Смекни!
smekni.com

Организация социальной помощи пожилым людям (на примере Пенсионного фонда Ульяновской области) (стр. 2 из 8)

В моральной сфере - отказ от адаптации к новым нормам морали, манерам поведения. Резкая, доходящая до грубости, критика этих норм и манер.

И все же, замечая все изменения в различных характерологических сферах, социальный работник просто не имеет права выступать в роли судьи или учителя, которые осуждают те или иные поступки или высказывания. Нельзя переносить методы общения с детьми на стариков, у этих людей за плечами длинная жизнь со своими взлетами и падениями, которые и определили произошедшие изменения в их характерах. У пожилых людей своя субкультура, принадлежащая их поколению, отличная от той культуры, которая свойственная более молодым людям. Принципиально важно, чтобы подопечный доверял социальному работнику, был уверен, что его высказывания не будут раскритикованы. Критика может быть воспринята пожилым человеком, как унижение, и разрушить атмосферу доверительных отношений.

Для пожилого человека серьезнейшей поддержкой является оказание ему широкого набора услуг, имеется в виду то, что перечислено в инструкции: доставка продуктов, лекарств, уборка помещения, оформление различных документов, платежей и многое другое. Но не менее, а, может быть, и более важно, что социальные работники скрашивают, насколько возможно, их жизнь, избавляют от вынужденного одиночества, дарят человеческое общение.

Старость - это своеобразный психологическим кризис. Но это не единственный кризис, переживаемый человеком за его жизнь, а один из многих.

Американский психолог Эрик Эриксон называл восемь психосоциальных кризисов, с которыми сталкивается человек на своем жизненном пути. Каждый из них специфичен для определенного возраста. Первый - на первом году жизни. Второйкризис связан с первым опытом обучения. Третий - соответствует второму детству. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. Пятый кризис переживает подросток. Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. В конце пути человек подходит к последнему восьмому кризису - кризису старости [49, с.34].

Психолог Шарлота Бюлер - автор теории развития человека, предлагает во многом сходную концепцию, выделяя пять фаз развития. Последняя, пятая фаза, начинается в 65-70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. При этом пожилые люди обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование [9, с.126].

Восьмой кризис (Э. Эриксон) или пятая фаза (Ш. Бюлер) знаменуют собой завершение предшествующего жизненного пути, и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит итоги, и если воспринимает жизнь как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, так как понимает, что смерть - естественный конец жизни. Нельзя забывать, не учитывать, что для старого человека перспектива смерти является настолько близкой, что становится, в буквальном смысле, физически ощутима. Мысль о неотвратимости скорой смерти вызывает депрессию, а последняя, в свою очередь, раздражительность, вспышки гнева, вплоть до агрессии, или, напротив, апатию. Социальному работнику, который всегда на много лет моложе подопечного, трудно понять такое состояние и настроение старого человека. Перспектива смерти для пожилого человека весьма реальна, это трудная и болезненная область, понять это ощущение человеку зрелого возраста довольно сложно, ведь для него такой проблемы до поры, до времени просто не существует. Не следует при общении с человеком делать скорбное лицо и произносить массу жалостливых фраз, такой подход не успокаивает человека, а, напротив, стимулирует новые печальные воспоминания и переживания. Сочувствие не должно "сыпать соль на раны" неуместными расспросами.

Отечественный ученый В.В. Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые собственно не зависят от паспортного возраста.

На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Эта связь может быть непосредственной, в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы. А может быть - опосредованной через чтение специальной литературы, написание статей на профессиональные темы. Если же эта связь обрывается сразу же после ухода на пенсию, то минуя первый этап человек попадает во второй.

На втором этапе наблюдается сужение круга интересов, за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером, а кто врачом, кто был счетоводом, а кто профессором философии.

На третьем этапе главным становится забота о личном здоровье. Оно становится любимой темой для разговора: о лекарствах, о способах лечения, о травах... И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества.

На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, те из членов семьи, которые поддерживают личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке - редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми-ровесниками.

И, наконец, на пятом этапе происходит обнажение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон. .). Эмоциональность и общение почти отсутствуют.

Как и всякая схема, эта достаточно условна: на первом этапе присутствуют потребности всех пяти этапов, на втором - четырех, на третьем - трех, втором - двух и только на пятом остаются одни витальные потребности.

В геронтологии часто используется термин "инволюция" (обратное развитие) / для обозначения процессов физической и психологической атрофии при старении.

Американский психолог Абрам Маслоу создал теорию иерархии потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая биографии великих людей. По Маслоу человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда - к потребностям в любви и признании, выше - в самоуважении и, наконец, вершина - потребность в самоактуализации. Каждая эпоха задает свою высоту для такой вершины. И как альпинисты выбирают для восхождения разные вершины, так в жизни у разных людей - свой выбор вершин. Каждая эпоха задает свою высоту для такой вершины и каждый человек, как альпинист, выбирает свою вершину. Но, как известно, за восхождением следует спуск - не менее трудная задача, провести его достойно в этом и есть прелесть старости. Схема В.В. Болтенко является как бы зеркальным отражением теории американского психолога А. Маслоу.

Особое значение для психологии пожилого человека имеют самооценка и самоощущение возраста. Самооценки у людей каждого возраста могут быть завышенными и заниженными, но на старости лежит груз субъективных оценок всех жизненных периодов. Те, кто легко преодолел психологические кризисы детского и юношеского возраста приобретают пожизненные высокие амбиции и зачастую не соотносят высокие притязания со своими рядовыми возможностями. Другие люди, которые с большим трудом или неудачами перешагнули первые ступени, на всю жизнь становятся людьми, с недоверием относящимися к окружающему миру, с неуверенностью в собственных силах, с чувством постоянной вины. Со всем тем, что принято называть "комплексом неполноценности". Они и в старости все время на кого оглядываются, кого-то и чего-то опасаются. В самоощущении старости люди с завышенной самооценкой идентифицируют себя с более молодым поколением, их антиподы - с более старшим.

Шарлота Бюлер и другие ученые пришли к выводу, что пенсионный и вообще стариковский возраст ассоциируется со сплошным досугом, отдыхом и развлечениями и называют его "золотым возрастом". Это создает определенное отношение к старикам. Однако при разумно организованном режиме, внимательном, вдумчивом и спокойном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности старость может быть не менее привлекательна, чем другие периоды жизни.

В. Генри, психолог из Чикагского университета, сделал специальный доклад на заседании Американского психологического общества, посвященный проблемам занятости и незанятости старых людей. Отсутствие занятий у людей, вышедших на пенсию, по мнению докладчика, самым непосредственным образом связана с их разобществлением и отрывом от общества. Генри говорит, что часто ошибочно предполагают будто благополучие и перспективы старых людей обусловлены досугом, в котором они крайне нуждаются. А под досугом подразумевают свободу от занятий или обязанностей.

Незанятость, считает Генри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности, и энергии. Незанятость рассматривается как совокупный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией данного индивидуума, так и воздействием на него общества, выключающего его из социальной жизни. Общество может освободить человека от обязанностей, но оно не может, тем не менее, освободить его от обязанностей по отношению к самому себе. В таком случае внешние социальные факторы поведения и его мотивы отходят у старого человека на второй план, а на первый план выходят собственные внутренние потребности.