Смекни!
smekni.com

Прогнозирование здоровья населения (стр. 2 из 4)

В то же время недостаток средств на охрану окружающей среды и ослабление экологического контроля неизбежно ведут к ухудшению экологической ситуации – загрязнению приземного слоя атмосферы и источников водоснабжения, отчуждению огромных территорий под свалки, которые в свою очередь служат источником распространения инфекционных заболеваний.

Еще один фактор, заметно влияющий на качество общественного здоровья, - ухудшение медицинского обслуживания населения из-за организационной неразберихи в управляющих структурах здравоохранения, низкой заработной платы врачей, острой нехватки лекарств, необходимого оборудования и т.д.

Оценивая современную санологическую ситуацию в стране и учитывая скорость ее движения по пути экономического и социального прогресса, можно представить несколько сценариев формирования общественного здоровья в России и в отдельных ее регионах.[7,127]

Пессимистический (инерционный) сценарий наиболее вероятен при сохранении существующих в настоящее время механизмов поддержания общественного здоровья и нынешней или близкой к ней системы инвестиций в социально-бытовую сферу, здравоохранение, охрану окружающей среды и пр. Осуществление этого сценария создаст в России ситуацию, опасную для социального благополучия населения и его здоровья. В результате следует ожидать сокращения продолжительности жизни населения, роста заболеваемости, временной нетрудоспособности инвалидности.

Стабилизационный сценарий, позволяющий зафиксировать существующий уровень общественного здоровья и препятствующий его дальнейшему ухудшению, наиболее вероятен при пересмотре идеологии российского здравоохранения и увеличения его финансирования. При подобном развитии событий возможно некоторое снижение заболеваемости и инвалидности, незначительное повышение продолжительности жизни, не ведущие, однако, к принципиальным изменениям качества здоровья.

Умеренно-оптимистический сценарий прогноза предполагает осуществление широкого комплекса социально-экономических, природоохранных, санитарно-эпидемиологических и других мер, которые бы позволили в течении 15-20 лет улучшить общественное здоровье в России. Регионам, где уровень здоровья катострафически низок, для такого перехода понадобиться 20-25 лет. При этом федеральное и муниципальное финансирование здравоохранения, охраны окружающей среды должно увеличиться, как минимум в два раза. Иными словами, грамотная социально ориентированная экономическая политика государства, учитывающая в первую очередь интересы народа, стала бы движущей силой смена типа здоровья населения.

Оптимистический, хотя и малореальный, сценарий мог бы воплотиться в жизнь при условии, что государство и все население переориентируют свою деятельность на приоритетное решение социальных, санологических и экологических проблем. При реализации подобного варианта существует вероятность, что за 10-15 лет в России осуществится переход к более прогрессивному типу здоровья.

Высказанные соображения носят, конечно, вероятностный характер. Изменение стратегии и тактики решения медико-демагрофических проблем на федеральном и региональном уровнях могут существенно изменить характер самих сценариев прогноза и темпы их смены. Изменения эти могут быть как в более желательном, так, к сожалению, и в менее желательном направлении.


Глава 2. Прогноз качества здоровья населения

2.1 Современное состояние здоровья населения России

Для прогноза общественного здоровья необходимо охарактеризовать современную санологическую ситуацию в России.

Численность населения страны уменьшается, начиная с 1993 г., и на 01.01.2006 г. она составила 142,7 млн. человек. Низкая рождаемость (10,2%), массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводства населения, высокая смертность (16,1%), особенно смертность мужчин в трудоспособном возрасте в результате несчастных случаев, отравлений и травм, низкая ожидаемая продолжительность жизни (65,3 лет, у мужчин — 58,9 лет, у женщин — 72,4 лет) — вот основные характеристики ситуации. (Табл. 1)

Смертность населения Российской Федерации является чрезмерно высокой: 16,1 в 2005 г. на 1000 населения, а в Европе 11. По сравнению с 2004 годом число умерших увеличилось на 7,7 тыс. человек, из них более 30% — граждане в трудоспособном возрасте. Несмотря на некоторое снижение числа умерших от внешних причин (случайные отравления алкоголем, самоубийства, убийства, транспортные и иные травмы), смертность от этих неестественных причин остается достаточно высокой: в трудоспособном возрасте они составляют 34%.

Динамика смертности по основным классам болезней: 1-е место в структуре смертности занимает смертность от болезней системы кровообращения. 903 на 1000 населения, ни в одной другой стране мира нет таких показателей смертности от заболеваний сердечнососудистой системы. На 2-м месте смертность от травм и отравлений, и на 3-м месте смертность от новообразований.

Страна теряет 35 тыс. человек за полгода, отравившихся алкоголем, хотя и здесь наметились положительные тенденции. Смертность от болезней системы кровообращения составляет 56,1%, а в 1939 г. на этот класс приходилось всего 11%. Во многом это связано, конечно, с постарением населения. (Табл.2)

Из 100 тысяч человек только от инфаркта миокарда в России ежегодно умирают 330 мужчин и 154 женщины, а от инсультов - 204 мужчины и 151 женщина. Среди общей смертности в России сердечно-сосудистые заболевания составляют 57 %. Такого высокого показателя нет ни в одной развитой стране мира! В год от сердечно-сосудистых заболеваний в России умирают 1 млн 300 тысяч человек – население крупного областного центра. Львиная доля здесь принадлежит ишемической болезни сердца и артериальной гипертонии с ее осложнениями — инфарктами миокарда и инсультами. (табл.3)

Следующая проблема: высокий уровень смертности от травм и отравлений. В частности, среди мужчин в России показатель смертности 380, а в Европе менее 100 на 100 тыс. населения. И также велики отличия в регионах Российской Федерации. Самые высокие показатели смертности в России фиксируются среди трудоспособного населения, тогда как в других странах — это старшие возрастные группы. У нас в старших возрастных группах этот показатель снижается.

С 1997 по 2007 год прирост числа заболевших онкологическими заболеваниями составил 13%. Больше всего — на 123% — увеличился прирост заболевших раком предстательной железы. На втором месте — рак щитовидной железы с приростом на 56%. Зато почти на 18% снизилась заболеваемость раком желудка, на 12,6% — пищевода и на 12,9% — легкого.А вот показатели по заболеваемости раком молочной железы за это время практически не изменились. Если в 1997 году количество заболевших составляло 17,1 на 100 тыс. населения, то в 2007 эта цифра изменилась до 17,4.Но самое главное, что смертность от онкологических заболеваний за это время не выросла, даже наоборот: с 1997 по 2007 год смертность от рака среди мужчин снизилась с 210,7 человек на 100 000 населения до 187,4, а у женщин — с 99,7 до 94,8. (НИИ клинической онкологии ГУ РОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН заведующая отделением онкологической статистики)

В связи с загрязнением окружающей среды продолжается рост детских заболеваний, особенно аллергозами. За последние 15 лет, число детей, страдающих бронхиальной астмой, увеличилось в три раза, а в городах с промышленным загрязнением этот рост достиг пяти-шестикратного размера.

Статистика заболеваний населения России еще раз доказывает, что прогнозирование здоровья населения необходимо и очень значимо, для разработки правильных программ по защите здоровья населения и окружающей среды, для проведения действенной социальной политики.

2.2 Типизация регионов России по уровню здоровья

Для решения многих демографических, социальных и санологических проблем и особенно для разработки прогнозов здоровья населения большой интерес представляет использование индекса человеческого развития (ИЧР), который был разработан сотрудниками Программы развития ООН. Индекс человеческого развития представляет собой интегральный показатель из трех основных компонентов, характеризующих развитие человека – долголетия, образованности и уровня жизни. Долголетие измеряется продолжительностью жизни, образованность комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения, уровень жизни – реальным ВНП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни (реальная покупательная способность). ИЧР устанавливает максимум и минимум для каждого измерения, показывая, где находится страна относительно этих шкал. Согласно разработки авторов Программы развития ООН, Россия по ИЧР занимает 34 место среди развитых стран.[6, 124]

Исследования уровня здоровья населения, в которых проводилось ранжирование краев, областей и республик России по коэффициенту суммарной оценки здоровья населения, показали, что ряд российских регионов по качеству популяционного здоровья близок к республикам Средней Азии, характеризующимся низким и очень низким уровнем здоровья населения. Тува, Калмыкия, Якутия, Чукотка, Камчатка, Сахалин и ряд других российских территорий относятся к регионам со средним уровнем человеческого развития, но этот показатель гораздо ниже, чем в развитых странах Запада. Эта констатация чрезвычайно важна для прогноза, так как показывает тот стартовый уровень, с которого необходимо начинать движение к достижению более высокого качества здоровья.

Сравнение показателей здоровья населения России и отдельных ее регионов со стандартами здоровья в западных странах предполагает обоснованным выделение регионов со следующим уровнем общественного здоровья: удовлетворительный, пониженный, низкий, очень низкий.

В пределах России наиболее благополучный (удовлетворительный) уровень здоровья населения сложился в Белгородской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Орловской, Пензенской, Рязанской областях. В этих регионах допустимо приемлемый уровень здоровья, большинство параметров которого выше, чем в других российских краях, областях, республиках, сохраняется на протяжении достаточно длительного времени.