Смекни!
smekni.com

Демократические режимы (стр. 2 из 4)

Особое место между илотами и спратиатами занимали периеки – жители периферийных горных неплодородных районов Спарты. Они были лично свободными, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами.

Видом рабов в Спарте были илоты – порабощенные жители Мессении – они были собственностью государства. Илоты предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая. Илотия была специфической формой рабства, так как илоты самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшийся у них частью урожая. Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян. Илоты могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными. Ежегодно спрартиаты объявляли илотам войну, сопровождающуюся массовыми убийствами.

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родоплеменной организации власти. Во главе государства стояли два архагета, власть которых была наследственной. В основном в их ведении находились военные дела, наиболее полной была военная власть архагетов. Также они входили в состав совета старейшин, осуществляли суд по некоторым важным для всей общины вопросам.

Совет старейшин – геруссия – орган, унаследованный от родоплеменной организации. В состав геруссии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов. Достигших 60-ти летнего возраста. В геруссию входили и оба вождя. Геруссия рассматривала вопросы, выносившиеся на рассмотрение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. В случае несогласия геруссия с решением народного собрания она могла воспрепятствовать ему, покинув собрание. Геруссия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

Народное собрание в Спарте состояло из мужчин достигших 30 летнего возраста, являвшихся спартиатами. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники расходились в разные стороны.

Созыв народного собрания производился раз в месяц. На собрании принимались законы. Избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и так далее. Но роль народного собрания в решении важных дел была маленькой, так как геруссия могла отменить его постановления.

Помимо архагетов в Спарте существовали еще 5 высших сановников – эфоров. Они избирались из «достойных» на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально они считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Эфоры получили право созывать геруссию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с геруссией они могли предотвратить принятия народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внутренним управлением страной, объявление войны и мира, суд над спартиатами, то есть они фактическими стали руководителями страны.

Государственный строй Спарты можно представить в виде следующей схемы.



Цветовой гаммой обозначена степень влияния одного органа на другой, мы видим, что эфоры обладали наибольшим влиянием на все остальные органы, тогда как народное собрание могло повлиять только на архагетов, да и то не сильно. Наибольшее влияние на жизнь в Спарте оказывали именно эфоры, которые фактически и управляли страной.

Фактически Спарта являлась аристократической, а не народной республикой. Конечно, некоторое подобие демократии можно увидеть в народном собрании, но оно хоть и принимало решения, они могли быть отменены геруссией или эфорами. На народное собрание выносились только «нужные» вопросы. В Спарте не существовало четкого разделения властей: эфоры совмещали исполнительную, законодательную и судебную ветвь власти. Положение архагетов вообще было непонятным, с одной стороны они были царями, а с другой власть их была непрочной, она могла быть отменена геруссией или эфорами, архагетов могли судить на народном собрании, наконец, просто предать суду в результате гадания по звездам проводившегося раз в 8 лет.

Тем не менее, в демократии по - спартански были и свои плюсы, впервые появилась практика судить должностных лиц, снимать их с должности. Появились такие черты демократического государства как выборность чиновников, наличие контроля за ними, их отчетность перед теми, кто доверил им власть. В Спарте присутствовала система честного голосования, принятие важных решений не только богатыми, влиятельными людьми, но и простым народом. Об этом свидетельствует наличие народного собрания в Спарте, принцип выборности геронтов и эфоров. Ни один эфор не мог самостоятельно принять решение, для этого требовалось согласие большинства. Государственный строй Спарты можно сравнить с Новгородской республикой в России, с той лишь разницей, что спартанский строй существовал на 15 веков раньше. И я считаю, что это говорит о высоком уровне развития государственности в Древней Греции, по праву считающейся колыбелью демократии.

1.2. Демократия в Афинах – прообраз современной демократии.

Афинская республика появилась примерно в одно и то же время со Спартанской. Но различия между ними были колоссальными. В Афинах не были так сильно развиты первобытнообщинные порядки, что обусловило создание новых органов власти взамен родоплеменных. В Афинах стремительно развивалась частная собственность, рыночная экономика, гражданская община, появилось демократическая система законодательства, государство стало правовым. Конечно, нельзя забывать, что афинский государственный строй также существовал при рабовладельческих отношениях, но именно в Афинах античная демократия достигает своей вершины.

Государственная власть в Афинах сформировалась в IV-V века до н.э. К этому времени старые родоплеменные органы власти, такие как Совет Архонтов, Ареопаг потеряли свое значение. Тогда как после реформ Солона и Перикла приобрели большое значение новые демократические органы власти – Совет Пятисот, Народное собрание (эклезия), Гелиэя. Они и стали основными органами власти в республике.

Главным органом в Афинах было народное собрание, причем характерно то, что главным оно было не только номинально, как в Спарте, но и обладало реальной властью. В народном собрании имели право участвовать все граждане Афин, достигшие 20 лет. Народное собрание собиралось 40 раз в год, но были также еще и чрезвычайные заседания. Теоретически на Народном Собрании мог выступать любой, практически же выступали обученные, хорошо владеющие словом ораторы. Правом каждого участника было снять с обсуждения законопроект, сославшись на его незаконность. Народное собрание решало вопросы войны и мира, производило проверку деятельности должностных лиц, издавало законы касающиеся внутренней политики. Но для решения даже самого важного вопроса требовалось присутствие всего шести тысяч человек, то есть пятой части всего населения Афин.

Для ведения текущих дел был учрежден Совет Пятисот, в который входило по пятьдесят представителей от каждой территориальной филы. Члены совета избирались на один год по жребию из граждан, достигших 30 лет. Совет занимался вопросами управления, дипломатическими отношениями, осуществлял надзор за финансами. В ведение Совета Пятисот находился контроль за арсеналами, доками, флотом, торговлей. Также Совет контролировал работу должностных лиц.

Важнейшей функцией Совета Пятисот было предварительное рассмотрение законопроектов выносящихся на обсуждение Народного собрания. Это позволяло Совету влиять на него, блокируя неугодные законопроекты. Но по окончанию срока службы каждый член Совета отчитывался перед Собранием, и мог быть предан суду, что позволяло в свою очередь Собранию влиять на Совет.

Совет был разделен на десять пританей, которые по очереди занимались текущими делами. Каждая притань состояла из 50 представителей одной территориальной филы.