Смекни!
smekni.com

Социальная поддержка детей из неполных семей в Центре детского творчества г. Асбеста (стр. 2 из 9)

Рассмотрим позиции зарубежных авторов по определению термина «неполная семья».

A.M. Демидов, анализируя опыт финских социологов, особо подчеркивает: сам термин «неполная семья», принятый в нашей науке и практике для определения семейной группы, в которой отсутствует один из родителей, финскими социологами не употребляется. Вместо него используется понятие «vksinhuofaja», что в дословном переводе означает «заботящийся в одиночку» или «семья заботящегося в одиночку» [7, с. 145].

Э. Ивер-Жалю отмечает, что во Франции с 1981 года вошел термин «неполной семьи». К категории неполных семей принадлежат те, у кого никогда не было, либо в настоящее время нет супруга или супруги, и которые содержат и воспитывают, по крайней мере, одного ребенка.

В развитии демографических процессов Россия повторяла путь развитых в экономическом отношении стран. Поэтому вначале рассмотрим, как обстояло дело с неполными семьями в этих странах, и каковы причины этого явления [17, с. 22–23].

С середины 60-х годов в США и государствах Западной Европы началось падение рождаемости, рост внебрачной рождаемости и соответственно – доли детей, рожденных вне брака, в общем числе новорожденных.

Увеличение доли внебрачной рождаемости отчасти объясняется ростом экономической активности женщин. Для многих женщин, в первую очередь высокообразованных и нацеленных на профессиональную карьеру, одинокая мать с ребенком становится все более привлекательным стилем жизни. Рождение ребенка вне брака стало общественной нормой [17, с. 22–23].

Другой негативной тенденцией, общей для всех стран, стал резкий рост коэффициента разводимости в течение последних трех десятилетий. После второй мировой войны, данный показатель переживал периоды взлетов и падений. Первое, весьма интенсивное повышение разводимости наблюдалось сразу после окончания войны.

Тогда коэффициент разводимости достиг в Австрии в 1948 г. 0,8 на 1000 человек населения, в Финляндии в 1945 г. – 1.1, в Бельгии в 1947 г. – 0,8, в США в 1946 г. – 4,3. Причины указанного явления были связаны с негативными последствиями войны – поспешным заключением брачного союза и раздельным проживанием супругов в военное время [21, с. 98].

В России в 1944 г., в условиях действия закона, усложнившего процедуру развода, количество расторгаемых браков вначалерезко сократилось, а затем за период с 1950 по 1965 г. вновь возросло до 1,6 на 1000 населения, значительно перекрыв рекордный для военного времени показатель разводов (1,1 на 1000 населения в 1940 г.).

Закон 1966 г., упростивший расторжение брака, особенно при обоюдном согласии супругов и отсутствии несовершеннолетних детей, сопровождался новым ростом количества разводов. К середине 70-х годов количество разводов стабилизировалось – 3,4 на 1000 населения. В начале 90-х насчитывалось 4,0 на 1000 населения. Иначе говоря, в настоящее время в нашей стране распадается примерно каждый третий брак [17, с. 23–26].

Основные причины возникновения неполных семей.

Семья, которая образуется в результате рождения ребенка незамужней женщиной, в научной литературе называется «материнской», или, «внебрачной».

В юриспруденции мать, родившую ребенка вне брака, именуют «одинокой матерью».

Материнская семья разнородна по происхождению: одни женщины обычно в зрелом возрасте (30–40 лет) идут на то, чтобы родить ребенка вне брака, совершенно сознательно, другие становятся матерями, отнюдь не стремясь к этому [5, с. 92].

Сознательное материнство, в свою очередь, также является вынужденным, обусловленным ситуацией, которая сложилась на «брачном рынке»: в ряде регионов сохраняется определенная диспропорция полов, потенциальные женихи, часто отстают от своих сверстниц по образовательному и культурному уровню, среди них немало алкоголиков, заключенных и других категорий, фактически «непригодных» или «малопригодных» к семейной жизни. Сегодня, в условиях экономического кризиса, многие мужчины, возможно, сознательно отказываются от семьи, основанной на браке, поскольку не уверены, что смогут ее содержать.

Кроме того, в советский период в России сложился такой тип семейных взаимоотношений, когда не только все обязанности, но и ответственность за семью ложатся на жену. Поэтому сегодня некоторые женщины видят больше преимуществ в «одиноком материнстве», рассматривая мужчину как «дополнительное бремя», без которого «легче прожить».

Другой тип внебрачной рождаемости отмечается среди совсем молодых женщин – в возрасте 15–19 лет. Не все молодые матери в дальнейшем образуют неполную семью – часть выходят замуж или отказываются от ребенка. Причины таких отказов чаще всего объективы – в этом возрасте матери имеют крайне низкие доходы (а государственные пособия не компенсируют необходимых затрат на ребенка), не обладают профессией, нормальными жилищными условиями [23, с. 4–7].

Основная причина возникновения неполных семей – разводы. В 1989 году распалось 583 тысячи браков или 3,9 на 1 тысячу населения (причем на каждую тысячу разводов приходилось 822 общих ребенка), в 1990-ом -560 тысяч или 3,8 на 1 тысячу населения, в 1991-ом – 596 тысяч – 4,0 на 1 тысячу населения. [18, с. 3].После развода ребенок в большинстве случаев остается с матерью. Отец при этом оказывает ему материальную помощь в виде алиментов, либо по договоренности с бывшей женой, либо в частном порядке.

На практике ребенок передается на воспитание отцу лишь в исключительных случаях – когда мать страдает алкоголизмом или психически больна. Доля отцов, остающихся с ребенком (детьми), составляет, менее 1%.

В последнее время все большее распространение получает совместная забота о ребенке, которая в свою очередь подразделяется на два типа. Первый – только юридическая совместная забота, что предполагает равные права родителей при принятии важных решений, касающихся ребенка. Второй – фактическая совместная забота, когда ребенок подолгу живет попеременно с каждым из родителей.

По этому вопросу, есть противники и сторонники, поэтому судебное решения такого рода считается не наиболее предпочтительным, а одним из возможных [26, с. 220].

Не во всех случаях отец готов действительно жить вместе с ребенком. Очень часто ребенок выступает в качестве средства для выяснения отношений между супругами, которые разводятся или находятся в разводе, а так же между родственниками с обеих сторон.

Отец может требовать ребенка не только потому, что любит его и готов воспитывать, но и для того, чтобы «насолить» жене и выйти из ситуации развода «победителем» (если инициатором брака была жена).

Точно так же и матери, настраивая ребенка против отца, препятствуя их встречам, зачастую руководствуются не интересами ребенка, а собственным желанием «отомстить» бывшему мужу.

Было проведено исследование, в котором 51% разведенных матерей ответили, что их ребенок встречается с отцом. А на вопрос, почему этого не происходит, 25% ответили, что «отец не хочет их встреч», 8% – ребенок не хочет встречаться с отцом, 4% – возражает против этих встреч кто-то другой.

Нередки ситуации, когда встречи с ребенком могут плохо отражаться на нем или на взаимоотношениях с воспитывающим родителем. Бывают и крайние случаи, когда отец или его родители настраивают ребенка против воспитывающей его матери или даже похищают его.

Вряд ли справедлива часто встречающаяся ситуация, когда папа «воскресный», «праздничный», а потому и «хороший». В то время как мама – «будничная», строгая, то есть «плохая». Специалисты подчеркивают, что встречи второго родителя с ребенком, должны происходить так же в будничной атмосфере. Отец, например, может пойти с ребенком к врачу, подготовить вместе с ребенком уроки, взять его к себе на время школьных каникул [17, с. 7–10].

Наконец одной из причин возникновения неполной семьи является смерть одного из родителей несовершеннолетнего ребенка. Вдовство – чаще всего удел женщин. Было подсчитано, что вдов среди них к сорока годам больше, чем тех, кто никогда не был замужем, а после пятидесяти больше, чем разведенных.

В последнее время смертность мужчин в трудоспособном возрасте продолжает расти, а значит, увеличивается и число неполных по этой причине семей.

В качестве причин возникновения неполной семьи можно рассматривать и фактическое «разделение» супругов (без юридического оформления развода) по разным причинам (например, муж отбывает заключение в тюрьме, скрывает свое место нахождение и т.д.).

В процессе исследования мы выделили несколько типичных проблем детей из неполных семей. Выявление этих проблем помогает осознать необходимость социальной поддержки детей из неполных семей в условиях учреждения дополнительного образования. Рассмотрим их:

1. Материальная проблема – одна из типичных проблем неполной семьи материальная. Основная «кормилица» – женщина, которая в большинстве случаев не в состоянии содержать себя и ребенка (детей). Средняя заработная плата женщин в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей не покрывает необходимые расходы на содержание детей, особенно в условиях инфляции.

Размер алиментов, которые получают разведенные женщины, варьирует в широком диапазоне, и нередко эта сумма бывает просто мизерной. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, женщины находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; имеющие низкую заработную плату – по разным причинам); а также женщины с двумя и более детьми. Однако, в ряде случаев отнести неполную семью к категории материально нуждающихся на основании, какого-либо из названных формальных критериев просто невозможно.

Некоторые одинокие матери зарабатывают более чем хорошо, а иные находятся на грани потери работы, а значит и полной нищеты. У многих одиноких матерей фактически отсутствует нормальное жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этом отношении вполне обеспечены [29, с. 210–211]; [23, с. 13–15].