Смекни!
smekni.com

Социализация личности, ее этапы и формы (стр. 4 из 6)

Социальный статус обычно определяется как ранг или пози­ция индивида в группе или группы, во взаимоотношениях с дру­гими группами (некоторые социологи используют термин «соци­альная позиция» как синоним социального статуса). Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определен­ный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрос­лым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщины, отлича­ется от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного по­ведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него испол­нения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смыс­ле статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обя­занностей.

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ро­лям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщает­ся к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются все­ми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для од­ного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым спо­собам и методам действий и взаимодействий является важней­шим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

Процесс обучения социальным ролям

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться вы­полнять обязанности и осуществлять права в соответствии с иг­раемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чув­ствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Почти все современные молодые женщины способны довольно быстро, механически нау­читься вести домашнее хозяйство, но они не могут столь же бы­стро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают веде­ние домашнего хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием. Известно, как ценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.

Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, ес­ли она в процессе социализации не принята ими как стоящая по­траченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потреб­ность, соответствующая их внутреннему миру. Представим себе молодого человека, который под давлением родителей обучался химии в университете, хотя всю жизнь мечтал быть актером и играть на сцене. Скорее всего, химия будет ему в тягость и самое большее, на что он будет способен, это быть второразрядным работником. Или попытаемся представить себе трудности женщи­ны, которая социализируется в роли домохозяйки, потому что это единственный путь, уготованный ей в данной социальной груп­пе, несмотря на наличие у нее, например, организаторских спо­собностей или способностей к игре на сцене, преподаванию и т.д.

Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования уста­новок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки, «разыгрывают» представ­ления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни раз­ных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассив­но участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и жен­щины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли сво­его отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполня­ет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием, и это понимание со временем рас­тет. Его «притворные», ненастоящие роли таким образом помо­гают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семей­ства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.

В диагностической и психотерапевтической практике такая техника известна под названием «психодрама», основы которой раз­работаны Дж. Морено и его последователями. Участ­вуя в психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, кон­фликтах. Каждый старается играть роль другого, высказывая жа­лобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто используется в деловых играх руко­водителей разных служб и подразделений предприятия.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каж­дого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определен­ной ситуации. Играет ли индивид роль на «притворной», нереаль­ной основе или в связи с приобретением им нового статуса, он все­гда стремится аккумулировать установки и поведение тех людей, которые его окружают, и добиться наиболее адекватного испол­нения своей роли. Очевидно, что внутреннее «Я» личности не ос­тается неизменным в результате такого социального опыта. Де­вушка, выходя замуж, будет иметь статус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и во многих отношениях она будет выглядеть как совершенно другая личность. Роли, связанные с определен­ными занятиями, в такой степени обусловливают личностные из­менения, что, даже не зная рода занятий человека, мы можем ска­зать, что он ведет себя, как учитель, крестьянин, предприниматель или министр. Личность и роль, которую она играет, связаны с не­которыми психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних объектов может легко приспособиться к роли продавца. В то же время оче­видно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помо­гает становлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, полностью принимается уготованная ей социаль­ная роль.

Предписанные и достигаемые статусы и роли

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Предписанные статусы и роли. Так как общество представ­ляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют еже­дневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей – разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения зара­нее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как "путь достижения успеха". Пол и возраст уни­версально используются в обществе как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежности также используются во многих обществах в ка­честве основы для предписанных ролей.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Не случайно уже с детства главная и большая часть процес­сов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий как мужчин, так и женщин. Маленькие де­вочки играют с куклами, помогают матери по хозяйству и воз­награждаются за это похвалами взрослых. Обучение девочки как сорванца хотя и терпимо, но считается дурным тоном. Маль­чики же считают, что куклы предназначены только для девчо­нок и самых маленьких детей, а потому худшее для них – это прослыть «маменькиным сынком», «девчонкой». Опыт показыва­ет, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек при­водит к тому, что в зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения.

В зрелом возрасте половые различия и роли четко определя­ются, а процесс ролевого обучения усложняется. Женщина, на­пример, может одновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т.д. Ее роль жены и матери включает одновременно множество различных ролей, каждая из которых неотделима от другой и врастает в нее.