Смекни!
smekni.com

Экономические аспекты социального поведения (стр. 2 из 3)

В системе различных типов поведения, по мысли М. Вебера, наиболее соответствуют самой сущности экономического поведения такие поступки, которые ориентированы на цели, совпадающие с хозяйственными интересами индивидов, а для достижения этих целей выбираются такие поведенческие акты, которые рационально продуманы и оценены, т.е. являются целерациональным поведением.

5. В чем состоит своеобразие модели поведения, разработанной Т. Парсонсом?

Т. Парсонс исследовал поведение людей как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий» в том смысле, что их поступки ориентированы на определенные ожидания партнера. В результате социального взаимодействия, подчеркивал Парсонс, складывается специфическая структура «потребностных диспозиций деятеля (актора) и других, включенных в систему социального взаимодействия с ним». На поведение человека оказывает формирующее воздействие не только система ожиданий его партнеров по взаимодействию, но и нормы, ценности культуры, господствующие в обществе. Именно «наиболее общие культурные образцы», выступающие в виде идей, идеалов, ценностей и т.п., придают, по утверждению Парсонса, согласованность нормам поведения, приписываемым ролевым статусам, точнее говоря, «типам ролей в социальной системе». Если принять во внимание этот принципиальный тезис, то станет ясно, почему Парсонс предпочитал термин «действие» термину «поведение»: ведь его как социального теоретика интересовали прежде всего «не физическая событийность поведения сама по себе, но его образец, смыслосодержащие продукты действия (физические, культурные и др.), от простых орудий до произведений искусства, а также механизмы и процессы, контролирующие этот образец» [6; 494].

Т. Парсонс, придавая огромное значение индивидуальному поведению личности, тем не менее подчеркивал, что это поведение состоит не только из реакций на определенные стимулы социальной ситуации, но также из совокупности определенного поведения других индивидов, включенных в системы некоторой коллективной организации. Поэтому «индивиды осуществляют социетально важные функции в коллективе в качестве его членов», А отсюда вытекает, что «функционирование коллективной организации связано, в первую очередь с реальным достижением целей в интересах социальной системы [6; 512]. Воплощая в индивидуальном поведении свои интересы и потребности, личность в социальной системе включается в сложную и многогранную сеть коллективного поведения и «производит какие-то услуги в некотором контексте коллективной организации. В результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги институционализируются в основном в виде профессиональной роли в рамках специфики функционирующего коллектива или бюрократической организации. В достаточно дифференцированных обществах способность к производству услуг становится источником движения для общества, мобилизируемым через рынок. Когда эта стадия достигнута, мы можем говорить об услугах как о продукте экономического процесса, доступном для «потребления» в неэкономических контактах» [6; 504].

Связанное с необходимостью производства различных благ и услуг решение технологических задач, утверждает Т. Парсонс, в большинстве случаев является «результатом коллективного организованного процесса, а не труда одного человека». Для их успешного решения необходимы исполнительские и координаторские функции, осуществляемые в рамках многообразия социальных взаимодействий с потребителями, снабженцами, рабочими, исследователями и т.д. Все это, вместе взятое, заставляет рассматривать «экономику как первичный момент в социальной системе» [6; 507]. Поэтому при рассмотрении функционирования «поведенческого организма» (т.е. системы поведенческих актов) необходимо, считает Т. Парсонс, обеспечивать «приоритет экономических соображений над технологическими», ведь «вопрос о том, что должно производиться (и для кого), имеет преимущество над вопросом, как должны производится вещи» [6; 509].

6. Что представляет собой нормативное идевиантное (антинормативное) поведение?

Существенное внимание в современной социологии уделяется проблеме нормативности и ненормативности (антинормативности) социального поведения. И в первом, и во втором случае поведение рассматривается преимущественно как нормативно регулируемое на основе общепринятых норм поведения. Однако нередки случаи, когда те или иные индивиды в своем поведении сознательно или неосознанно уклоняются от предписываемых обществом норм, игнорируют их либо преднамеренно их нарушают. Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, обычно характеризуют как «нормальные», те же, которые в той или иной мере расходятся с ними, называют отклоняющимся (от норм) либо девиантным поведением. Под последним понимается не только правонарушение, но и любое поведение, нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. Девиация чрезвычайно многолика. К ее различным проявлениям относятся и алкоголизм, и наркомания, и проституция, и рэкет, и коррупция, и подделка банкнот, и измена Родине, и убийство, и самоубийство и многое, многое другое. Можно ли считать, что у всей этой обширной и многоликой области социального поведения есть что-то общее? Да, можно, общее у них есть то, что все эти и многие другие формы поведения отклоняются от принятых в обществе норм, нарушают эти нормы либо просто отвергают их. В этом и проявляется их ненормативность, либо антинормативность.

7. В чем состоит различие асоциального поведения от противоправного?

Как сами нормы, так и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной значимости. Если нарушаются моральные нормы, существующие в обществе обычаи, традиции, правила общежития, то эти нарушения называются асоциальным поведением (антиобщественные поступки). Для этих форм поведения характерна небольшая степень общественной опасности, которую целесообразно назвать общественной вредностью. Если же нарушаются не только моральные, но и правовые нормы, то мы имеем дело с противоправным поведением, к которому относятся хулиганство, хищения и другие преступления.

8. Какие существуют виды отклоняющегося поведения?

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом, и, во-вторых, от типа нарушаемых норм, можно различать следующие основные виды отклоняющегося поведения:

1. Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам - накопительство, конформизм, мазохизм и т. п.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в коррупции, подделке банкнот, грабежах, убийствах и других преступлениях.


Девиантное поведение может выражаться в форме: а) поступка (например, ударил по физиономии женщину); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков и т.п.).

9. Каковы причины отклоняющегося (девиантного) поведения?

Существуют множество причин отклоняющегося (девиантного) поведения. Такой причиной является, во-первых, разрыв между ценностями культуры и существующей в обществе социальной структурой. В частности, в современном белорусском и российском обществах (да и в других странах СНГ) чрезмерная дифференциация имущественного положения различных групп населения, при котором соотношение доходов самых обеспеченных и слабо обеспеченных социальных слоев достигает 1:10 (при считающейся нормой 1:6), порождает у широких групп населения стремление улучшить свое благосостояние различными, в том числе и отклоняющимися от существующих норм, средствами — спекуляция, воровство, рэкет и т. п.

Во-вторых, причиной широкого распространения девиантных видов поведения становится углубляющееся противоречие между доминирующей в обществе культурой и разнообразными делинквентными субкультурами - субкультурой преступных групп, субкультурой групп, отбывающих тюремное заключение и т.п.

В-третьих, причиной девиации может стать широко распространенный в трансформирующемся обществе переходного типа разрыв между социальным статусом личности и ее социальными ожиданиями, который может подтолкнуть не нашедших достойного применения своим способностям, профессиональному, культурному уровню индивидов, в первую очередь молодых, на занятия вымогательством, рэкетом, коррупцией, проституцией и т.п.

В-четвертых, причиной девиантных поступков может стать отчуждение личности от ценностно-нормативной системы регуляции, существующей в обществе, когда официально признаваемые цели и ценности становятся недоступными тем людям, которые хотели бы достичь их законными, во всяком случае одобряемыми обществом путями и средствами. В таких случаях из лиц, неудовлетворенных своим социальным статусом, формируются группы фальшивомонетчиков, спекулянтов, взяточников и т.п.

В-пятых, причиной девиантного поведения может стать утрата личностью морально-ценностных ориентиров, когда исчезает деление на моральное и аморальное, социально одобряемое и социально недопустимое, дозволенное и недозволенное. В таком случае наступает нравственный кризис, и личность становится жертвой вседозволенности. Социально-психологические механизмы такого превращения прекрасно раскрыты Ф.М. Достоевским на примере Раскольникова в «Преступлении и наказании». В другом своем знаменитом романе «Бесы» он показал, как такое нравственное умопомрачение и вседозволенность охватывает целые группы людей, завершается «бесовщиной» — коллективным социально негативным действием, приводящим к убийствам и мятежам.