Смекни!
smekni.com

Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков (стр. 5 из 8)

Инструментом комплексного диагностирования стал разработанный нами опросник(См приложение №1). Он предназначен для исследования семейного благополучия и положения подростка в семье. Опросник состоит из 26 вопросов, ответы на которые могу выявить отношение в семье.

На основании материалов опросников был разра­ботан вариант профессионального социального паспорта-карты социального работника/социального педагога, фор­мализованного документа служебного пользования, в кото­ром систематизируются данные о клиенте.

На каждого подростка был заведен социальный паспорт, где указывались личные данные подростка, данные родителей, их место работы, жилищные условия.(см. приложение №2). Предварительный замысел разработчиков и опыт рабо­ты с опросниками и социальными паспортами показал, что получаемые в качестве положительных ответы на пункты 11-17 паспорта проявляют некоторые признаки неблагопо­лучия ребенка, которые должны быть подвергнуты более тщательному исследованию

Сложность задачи состояла в том, что необходимо было точно развести детей из общей группы риска и подростков из неблагополучных семей.

Для этого использовалась анкета социального педагога(см. приложение №3). Она заполняется на ребенка в случае подозрение на беспризорность подростка.

Если на вопросы 1,5, 12 ответ отрицательный, а на воп­росы 6, 7, 8,9. 10. 18. 19-положительный, ребенка необходимо отнести к группе риска по беспризорности. Если ин­формацию о положении ребенка невозможно получить в школе, то необходимо обследовать семью непосредственно по месту жительства.

Созданный психолого-педагогический инструментарий позволяет корректно провести диагности­ку неблагополучия детей, выявить детей, требующих повы­шенного внимания со стороны профессионалов.

Этот метод диагностики - подход к организации комплексного решения задач профилактики безнадзорности и оказания помощи детям можно назвать социально-ориентированным. Его можно рассмотреть на примере соци­ального проекта, реализуемого на базе образовательных учреждений и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Майкопа.

Ключевая характеристика предлагаемого подхода - эф­фективная организация системного взаимодействия всех субъектов системы профилактики и беспризорности на уровне определенной территории (района, округа) в обес­печении защиты прав несовершеннолетних и устранении причин беспризорности.

2.2. Анализ и интерпретация результатов

В качестве эмпирической базы выступили 50 учащихся 8-9 классов МОУ СОШ № 16 г. Майкопа РА.ходе нашего исследования среди 50 опрошенных детей к группе риска были отнесены 10 детей.

На основе исследования была составлена таблица №1


Таблица №1

Имя Возраст Причины
1 Владимир Н. 1993г. Неблагополучная семья: родители нигде не работают, алкоголики. Подросток предоставлен сам себе, относится к группе беспризорных .
2 Георгий Б. 1994г. Неблагополучная семья: отец болен туберкулезом, мать – шизофренией. Мальчик должного воспитания не получает.
3 Денис Д. 1993г. Мать воспитывает сына одна. Целый день находится на работе, так как совмещает две работы. Подросток предоставлен сам себе, относится к группе беспризорных .
4 Елена С. 1993г. В данной мать Елены является матерью – одиночкой. Воспитанием дочери не занимается .Елена часто пропускает занятия без уважительных причин.
5 Кирилл Ф. 1994г. Родителей нет. Опекун – бабушка – пенсионерка. Должного влияния на внука не имеет.
6 Михаил Ч. 1992 г. Многодетная семья, переехала из Казахстана. Неблагополучное материальное положение, так как отец еще не может устроиться на постоянную работу. Подростку часто приходится оставаться дома с младшими детьми или помогать отцу.
7 Никита Г. 1993г. Неблагополучная семья. Родители – алкоголики.
8 Ольга М. 1992.г. Дочь воспитывает один отец. Мать умерла, после чего отец сильно запил, поэтому должного воспитания девочка не получает.
9 Роман Г. 1994 г. Неблагополучная семья. Мать мальчика и отчим часто употребляют спиртные напитки. Подросток часто подрабатывает на рынке.
10 Сергей С. 1992г. Воспитывает сына одна мать. Она – инвалид. В семье сложилось тяжелое материальное положение.

Итак , мы выяснили что у большинства подростков с отклоняющим поведением обстановка в семьях критическая. Здесь неблагополучные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно — оно является причиной девиантного поведения подростков.

2.3. Рекомендация по работе с неблагополучными семьями во взаимоотношениях с детьми

Членам неблагополучных семей бывает трудно воспринимать информацию, выражаемую вербально. Поэтому диалог с ними зачастую превращается в "псевдодиалог", когда психолог и члены семьи говорят в параллельных монологах, в то время как подразумевается, что они обмениваются информацией. Некоторые психологи склонны расценивать это как сопротивление, хотя имеет место непонимание. Например, испытывая массивную атаку со стороны членов семьи, психолог меняет свое место и садится среди членов семьи. Он говорит: "Это очень трудно находиться здесь, будучи атакуемым Вами. Я чувствовал, что выпадаю из Вашей среды". Язык движения привлекает каждого, а слово может остаться незамеченным. Другой способ инактивного формулирования -помещение одного из членов семьи за зеркало одностороннего видения. Например, немолодая женщина, которая жаловалась на неспособность своей взрослой дочери управляться с маленькими детьми, была помещена за зеркало одностороннего видения, откуда должна была наблюдать за тем, как ее дочь управляется с детьми. Выяснилось, что при отсутствии материнской гиперопеки дочь довольно скоро научилась с ними управляться. Женщина поняла, что она сама своей неуемной активностью мешает формированию адекватной родительской позиции у дочери.

Члены неблагополучных семей часто проявляют ненаправленную активность, целью которой зачастую является грубое облегчение напряжения. Психолог начинает стимулировать моторную активность, направленную на достижение других целей, чтобы показать одним членам семьи как их поведение может влиять на других. Например, вместо того чтобы спросить у детей: "Как получилось, что Ваша мама не говорит с Вами?", социальный педагог ставит перед детьми задачу: "Могли бы Вы сделать так, чтобы Ваша мама говорила с Вами?". Вот другие примеры побуждения к инактивному формулированию: «Могли бы Вы сделать так, чтобы Ваши отношения с дочерью не ухудшались?», «Что Вы можете сделать, чтобы улучшились Ваши отношения с дочерью?».

Редуцирование шума, фиксирование на правилах разговора, высвобождение содержания из посланий, касающихся взаимоот­ношений:

Каждому члену семьи предлагается отбирать себе человека, которому он говорит, ориентировать его на себя и требовать, чтобы этот человек отвечал.

Социальный педагог берет на себя роль переводчика в этих разговорах, становится «расшифровывающим центром» для коммуникации, при этом он центрирован на коммуникации, а не на личностное содержание послания (просто помогает понять одному человеку, что говорил другой человек, не критикует, не комментирует, не внушает).

Социальный педагог следит, чтобы содержательные послания и послания, касающиеся отношений, были более отличимы друг от друга, акцентуирует внимание на содержании. Примером того, как акцент на отношениях может уводить в сторону от содержания послания, может служить следующая фраза, прозвучавшая на одной из сессий работы с семьей: «Я не могу слышать тебя, потому что ты всегда кричишь на меня, и в результате я перестаю слушать».

Педагог останавливает прерывания, которые разрезают коммуникацию между членами семьи. Указывает на необходимость ждать, пока другой член семьи закончит свои мысли и получит на них ответ.

Он фокусируется на диалоге вокруг одной темы и помогает довести ее до некоторого уровня законченности.

Социальный педагог побуждает к вербальной коммуникации тех, кто привык выражать свою коммуникацию через разрушительную активность.

Из содержания послания социальный педагог выделяет то, что полезно для говорящего и слушающего и делает акцент на этом. Например, из монолога матери, касающегося плохой учебы ребенка, педагог для ребенка делает акцент на заботе матери о нем, а для матери подчеркивает ее интерес к учебным делам сына. Это позволяет участникам ситуации расширить понимание реальности и искать более эффективные приспособления для овладения трудными ситуациями.

Смена доминирующих, интерпретирующих тем в семье на более близкие к эффективному функционированию. Например, тема воровства сменяется темой заботы.

Социальный педагог помогает делать узкие наборы категорий более дифференцированными. Например, термин «восстающие на родите­лей дети» можно конкретизировать как «не умеющие себя контролировать дети». Ярлык «контролирующая мама» можно сменить на «сверхобремененная и беспомощная мама». Это может направить мысль членов семьи на то, что мама, по сути, не хочет контролировать своих детей, она хочет получить помощь от своих детей в принятии ими контроля над своим поведением.

Вмешательства, которые меняют границы и иерархию внутри неблагополучных семей:

I. Физическое отделение супругов от детей, поочередное стимулирование супругов сначала играть роль супругов, а потом родителей. Это делается для того чтобы установить четкие границы между супружеской и родительской субсистемами.

2. Демонстрация возможности различных ролевых позиций взрослого в качестве родителя (контроль) и в качестве благожелательного старшего сиблинга, что делает границы между родительской и детской субсистемами более проницаемыми. Переходя из одной субсистемы в другую, меняются роли, чем демонстрирует гибкость ролевого поведения.