованного в виде "человека культуры", "человека облагороженного

образа", обладающего умственной, этической, эстетической, общес-

твенно-духовной культурностью.

Средством и условием достижения этого идеала, самой целью обра-

зования становится коммуникативная культура личности, включающая

в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную

и логическую культуру.

В документах по реформе средней школы (1984 год) было записано:

"Свободное владение русским языком должно стать нормой для моло-

дежи, оканчивающей средние учебные заведения."

Эти установки сохранены и в последних документах по перестройке

народного образования.

Отчего же так неудержимо падает престиж образованности? Почему

так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших вчерашних

и сегодняшних учеников?

Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к

знаниям, книгам? Как остановить девальвацию национального досто-

яния - родного языка, возродить традиции уважительного отношения к

слову, чистоте, богатству речи? Все названные выше вопросы связаны

с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его

членов, культурой их общения.

Случилось так, что живя в словах и словами, а не реальностью,

приучаясь к смысловой однозначности, люди утрачивали способность

понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия дей-

ствительности.Любопытно,что умение соотнести слово с действитель-

ностью академик И.П.Павлов рассматривал как важнейшее свойство ума.

Наблюдая то, что переживала Россия, он в 1918 году говорил в своей

публичной лекции: "Русская мысль... не идет за кулисы слова, не

любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся кол-

лекционированием слов, а не изучением жизни". (И.П.Павлов "О рус-

ском уме" "Литературная газета" . 1981 год, N30).

Разрушаемая традиция оценочного отношения к речи, складывающаяся

(на благоприятной почве низкой культуры) фетишизация слова приво-

дили к неспособности предвидеть последствия внедрения военизирован-

ной лексики (вооружать, бороться, формировать, выковывать) в про-

свещенческие проблемы.

Входя в педагогическое сознание, эта лексика предопределяла

подчинение образовательно-воспитательной деятельности казарменным

законам, обусловливала командно-директивные формы взаимодействия,

жестко регламентированные модели отношений.

Все это дегуманизировало систему образования, не оставляло места

для осуществления важнейшей его функции - к у л ь т у р о о б р а -

з у ю щ е й , направленной на развитие и совершенствование культуры

личности и общества в целом.

По результатам проведенного анкетирования учащихся разных воз-

растных групп есть основание считать, что развивающий потенциал

школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реали-

зуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи

и культура общения, являясь условиями и средствами развития уча-

щихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматри-

ваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы

образования.

Достижение этой цели возможно при наличии профессионально-ком-

муникативной компетентности учителя.

В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость

между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой чело-

века. Актуальнейшая проблема сегодня - н р а в с т в е н н ы й

о б л и к , к у л ь т у р а л и ч н о с т и , так как в решении

экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия

не только коллектива, но и каждого человека.

Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время

вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.

Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине.

Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слу-

шать другого человека.

Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности

собеседника, с которым ведется диалог.

Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства

другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм

нравственности.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспекты

внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, ор-

ганизация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе

предметов потребления, культура труда.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение гово-

рить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, про-

верки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительноле средство

общения.

В ы с о к а я р е ч е в а я к у л ь т у р а п р е д п о л а-

г а е т в ы с о к у ю к у л ь т у р у м ы ш л е н и я , ибо

незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме.

Культура речи - это составная часть общей культуры человека,

умение точно, выразительно передать свои мысли.

Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие

и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают

общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргон-

ными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.

В этой связи представляются актуальными мысли К.Паустовского о

том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совер-

шенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его

г р а ж д а н с к о й ценности. Истинная любовь к своей стране

немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному

языку,- дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его

безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому,

настоящему и будущему своего народа.

Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравствен-

ного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспи-

татель.

Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи

формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех

областях человеческой деятельности.

Академик Д.С.Лихачев справедливо замечает, что "неряшливость в

одежде - это неуважение к окружающим вас людям и к самому себе.

Дело не в том,чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде

есть, может быть, преувеличенное представление о собственной эле-

гантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо

быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам

идет, и в зависимости от возраста. Язык в еще большей мере, чем

одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окру-

жающему миру, к себе."

Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения и жиз-

ни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить

о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интелли-

гентности человека, степень его психологической уравновешенности,

степень его возможной закомплексованности.

Наша речь - важнейшая часть не только нашего плведения, но и на-

шей души, ума, нашей с п о с о б н о с т и н е п о д д а в а т ь-

с я влияниям среды.

Все, о чем бы мы ни говорили, все и всегда з а в и с и т о т

с о с т о я н и я н р а в с т в е н н о с т и . Я з ы к э т о

ч у в с т в у е т . В э т о м в с е д е л о .

Н.М.Карамзин говорил: "... Язык и словесность суть... главные

с п о с о б ы народного просвещения; богатство языка есть богат-

ство мыслей,... он служит первым училищем для юной души, незамет-

но, но тем сильнее впечатлевая в ней понятия, на коих основываются

самые глубокомысленные науки... "

В языкознании начала XX века разделяли понятия "язык" и "речь",

отделили социальное от индивидуального, исторически развивающуюся

систему языка и особую деятельность человека.

Язык как социальное явление рассматривается как знаковый меха-

низм общения, система дискретных знаков, служащих для общения и

способных выразить всю совокупность представлений человека о мире.

Язык - это сложнейшая система значений и отношений, предписаний

и оценок, этики и эстетики, веры и убеждений, концепции времени и

пространства.

Разграничение языка и речи необходимо учитывать при обсуждении

роли ( употребления, назначения, использования ) языка в челове-

ческом обществе, в становлении личности, образовании ее.

Считая существенной роль языка для выражения чувств, эмоций,

для воздействия на личность и формирования ее, к этим двум функци-

ям ( то есть функция коммуникативная - функция общения, и когни-

тивная - познавательная ) добавляют третью: одни ученые - э м о-

ц и о н а л ь н у ю ( функцию воздействия ), другие - д и р е к-