Смекни!
smekni.com

Развитие русской социологии в России в XIX веке (стр. 2 из 3)

Для становления социологии явно стимулирующим фактором оказалось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. "Одному Штольцу 40-х годов после реформы, - указывал отечественный социолог А.А. Исаев, — соответствовали уже 5-10 Штольцев с русскими и нерусскими именами". Капитализм увеличил и сложно дифференцировал состав населения города, создал массу новых профессий, способствовал невиданной ранее постоянной мобильности населения, ломке старых культурных стандартов. Вся совокупность этих измене­ний вызвала в различных слоях русского общества (особенно у быстро растущей интеллигенции) жадный интерес к социальным проблемам. Кстати, Россия не только подарила миру термин "интеллигенция", но и первые теоретические формы самосознания этого слоя, вырастающего на разработке ряда социологических проблем - роли интеллигенции в общественных процессах, идей общественного долга, соотношения "толпы и героя" и т. п.

Уже первые историки русской социологии, как отечественные, так и зарубежные (Н. Кареев, О. Лурьев, Ю. Геккер), верно, заметили, что главные теоретические достижения социологической мысли в России были одновременно ответом на вопрос: "Что считать наиболее важным для блага народа?". Свое стремление помочь угнетенному народу (часто беспомощное) русские интеллигенты переносили в писательскую и исследовательскую деятельность, не очень их разграничивая. Отсюда публицистичность социологической литературы в России, ее подчеркнутая гуманистическая ориентация, совпадающая с литературной ориентацией на страдающего человека, хотя в итоге не обошлось и без "веховского" высмеивания этой линии, и сциентистского отрицания ее. В свою очередь русская реалистическая литература конца XIX века жадно впитывала социальную проблематику, так что отнюдь не преувеличением звучат слова Г. В. Плеханова: «У художника Горького и у покойного художника Г.Успенского может многому научиться самый ученый социолог».

Взаимодействиехудожественнойлитературы (особенно публицистики) и социологии—важнаятема, требующаясамостоятельногорассмотрения. Укажемздесьтольконато, что именаСпенсера, Конта, Михайловскогоидругихсоциологов, их высказывания, названиятрактатовисистемстольобильнозамелькаливустахлитературныхгероевивавторскойхарак­теристикеих, чтоэтообстоятельствообратилоневольное вниманиелитературныхпародистов. Водномиз произведенийА. Чеховадажепоявилсялакей—страстный любительчтения, читающийвсеподрядотвывесоклавокдо сочинений... О. Конта.

Одновременнодействиюотмеченныхфакторовмешали (иногдавсущественнойстепени) многиепатриархально-традиционныеэлементыстарогообществаикультуры. Преждевсего,следуетупомянутьдолгуювраждусцарскойадминистрацией. Боязньмертвящеговоздействияпоследнейнасоциальнуюнауку —общаячертапсихологиирусскихнаучныхкругов. Вспомним хотябы "высочайшие" решенияПавлаIиНиколаяI, запрещавшиеофициальноеиспользованиетерминов "общество", "революция" и "прогресс". Впорукрепостногоправаверхисознательновытравлялиизпечатилюбыевозможностиобсуждения социально-политическихпроблем, предлагаяобщественному мнениюзатяжныетолкиотом, бытьилинебытьнабудущийгод итальянскойоперевПетербурге. Послереформывозникаюти растутсоциальныеслои, смнениемкоторыхприходилось считаться: соответственноэтомуменяютсяформысамого "ответа". Причемдело, конечно, невпростомограничениинаучного лексикона (хотяиэтовесьмапоказательно!), автом, чтоабсолютизмиправославныйпровиденциализмбылипреградой объективномурассмотрениюсоциальныхпроблем. Вотодин типичныйпример.

В "Русскомделе" (1866, №33) былаопубликованаанонимнаястатьясвыразительнымзаголовком "Самодержавиепо-ученому..." Авторзлобнонападална "крамольныйпозитивизм", покоторомурусскийгосударственныйстройобъявлялсялишь... "стадиеймировогоразвитиягосударственности", и, следовательно, преходящимсостояниемобщества. Далееследовалпровокационныйвопрос: "Даразвеможноподобнуюдичьчитатьсгосударственнойкафедры?". Ответнаэтотвопроспредлагалось искатьужедругим "государственным" учреждениям.

Сопротивлениесосторонытитулованнойрутинылюбымнаучнымнововведениям, учебнымпрограммамипланампревращало, какпризнавалисьразличныеисследователи, иногдадажедовольноневинныеявления (чтениекнижекнетолькопосоциологииилиполитическойэкономии, нодажепобактериологии, гигиене, санитарииибиологии) вдело... политики, впроцесс полулегальный. Нетолькостудент, ноиужесложившийсяученыйнебылзастрахованотдоносов, нелепогоконтроля, всевозможныхвнешнихпомехвисследованияхипроцессеобучения. <Жуткоечувствоиспытываеттот, комуприходитсязаниматься историейнаукивРоссии, - говорилакадемикС. Ф. Ольденбург, —длинныеряды "первых" томов, "первых" выпусков, которыеникогданеимелипреемников; широкиезамыслы, какбы застывшиенаполуслове, грудыненапечатанных, полузаконченныхрукописей. Громадноекладбищенеосуществленныхначи­наний, несбывшихсямечтаний…

Вэтойситуацииподавляющаячастьрусскихсоциологов,так илииначе,былажертвойполицейскогопресса. Этодругаяособенностьнашейсоциологии, отличающаяееотзападной. Ссылки, вынужденнаяэмиграция, тюрьма, увольнения, грозныепредупрежденияит. п. - вотвехибиографииД.Щапова, Л. Оболенского, Я. Новикова, П. Лаврова. М. Ковалевского. Л. Петражицкого, Л. Мечникова, С. Южакова, Н. Стронина, Е. ДеРоберти, Б. Кистяковского, П. Сорокина. Аведьмногиеизнихбыли людьмидалеконерадикальныхнастроений.

Весьмахарактерныйвэтомотношениислучайпроизошелс известныморганицистомП. Лилиненфельдом, опубликовавшем, кстати, свойфундаментальныйтруднарусскомязыкераньше"Принципов социологии" Г. Спенсера. Он издал первый том "Мысли о социальной науке будущего" под криптонимом П...Л. Царская администрация сделала сколь решительный, столь же и безграмотный вывод: это, мол, сочинения народника П. Лаврова — и оно было запрещено. Был издан приказ об изъятии книги из общественных библиотек. И сенатор Лилиенфельд, в это же время губернатор Курляндии, вынужден был выполнить распоряжение и изъять собственное сочинение за мнимую крамолу и издавать последующие тома в Германии.

Другим отрицательным фактором в распространении и оформлении социологии явились предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведении и т. д. Как Правило, их отношение к социологии варьирует от безразличия до откровенной враждебности. Недоброжелательство ломалось очень медленно. И только в первое десяти­летие XXв. междисциплинарные отношения резко изменились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологическая точка зрения стала широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии именно как новая плодотворная теоретическая перспектива в сравнении с традиционными подходами.

В качестве особого сильнодействующего момента в интересующем нас процессе следует отметить влияние русского философского идеализма (предвосхитившего многие идеи "антипозитивистской реакции"). Философия истории (культуры) чаще всего на религиозной основе рассматривалась русскими идеалистами (Вл. Соловьев, Б Чичерин, Н. Данилевский, Н- Бердяев, С. Франк - самые крупные фигуры этого типа) как единственно правомерная в сфере социального анализа".

Отрицая законы общественного развития, считая, что каждую данную минуту "все эти законы могут быть выброшены за окно доброй волей людей", и веря, что час доброй воли наступит, религиозные мыслители (особенно Соловьев) не нуждались в науке, которая убеждала, что "добрая воля" вступает в свои права "вынуждаемая к тому кнутом необходимости. Религиозных мыслителей раздражала контовская традиция, объявляющая социологию не только вершиной и синтезом всех прочих социальных наук, но и своего рода "социальной", светской религией. Характерные признания можно обнаружить в книгах русского богослова и сторонника христианской социологии П.Линицкого.

Однако, несмотря на действие негативных факторов, социология в России возникла и стала развиваться.

Социология в России в XIX

Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.

Одно из них — географическое — было наиболее ярко представлено Л.И. Мечниковым (1838—1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества — от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящимся на кооперативных формах хозяйствования.

Другой социогеограф А.П.Щапов (1831—1876) активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, обосновывал естественно-психологические и социаль­но-территориальные особенности жизни русского народа.

Второе направление — органическая школа — представлена Е.В. де Роберти (1843-1915), А.И. Строниным (1827-1889), П.Ф. Лилиенфельдом (1829—1903), Я.А. Новиковым (1830-1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие группы — науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.