Смекни!
smekni.com

История возникновения представлений о психике (стр. 2 из 3)

Близким к учению Аристотеля являются взгляды стоиков (III в. до н.э. – IV в. н.э.), которые считали все явления космоса едиными по происхождению.В основе своей душе человека, по мнению стоиков, материальна и едина, хотя может проявляться в различных способностях. Стоикам принадлежит заслуга в установлении единства и неразрывности мышления и языка.

Известный древнеримский мыслитель, видный представитель древней медицины Гален (130 – 200 гг. до н.э.) считал, что все функции души, начиная от ощущений и, кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы. Его психофизиология оставалась последним словом науки вплоть до Нового времени.

Итак, заключая раздел о развитии представлений о психике в античную эпоху, отметим, что древние мыслители сумели высказать множество догадок, выдвинуть большой ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние на последующие открытия в психологии.

Представление о психике в эпоху Возрождения

В период Средневековья философия и психология целиком находилась под влиянием церкви и идеи божественного происхождения. В эпоху Возрождения, с началом капиталистических отношений, психологическая мысль развивалась в направлении религиозного раскрепощения и разработки и формулирования новых принципов и подходов объяснения психики и поведения человека.

Среди крупных мыслителей Возрождения можно выделить Л. Вилла (1407 – 1457 гг.), П. Помпонацци (1462 – 1524 гг.), Л. Вивеса (1452 – 1540 гг.), Б. Телезио (1508 – 1588 гг.). Все они утверждали, что в основе всего лежит природа, а человек – часть её. Поэтому душа – это лишь проявление природы, а не нечто потустороннее. Стремление и удовольствие – это требование природы, и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять. Все психические явления есть продукты работы первой системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и все способности души. Первичными формами психического явления ощущения и чувства (эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более сложные психические структуры. Основным способом, с помощью которого открываются человеку отдельные проявления его души, является внутренний опыт или самонаблюдение.

Почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью преодолеть традиции средневековой схоластики и богословия. Однако в целом их взгляды подготавливали непосредственную почву для зарождения в Европе эмперической, интроспективной, ассоциативной психологии.

Представление о психике в эпоху Нового времени

Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания и сопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия Нового времени выдвинули на первый план потребность обращения к основным психическим способностям и функциям человека. При выборе методологии и методов познания учёные разделились на два течения – эмпирическое и рациональное. Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.), Т. Гоббс (1588 – 1679 гг.), Д. Локк (1632 – 1704 гг.) и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. Представители рационалистического течения, пионерами которого выступали Р. Декарт (1596 – 1650 гг.) и Г. Лейбниц (1646 – 1716 гг.), считали, что источник знаний заключён в самом разуме, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение, т.е. выводились из самого ума и врождённых интеллектуальных способностей. По–прежнему существовало и два других непримиримых лагеря – материализм и идеализм.

По Р. Декару собственно психическим является только то, что пронизывается разумом или осознаётся мыслящей субстанцией. Воображение, представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простые телесные движения, “не просветление” мышлением, единственно составляющим суть духовной субстанции.[2] Поскольку же мышление – единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях, зримых изнутри (бессознательной психики не существует). В дальнейшем это “внутреннее зрение” стали называть интроспекцией, а декартову концепцию сознания – интроспективной. Она отрицает существование психики у животных, так как они не мыслят. Декарт отделил тело и душу друг от друга. Принцип работы тела – рефлекс, души – рефлексия (от латинского “обращение назад”). Начиная с Р. Декарта,психология стала трактоваться не как наука о душе, а как наука о сознании.

Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой теории. Б. Спиноза утверждал, что человек – целостное телесно-духовное существо и главные побудительные силы человеческого поведения, это: влечение, радость и печаль.

Основанием единства телесного и психологического Г. Лейбницу считал духовное начало. Мир по Лейбницу состоит из бесконечного множества монод (от греческого “моное”-единое). Каждая из них “психичне” и наделена способностью воспринимать всё, что происходит во Вселенной. Было перечёркнуто декартово равенство психики и сознания. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность “малых перцепций” – несознаваемых восприятий. Зависимость психики от телесных воздействий – это иллюзия; психика бессознательна.

Т. Гоббс начисто отверг думу как особую сущность. Материальные вещи способны вызывать ощущения, из которых появляются представления, влекущие за собой цепи мыслей. Такая связь получила впоследствии имя ассоциации. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии, он провозгласил разум продуктом ассоциации.

За основу познания были принят опыт. Д. Локк в самом опыте выделил два источника: ощущение и рефлексию. Соответственно, явления сознания порождают два опыта – внешний, который исходит от органов чувств, и внутренний, накапливаемый собственным разумом индивида.

XVIII век радикально преобразовал объяснительные принципы прежних веков. Понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации вошли в основной фонд научных знаний.

Развитие психологических взглядов в XVIII – XX веках

Эмпиризм Ф. Бэкона в XVII в. заменил представление о ней как совокупности психических явлений. Для этого и более позднего периода характерно обособление или отрыв психического от физического, сведения мира психических явлений к замкнутой системе фактов сознания, недоступных объективному наблюдению.

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Открытия в физиологии стимулировали рост психологического знания. Была открыта рефлекторная дуга, “специфическая энергия нервов”, отделы головного мозга, скорость прохождения импульса по нерву. Было установлено с опорой на экспериментальные и количественные методы, что в этом психическом мире действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделения психологии, как от физиологии, так и от философии. При отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым подвластны явления психики. Среди физиологов, открывших психическую причинность можно назвать Э. Вебера (1795 – 1878 гг.), Г. Фехнера (1801 – 1887 гг.), Ф. Дондерса (1818 – 1889 гг.), Г. Гельмюльца (1821 – 1894 гг.),Э Пфлюгера, Ч. Дарвина (1809 – 1882 гг.) и других. Опыты этих учёных подрывали принятые в те времена мнение о тождестве психики и сознания. Была открыта психика у лягушки (при отсутствии сознания), связь инстинктов и эмоциями. Врачи – гипнотизеры ещё раз доказали существование бессознательной психики.

Концепция психологического параллелизма, согласно которой, психическое и психологическое рассматривались как два независимых, но функционально соответствующих ряда явлений, но функционально соответствующих ряда явлений, стала основой построения экспериментальной психологии на Западе, одним из создателей которой являлся В. Вунд (1832 – 1920 гг.). Вунд стал сторонником философии волюнтаризма (от латинского “волюнтас” – воля) – философия, считающей волю внешним принципом бытия. Волевые акты были приняты им за конечную причину процессов сознания и первичную духовную силу.

Великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829 – 1905 гг.) указал на сходство в строении психического и рефлекторного акта, открыл центральное торможение, показал тем самым, что мышца является не только органом движения, но и познания.

С рождением экспериментальной психологии излюбленной темой её изучения стали ассоциации. Если раньше своеобразие интеллектуальных процессов следствием идей, мыслей, умственных операций (как актов сознания), то психолог Э. Торндайк (1874 – 1949 гг.) на основе опытов выделил их в виде независимых от сознания двигательных реакций организма. Используя “проблемные ящики” в экспериментах с кошками, он доказал присущность смысловых процессов телесному поведению. Действия, ставшие автоматизированными благодаря повторению, называли навыками.

Кузен Дарвина Ф. Гальтон (1822 – 1911 гг.) доказывает, основываясь на множество факторов, что выдающиеся способности передаются по наследству; он впервые вводит понятие “тест”. Задачей диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретение знаний и выполнение сложных форм деятельности, занялся А. Бине (1857 – 1911 гг.). Его “коэффициент интеллекта” соотносил “умственный” возраст с хронологическим. Таким образом, предметом анализа стали уже не элементы и акты сознания, никому не неведомые кроме как субъекту, изощрившему своё внутреннее зрение, а телесные реакции, изучаемые объективным методом.

Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и направлений

В начале XIX столетия в психологии существовало множество конкурирующих концепций и школ, которые, отстаивая свой собственный предмет, создали новые теоретические конструкции и произвели революционные сдвиги по всему факту психологических исследований.