Смекни!
smekni.com

Девиантное поведение (стр. 1 из 5)

Введение

Сохранение негативных явлений свидетельствует о наличии исторических предпосылок, объективных и субъективных условий, о противоречивости общественного развития, где тесно переплелись как трудности становления образа жизни, так и деформации экономических, социальных, политических и духовных процессов.

Отклоняющееся поведение людей “во-первых, существует по тому, что новая социальная система возникает не на пустом месте, а вырастает из ряда элементов прежней, разрушенной системы - идет ли речь о людях или об элементах производительных сил, духовной или материальной культуры. Во-вторых, процесс развития самой новой социальной системы обычно неравномерен, а это порождает диспропорции в соотношении некоторых из ее элементов и приводит к отставанию некоторых из них и тем или иным дефектам функционирования. В-третьих, может наблюдаться неполная адаптация развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования. Говоря иными словами, социальное, культурное или техническое развитие может подчас не поспевать за вновь возникающими общественными, духовными или экономическими потребностями. В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов случайные события. Все это в совокупности и служит конкретным источником девиации“.

Говоря об отклоняющемся (девиантном) поведении, социологи исходят из того, что оно представляет собой “социальное явление”, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)”.

Что же является причиной такого поведения?

Оно опосредуется главным образом экономическими отношениями. Однако антиобщественное поведение не находится в прямой зависимости от их состояния. Взаимосвязь здесь более сложная и многоплановая. Но о том, что она существует в прямой зависимости от их состояния, говорит вся история развития общества.

Но основное, что мы не должны упускать из вида, это существование различных форм социального неравенства. Как показывает жизненная практика, те или иные формы неравенства продолжают существовать, причем вызваны они не реально обусловленными различиями, а деформированными общественными отношениями: принадлежностью к власти, причастностью к теневой экономике, которая, по подсчетам одних специалистов, обладает финансовым капиталом в 70-90 млрд. руб. в год, другие называют цифру в 100-150 млрд. руб., а третьи доказывают, что, если учесть паразитирование на всех упущениях и промахах, ее «цена» составит не менее 300-350 млрд. руб. (в ценах 1990 г.).

Обострение противоречий между физическим и умственным, квалифицированным и неквалифицированным, престижным и не престижным трудом создает предпосылку для аморального поведения людей. Конечно, это не значит, что неквалифицированный труд прямо и непосредственно влечет за собой отклонения. И среди тружеников низкой квалификации подавляющее большинство живет с чувством общественного долга, ответственности. Вместе с тем криминологические исследования фиксируют тесную взаимосвязь между содержанием труда и преступным поведением. Лиц с высокой производственной квалификацией среди преступников в 6 раз меньше, чем работников этой квалификации в общей структуре населения. Так, в наиболее развитом индустриальном и урбанизированном регионе преступная активность лиц, выполняющих работу вручную, превышает соответствующий показатель для тех, кто трудится с помощью машин и механизмов, в 3,2 раза, а для людей занятых ремонтом и накладкой - 26 раз.

По данным С.И. Плаксия, молодые люди, занятые неквалифицированным, физически тяжелым трудом, в 3 раза чаще допускают нарушения трудовой дисциплины, среди них в 4,2 раза больше доля потребляющих спиртные напитки еженедельно, чем среди их сверстников высокой квалификации. Связь между содержанием труда и антиобщественным поведением, конечно, не прямая. Она опосредована психологическим и моральным состоянием, отражающим противоречие между потребностями работника и обстоятельствами его производственной ситуации.

Источником возникающих антиобщественных отклонений является несовпадение реального процесса развития общества и осуществления людьми права на поиск и риск. Очевидно, что 130 тыс.осужденных за хозяйственные преступления (1991 г.) представляют собой сложный конгломерат побудительных мотивов: от желания помочь в решении экономических проблем до корысти и стяжательства.

Не менее важным источником этих отклонений является деформированность экономики, оскорбляющие и унижающие людей, их достоинство, приносящие огромные убытки. Например, при транспортировке и хранении теряется 1/3 овощей и фруктов, еще 13% - в торговле.

При анализе условий и причин отклонений нельзя сбрасывать со счета противоречия интересов различных слоев и групп трудящихся. Современное общество не свободно от обострений и столкновений интересов, которые могут возникать в процессе взаимодействия отдельных предприятий, отраслей народного хозяйства и общества в целом.

Несвоевременное и неадекватное разрешение подобных противоречий накладывает определенный отпечаток на сознание и поведение людей. На почве пренебрежения государственными интересами произрастает разрыв между словом и делом, социальная апатия. Видя бесхозяйственность, махинации, безразличие руководства к материальным ценностям, люди начинают пассивно относиться к призывам, ищут пути облегчить свой труд за счет общества. Источником отрицательных явлений становятся ошибки и извращения в управлении, нарушения законности, принципов демократии и справедливости.

Рассматривая отклоняющееся поведение, нельзя обойти вопрос о социальной наследственности. Наследственность, как известно, не ограничивается рамками биологических процессов, распространяется на многие другие, в том числе и на социальные. С социальной наследственностью связано воспроизводство как позитивных, так и негативных сторон образа жизни людей. Механизм социального наследования не лишен противоречий. Одно из них заключается в том, что предметом преемственности становится не только нормальный, но и порочный жизненный опыт, который посредством социальной информации передается от поколения к поколению.

Как отмечал Л.М. Архангельский, моральные коллизии можно разделить на внешние (между людьми) и внутренние (когда у человека происходит борьба мотивов). Внешние коллизии свидетельствуют о расхождении направленности ценностных ориентаций (вплоть до их противоположности), которые проявляются в общественных отношениях как столкновение различных моральных систем. Источником меж индивидуальных раздоров могут быть и различия в нравственных позициях людей, обусловленные несовпадением уровней личной культуры, конкретных жизненных целей и выбора средств их достижения. Природа внутренних конфликтов иная. Они определяются противоречивостью индивидуального морального сознания. Чаще всего это столкновение между мотивами общественного долга и мотивами, выражающими групповые, семейные, личные интересы. Внутренние коллизии могут перерастать во внешние конфликты.

Анализ проявлений отклоняющегося поведения предполагает выделение типологических групп, имеющих как общие черты, так и специфические особенности. Группировку видов и форм отклонений имеет смысл осуществлять по сферам жизнедеятельности людей. Многие группы могут быть отнесены ко всем без исключения сферам общественной жизни, а ряд из них не всегда олицетворяет отклоняющееся поведение, хотя, разумеется, и характеризует определенные изъяны в сознании и поведении людей.

Целесообразнее рассматривать поведение людей по двум главным регуляторам жизнедеятельности людей: мораль и право. Конечно, граница между ними иногда сравнительно условна, тем не менее, ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося поведения.


Природа отклоняющегося (девиантного) поведения

Наука о преступности и ее причинах сформировалась во второй половине XIX века и получила название криминология. Некоторое время ее называли также уголовной этиологией, уголовной социологией или биологией - в зависимости от того, специалистами каких наук являлись изучавшие преступность ученые.

Следует заметить, что те или иные криминологические концепции, а точнее, взгляды на преступность высказывались и значительно раньше мыслителями, специально этой проблемой не занимавшимися. Первые теоретические построения в этой области мы находим еще у Платона и Аристотеля. Большое внимание проблеме преступности уделяли такие мыслители XVIII века, как Беккариа, Бентам, Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Локк, Монтескье и другие. Они видели причины преступности в социальной неустроенности общества и плохом воспитании граждан и предлагали законодателям смягчить репрессии и уделять большее внимание предупредительным мерам.

О преступности и ее причинах размышляли социалисты-утописты. Т. Мор видел возможность ее преодоления в переустройстве общества на социалистических началах. Ж. Мелье, разоблачая преступную деятельность значительной части католического духовенства, призывал к ликвидации общества, основанного на господстве частной собственности. Причины преступности он видел, прежде всего, в неравенстве людей, порождающем низменные чувства, и в существовании паразитирующих элементов - богатых бездельников. Морелли также полагал, что человек становится преступником вследствие неправильной организации общества, и видел источник всех зол в частной собственности. А. Сен-Симон, Ш. Фурье утверждали, что преступность коренится в самой природе частнособственнического общества, основанного на эксплуатации и угнетении людей, и указывали на безрезультатность борьбы с преступностью с помощью одних лишь уголовных наказаний. На подобных позициях стоял и Р. Оуэн. Для всех социалистов-утопистов характерно, что они не обвиняли самого человека, ставшего на преступный путь, а усматривали причины преступного поведения в порочной организации общества, основанного на частной собственности и эксплуатации людей.