Смекни!
smekni.com

Профилактика преступности несовершеннолетних (стр. 3 из 8)

Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, появились одними из первых. Первоначально исследователи обращали свое внимание преимущественно на конституциональные особенности человека. Родоначальником биологического направления в криминологии был итальянский врач – психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо (1836 – 1909). Он предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. В своих работах «Преступный человек», «Преступление, его причины и средства лечения» Ломброзо утверждал, что преступление – явление столь же естественное, как рождение, болезнь или смерть. Объектами его пристального внимания были череп, мозг, нос, уши, цвет волос, чувствительность кожи, татуировки, почерк, психические свойства преступника. Используя антропометрический метод, исследователь выделил примерно 37 характеристик «врожденного преступного типа», в их числе – выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей. На основании этого он полагал, что главными направлениями предупреждения преступности должны стать пожизненная изоляция, лечение или прямое физическое уничтожение «врожденных» преступников.

Уже современники подвергли эту теорию серьезной критике. Действительно, с точки зрения современной науки взгляды Ломброзо выглядят достаточно наивно. Но рациональное зерно все же есть, и оно заключается в том, что Ломброзо ставит проблему существования зависимости между особенностями психофизиологической организации индивида и его поведением. Гипотеза о существовании такой зависимости оказала свое воздействие и на изыскания ученых второй половины 20 века. Они представлены, в частности, «теорией Y-хромосомы». В соответствии с нормой для женщин характерен хромосомный набор типа XX, для мужчин - XY. Но иногда возникает патология, связанная с появлением лишней X или Y-хромосомы. Некоторые исследователи (Прайс, Уиткин) полагают, что наличие «лишней» Y-хромосомы у мужчин обусловливает склонность к противоправному поведению. Не все ученые поддерживают эту позицию, но даже если она оправдана, то, как и теория Ломброзо, может объяснить причины отклоняющегося поведения отдельных индивидов, но не существование преступности как социального явления.

Явление преступности можно более полно объяснить при рассмотрении социальных факторов, влияющих на ее формирование.

Социальные факторы можно разделить на две группы: макросоциальные и микросоциальные. К числу первых относят общество, в котором живет человек, включая его историю, культурные традиции, мораль и нравственные ценности, политические и экономические проблемы и др. Вторая группа – это непосредственное окружение человека, прежде всего семья, друзья, коллеги по учебе и работе и др. Рассмотрим каждую группу.

Макросоциальные факторы:

1. Низкий уровень жизни большой части населения, сильный контраст распределения доходов в обществе. Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации и алкоголизации, которые во многом являются причинами преступности. Но так же часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить.

2. Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.

3. Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ от индивидуального подхода и т.д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением, нередко обучающиеся отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняются за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к ослаблению и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний.

4. Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, а так же воспитания их в трудовых коллективах. Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления - особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», - способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, контакту с криминогенной структурой.

5. Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями. Это пропаганда наркотиков, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости. Большую роль здесь играет СМИ: фильмы, сериалы, телепередачи, газетные и журнальные статьи, а так же Интернет.

Микросоциальные факторы:

1. Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка. Вклад неблагоприятных семей в преступность несовершеннолетних по некоторым подсчетам составляет 30-35%.[8] Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, аморальный образ жизни родителей, их низкий общеобразовательный уровень, эмоционально-конфликтные отношения в семье, неполная семья, плохое материальное положение. В разные годы по различным регионам страны у несовершеннолетних преступников отсутствие одного из родителей фиксировалось значительно чаще, чем у подростков, преступлений не совершавших. Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46% воспитывались в неполной семье.[9] Спиртные напитки несовершеннолетние правонарушители начинают употреблять с 13-16 лет. О питейных традициях они узнают в гораздо более раннем возрасте и, как правило, в семье. Среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 42% уже ранее употребляли алкоголь и преступление совершили в нетрезвом состоянии. Опросы воспитанников колоний показывают, что каждый седьмой начал курить в первом или втором классе, употреблять спиртное - чуть позже, через два-три года, причем в 67% случаев - дома, в кругу семьи, родственников.[10] 36% несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в семьях, в которых родители и родственники были лицами ранее судимыми.[11] Аморально вели себя матери почти каждого пятого подростка. Обращается внимание на жестокость и насилие в таких семьях. Изучение дел об убийствах, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует о том, что именно по данной категории дел преступлению предшествовали длительные конфликтные отношения между будущей жертвой (чаще всего это отцы или отчимы и другие взрослые родственники; иные лица по месту жительства несовершеннолетнего) и осужденным. В каждой четвертой семье указанные лица систематически терроризировали несовершеннолетнего и других близких, пьянствовали и сами спровоцировали преступление. В этих семьях утвердились аморальность, культ насилия в межличностных отношениях как способ общения.[12] По способу общения и воспитания выделяют так же ситуации гипер- и гипоопеки в семье:

· Гиперопека – это ситуация, когда родители хотят быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения), доходящая до семейной тирании.

· Гипоопека – это отсутствие должного контроля за ребенком, нередко переходящая в безнадзорность. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, может возникнуть так же и в силу объективной невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т.д.