Смекни!
smekni.com

Семья как малая группа и социальный институт (стр. 2 из 2)

Кроме того, семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса важнейших потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, объединяет всю целостность своего существования.

Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Говоря современным языком, семьи – это корневые файлы, в которых хранятся моральные ценности и другая важная информация операционной системы и основных программ под названием «нация» и «общество». В этих ячейках происходит загрузка формирующегося детского сознания основополагающими понятиями: добро и зло, верность и предательство, милосердие и жестокость. Удаление или повреждение этих файлов приведет к зависанию «компьютера» под названием «государство» и выведет его из строя.
Семья была, есть и будет той ячейкой, тем файлом, где хранится человеческое в отношениях между людьми. Если муж доверяет жене, а жена – мужу, не страшны потоки информации об убийствах, катастрофах, шантаже и насилии, которые на нас изливают СМИ. Если мужчина и женщина любят друг друга, их отношения не будут отношениями стервы и бессердечного мачо-ковбоя, рвущих выгоду и удовольствия каждый для себя. Как бы тяжело не жилось – они найдут спасение друг в друге. Семья спасет даже от смертельной опасности под названием СПИД.[10]

Именно в этом, на мой взгляд, и заключается сила, притягательность и живучесть института семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы. Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций

Мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняются его социальные институты, а значит, и семья. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис.

Сила семьи, ее притягательность и живучесть заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья – стабильность на фоне повсеместной изменчивости.

Здоровая, крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества. Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с.

2. Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21.

3. Комисаренко А. Семья. Матрица... – // http://lito.ru//read.php?id=60132. – 04.05.07.

4. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с.

5. Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с.

6. Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с.


[1] Фролов С. С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с., с.156.

[2] Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с., с.227.

[3] Фролов С. С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с., с.123.

[4] Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21., с.18.

[5] См.: Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с., с.141-143.

[6] Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с., с.14.

[7] Цит. по: Фролов С. С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с., с.151.

[8] См.: Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с., с.99.

[9] Цит. по: Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с., с.101.

[10] См.: Комисаренко А. Семья. Матрица... – 04.05.07 // http://lito.ru//read.php?id=60132.