Смекни!
smekni.com

Виды социальных изменений 2 (стр. 7 из 11)

Средний слой (18% занятого населения) состоит из мелких и средних предпринимателей, полупредпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, представителей среднего государственного аппарата, администраторов непроизводственной сферы, старших офицеров, лиц интеллектуальных профессий, фермеров, наиболее квалифицированных рабочих и служащих. Почти 60% из них заняты в негосударственном секторе. Большую часть и здесь составляют мужчины, преимущественно среднего возраста. Уровень образования представителей этого слоя значительно выше, чем в среднем по стране, однако несколько ниже по сравнению с верхним слоем. По уровню доходов средний слой существенно уступает верхнему слою и соответственно заметно хуже его социальное самочувствие. Несмотря на то, что большинство представителей среднего слоя не обладают ни достаточным капиталом, ни отвечающим в полной мере современным требованиям уровнем профессионализма, ни высоким социальным престижем, социологи рассматривают этот слой российского общества зародыша среднего класса в еог западном понимании. Базовый слой (66% занятого населения) включает лиц, занятых преимущественно в государственном секторе экономики. К нему относятся рабочие индустриального типа, значительная часть интеллигенции (специалисты), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, основная масса военнослужащих, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Около 60% этого слоя составляют женщины, в основном среднего и старшего возраста. Только 25% его представителей имеют высшее образование. Уровень жизни этого слоя, и прежде невысокий, в последние годы постоянно снижается: 44% его представителей живут за чертой бедности. Хотя потребности, интересы и ценностные ориентации групп, составляющих базовый слой, весьма различна: это приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Нижний слой (10% занятого населения) обладает наименьшим профессионально-квалифицированным и трудовым потенциалом. К нему относятся работники, занятые простейшими видами труда, не требующими профессиональных знаний (уборщики, лифтеры, вахтеры, курьеры, подсобные рабочие, такелажники и т.д.).

Из них более 40% заняты в индустриальных отраслях и 25% - в сфере торговли, обслуживания. Две трети этого слоя составляют женщины, а доля пожилых людей в три раза выше средней по стране. Для этих социальных категорий характерен чрезвычайно низкий уровень жизни: 2/3 живут за чертой бедности, из них четверть – за гранью нищеты. Большинство представителей этого слоя выступают против реформ, а 1/3 считает, что стране нужна диктатура.

Наряду с этими основными слоями Т.И. Заславская отмечает также наличие «социального дна», которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы и т.д. однако эмпирически идентифицировать эти группы не удалось, что связано с их десоциализацией, изолированностью от общества, включенностью в различные криминальные и полукриминальные структуры.

Несколько иную модель стратификационной системы современного российского общества предлагает известный социолог М.Н. Римашевская, которая выделяет следующие социально-классовые группы:

«общероссийские элитные группы», обладающие крупной собственностью и средствами властного влияния на федеральном уровне;

«региональные и корпоративные элиты», обладающие значительной собственностью и влиянием на уровне регионов и секторов экономики;

«верхний средний класс», имеющий собственность и доходы, обеспечивающие среднероссийские и более высокие стандарты потребления;

«динамичный средний класс», проявляющий социальную активность и имеющий доходы, обеспечивающие среднероссийские и более стандарты потребления;

«аутсайдеры», характеризующиеся низкой социальной активностью, невысоким уровнем доходов и ориентацией на легальные способы их получения;

«маргиналы», отличающиеся низкой степенью социальной адаптации, незначительными доходами и неустойчивостью социально-экономического положения;

«криминальные элементы», проявляющие высокую социальную активность, но противоречащую моральным и правовым нормам общества.

Приведенные концепции социальной стратификации современного российского общества не исчерпывают многообразия точек зрения по данной проблематике. Интересные результаты получены в ходе исследований, проведенных по вопросам социальной дифференциации разных

регионах страны. Дискуссия продолжается и по проблемам формирования среднего класса в России. И это вполне понятно, ибо стратификационный профиль нашего общества подвижен, меняется в зависимости от множества факторов – подъема или спада производства, структурной перестройки экономики, технологического обновления, появления новых престижных профессий и т.д. стратификационный профиль требует рассмотрения различных статистических данных по данной проблеме. Потребность в социологическом объяснении этих бурно развивающихся процессов будет в дальнейшем стимулировать изучение различных аспектов стратификации современного российского общества.

7. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАТИФИКАЦИИ

Согласно Энтони Гидденсу, «различимы четыре основные системы стратификации:

рабство, касты, сословия и классы.

Рабство

Рабство – это наиболее выраженная форма неравенства, при которой часть

индивидов буквально принадлежит другим как их собственность. Правовые условия

рабства значительно варьируются в разных обществах. Системы рабского труда

развалились отчасти из-за борьбы против них, отчасти потому, что

экономические или другие стимулы побуждали людей работать более эффективно,

чем прямое принуждение. С того времени, как более века назад свобода была

гарантирована рабам Северной и Южной Америки, рабство как формальный институт

постепенно уничтожилось и сегодня почти полностью исчезло в мире.

Каста

Касту связывают чаще всего с культурой Индийского субконтинента. Термин

«каста» португальского происхождения, означает «род» и «чистый род». У самих

индийцев нет термина для описания классовой системы в целом, различные слова

раскрывают её различные аспекты. Среди них – два главных – варна и джати.

Варны включает четыре категории, ранжирующиеся по социальному престижу. Джати

определяют группы, внутри которых кастовые ранги имеют организованный

характер. Высшая варна, брахманы, представляют наиболее высокий уровень

чистоты, неприкасаемые – наиболее низкий. Брахманы должны избегать

определённых типов контактов с неприкасаемыми, и только неприкасаемым

позволяются физические контакты с животными или с субстанцией, определяемой

как нечистая. Кастовая система изначально жёстко связана с индуистской

религией. Индивиды убеждены, что если кто-то не останется верным ритуалам и

обязанностям своей касты, то его ждёт самое низкое положение в последующем

воплощении.

Концепция каст иногда применялась вне индийского контекста, когда две или

более этнических групп подвергались сегрегации, и доминировало понятие

расовой чистоты (южная часть США, Южная Африка).

Сословия

Сословия были частью европейского феодализма, но имелись также во многих

других традиционных обществах. Феодальные сословия включают страты с

различными обязанностями и правами; некоторые из этих различий

устанавливаются законом. В Европе сословия включали аристократию и

дворянство. Духовенство составляло другое сословие, имея более низкий статус,

но обладая различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию»

относились слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники. В

противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность

воспринимались толерантно.

Сословия имели тенденцию развиваться, когда существовала традиционная

аристократия, базировавшаяся на знатности происхождения. В феодальных

системах, подобных существовавшим в средневековой Европе, сословия были

замкнуты на поместья и локализованы, образуя скорее локальную, чем

национальную систему стратификации. В более централизованных и традиционных

империях, таких как Китай или Япония, они были организованы на более

выраженной национальной основе.

Класс

Классовые системы отличаются во многих отношениях от рабства, каст и

сословий. В особенности нужно было бы отметить четыре момента:

1. Классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в

них не основывается на наследственном положении и обычаях. Классовые системы

более подвижны, нежели другие системы стратификации, и границы между классами

никогда не бывают ясно очерченными.

2. Принадлежность индивида к классу должна быть «достигнута» им самим, а

не просто быть «данной» от рождения, как в других типах систем стратификации.

Социальная мобильность – движение вверх и вниз в классовой структуре –

значительно проще, чем в других типах (в кастовой системе индивидуальная