Смекни!
smekni.com

Социальная защита семьи (стр. 3 из 13)

Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни мож­но считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизнен­ного сценария существования вне семьи, одинокой жизни. Прежде че­ловек без семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время появляется (прежде всего в наиболее развитых стра­нах мира) значительный слой людей, которые находят удовольствие в таком виде существования. Складывается специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди мoгут тратить для собственного развлечения гораздо большие суммы денег, чем семейные. “Индустрия услуг” обеспечивает им удовлетворение всех видов потребностей, включая интимные. В конечном счете, учитывая возможность наличия устойчивых эмоциональных союзов двух одиночек, подобное существование решительно исключает только один компонент семейной жизни — детей. Кстати, в подобном образе жизни пол партнера по сексуальным отношениям может быть различ­ным: отмечается, что в Соединенных Штатах после первого развода до пятой части всех мужчин предпочитают в дальнейшем строить сексу­альные отношения с лицом своего пола.

В России, с ее высокой степенью традиционности, подобные тен­денции только набирают силу. Пока, вероятно, воздержание от созда­ния семьи, откладывание рождения ребенка, предпочтение фактичес­кого, а не юридического брака — симптомы внешнего социально-эко­номическою неблагополучия. Но совпадая с основными тенденциями развития семьи в мире, подобные варианты поведения могут стать при­вычными, предпочтительными; ситуативная особенность станет утвер­дившимся стереотипом.

Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависят утверждение и про­ведение в жизнь такой дорогостоящей и объемной вещи, как семейная политика. Ошибочные решения в сфере семейной политики приведут к неудовлетворительным и даже отрицательным последствиям. Так, убеждение в том, что можно каким-то образом влиять на демографи­ческое поведение людей, поставить себе пронаталистские (ведущие к увеличению рождаемости) цели и реально достигнуть значимых ре­зультатов, все вновь и вновь заставляет органы принятия решений прибегать к масштабным программам, что приводит только к деформа­ции сложившейся демографической структуры, а вовсе не к измене­нию стратегии рождаемости.

1.2. Социальные проблемы отдельных категорий семей.

Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональ­ной помощи обусловлены ее типом.

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьяхявляется в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как; правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем непол­ным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социаль­но-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после раз­вода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им доста­точно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вы­мещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует сте­реотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изу­чено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип пред­писывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, ко­торые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жест­кая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воз­действие, если человек слаб, а стереотип требует от него домини­рования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной се­мье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социали­зации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в раз­личных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собствен­ной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Ос­новная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родите­лей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неаде­кватная полоролевая социализация.

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает де­тей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспи­тывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ори­ентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов соз­дать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (деть­ми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

Недавно стала распространенной новая категория неполных се­мей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как пра­вило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель роди­телей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынужда­ет поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд слож­ностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их бо­лее слабыми адаптационными способностями, неумением приспосо­биться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в преж­ние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво со­ставляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а слу­чайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состоя­ния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи могут быть распределены на три кате­гории:

- семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предпи­саниями, культурно-идеологическими позициями, традиция­ми семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обу­словленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загружен­ностью родителей (особенно матери), состоянием их здоро­вья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

- семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

- неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в резуль­тате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асо­циального образа жизни. Дети из таких многодетных семей осо­бенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попе­чения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное зако­нодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3—7 детей разного возраста и разной степени со­циальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную про­блему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких се­мей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолет­них братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального воз­раста старших сиблингов. Это объективная закономерность, просле­женная в различных типах многодетных семей, не зависящая от иму­щественного и образовательного статуса родителей.