Смекни!
smekni.com

Психологические функции семьи (стр. 1 из 5)

курганский государственный университет

Контрольная работа по дисциплине- Семьеведение.
Тема: Психологические функции семьи.
2010 год.

Выполнила: Ханжина Г. С., группа ЮЗ 4866
Содержание:

Введение …………………………………………………………………………………………3

Сущность, структура и функции семьи…………………………………….…………………..3

Психологические функции семьи………………………………………………………………4

Брак и семья……………………………………………………………………………………..12

Кризис современной семьи…………………………………………………………………….14

Пути укрепления и возрождения семьи. ……………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………………………...18

Введение.
В. Гюго называл семью «кристаллом общества», а Ф.Адлер считал: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».
Семья — один из наиболее древних социальных инсти¬тутов: она возникла в недрах первобытного общества зна¬чительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроиз¬водством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.
В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и обществен¬ных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитатель¬ного потенциала.
Семья является ячейкой общества, поэтому на ее фун¬кционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей соци¬альной среды, то, что мы наблюдаем в трудовом коллективе, по месту жительства, в повседневной жизни.
Анализ реально складывающейся ситуации в семье по¬казывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.
Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, что, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотре¬ние многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целост¬ность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как систе¬мы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Сущность, структура и функции семьи.
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Структура семьи во многом зависит от её типа. Основаниями для разграничения семей на типы могут служить: наличие одной или нескольких брачных пар и их возраст; наличие и число детей у брачной пары; наличие в семье несовершеннолетних детей; число поколений в семье; наличие родственников по боковой линии (братья, сестры, племянники и т.д.). По составу семьи бывают: простые (нуклеарные) и сложные семьи; полные (с брачной парой) и неполные – с детьми и без детей.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствует развитию женщины как личности, равности супругов, с другой – приводит к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция, потому что, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из двухдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает такие стороны семейных отноше¬ний, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо вы¬делить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни. Тенденция к установлению равноправия в семье пози¬тивна по своей сути. В то же время перекос в сторону фе¬минизации семейного управления в связи с возросшей эко¬номической самостоятельностью женщины, ее определяю¬щей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психо¬логического комфорта.
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказы¬вает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потребле¬нию материальных и духовных благ, накапливает опыт общения с деньгами, у него развивается умение ценить и уважать труд людей. Лучший пример для ребенка - это пример родителей, поэтому в большинстве случаев дети являются отражением родителей.
Семья легче и эффективнее всего осуществляет индиви¬дуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует прояв¬ляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка прихо¬дится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семей¬ного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в до¬школьные годы, семья часто лишается их вообще.
У каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть на¬правлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных, личностных черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической атмосферой.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее. Психологические функции семьиПсихологические функции семьи и духовное состояние личности ребенка коммуникативная - функция удовлетворения потребности в общениифункция первичного социального контролярекреативная - функция восстановления силсексуально-эротическаявоспитательная - передача опыта, знания, умений, навыков. Центральным моментов в рамках воспитательной функции является функция формирования личности или личностного роста.Личность формируется всю жизнь - это сейчас общепринятая точка зрения.Главное - насколько семья способствует формированию и развитию личности.Когда речь идет о психологических аспектах функционирования семьи, она предстает не столько как институт, сколько как малая группа с характерными для этого образования особенностями группового взаимодействия. Следовательно, в основе психологического функционирования семьи лежат только такие индивидуальные потребности, удовлетворение которых невозможно или чрезвычайно затруднено вне семьи. Для молодых семей психологическая функция семьи состоит в превращении влюбленности и взаимного влечения в отношения взаимной привязанности, взаимного эмоционального комфорта. Семья для молодых людей становится пространством реализации их чувств и условием для формирования зрелой взаимной любви, когда супруг или супруга становятся тем единственным человеком, совместная жизнь с которым и составляет глубинный внутренний смысл семьи. Во многих зарубежных работах психологическая функция семьи обозначается как «функция психотерапии». Семья способна одновременно обеспечивать своим членам чувство безопасности («убежище»), принадлежности к группе, эмоциональные связи, возможность самоутверждения, то есть в конечном счете создать базу для развития высшего типа потребностей (по Маслоу) в самоактуализации и реализации творческого потенциала. Психологическая функция семьи осуществляется через межличностные отношения. В современных социально-психологических исследованиях семьи (А.И. Антонова, А.В. Артюхова, И.В. Бестужева-Лада) вычленяются три основных компонента межличностных отношений, обеспечивающих психологическую солидарность: интимность (близость), кооперация (взаимопомощь) и когнитивное согласие (взаимопонимание). Разные элементы психологической солидарности имеют различный «удельный вес» на том или ином этапе жизненного цикла семьи. Так, в добрачный период и до рождения первого ребенка наибольшее значение имеет интимность. После рождения первого ребенка решающую роль начинает играть степень и характер кооперации: этим можно отчасти объяснить замеченную в исследованиях «традиционализацию» семейной жизни в этой фазе (муж на время становится основным кормильцем, и соответствующие изменения претерпевает весь характер семейного взаимодействия). В дальнейшем постоянно возрастает вклад в психологическую солидарность когнитивного согласия. Сегодня наблюдается широкое распространение нарушений психического развития детей, получивших в последнее время название антропогений (В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов, 2001). Это нарушения психики и личности ребенка, обусловленные неблагоприятным влиянием на него другого человека, в первую очередь родителей. Как ни парадоксально, но родители, давая жизнь ребенку, могут ее забрать или сделать невыносимой. Родители способны на чудеса любви, и в то же время никто не может причинить ребенку такого вреда, как они. Связанность ребенка с родителями таит в себе целительную силу, но и болезнетворную опасность.
Духовно-нравственное нездоровье родителей, как свидетельствуют данные исследований (А.А. Адрущакевич, 2003; Б.С. Братусь, 1988; В.В. Рыжов, 2006; Е.Ю. Шулакова, 2002), их нездоровый образ жизни и лежащие в его основе безнравственные ценности обладают свойством воспроизводиться в детях. Средой такого воспроизводства является, главным образом, семья. Взросление ребенка – дело трудное и даже болезненное, особенно если оно протекает без Божьего водительства. Если среда жизни ребенка препятствует развитию в нем человеческих качеств, он может превратиться в карикатуру на человека или чудовище. К сожалению, это сейчас случается не так уж редко. Если детскую душу ранить или оставить в запустении, вовлечь в пагубу, ребенок заболевает. В известных сказках это называется колдовством. При таком колдовстве ребенок теряет человеческий облик. Непослушный Иванушка превращается в козленка, заколдованный Снежной Королевой брат Герды Кай оледенел сердцем, стал бездушным и эгоистичным, по вине злой мачехи царевна навсегда уснула. Метафоричность потери человеческого облика близка реальностям сегодняшнего дня. Мы наблюдаем потерю человеческого облика детей-наркоманов, девочек-проституток, озверевших подростков с металлическими прутьями в руках, убивающих первого попавшегося на их пути.
Чтобы "расколдовать" и спасти ребенка, нужен близкий, его любовь. Процесс исцеления, личностного пробуждения – это серьезное испытание и для ребенка, и для близкого ему человека.
Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни необходимы взрослые, родители. Именно они призваны обеспечить ребенку приобщение к родовой человеческой сущности, право и возможность стоять на человеческом пути развития. Что касается душевного и духовного здоровья ребенка, то оно, по мнению специалистов, имеет интерсубъектную (В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов, 2001). Это означает, что в течение периода детства человека подлинным субъектом его развития является не ребенок сам по себе, но общность ребенка и взрослого. И если мать не проявляет любви, эмоционально не привязана к ребенку, если ребенок нежеланный, если он психологически "заброшен" родителями, то его развитие будет очень осложнено.Это значит также, что если душевно и духовно нездоров значимый для ребенка взрослый, если он ведет нездоровый образ жизни, то и ребенок не сможет быть здоровым. Если неблагополучны родители, то не будет с психологической точки зрения благополучным, а значит и здоровым ребенок.
В самом раннем детстве особенно важна для ребенка эмоциональная связь с матерью. Без любви, тепла, эмоционального и физического контакта у ребенка не будет уверенности в защите и благополучии. Ребенок сможет стать взрослым и независимым, только обретя эту уверенность. При этом важно, что способность к сопереживанию, к любви и поддержке у матери обеспечивается как бы возвращением ее в собственную детскость, в чувства, которые она сама когда-то испытывала. И если, например, у нее самой было несчастливое детство, если к ней самой в детстве относились плохо, она сама была нежеланной, то есть вероятность, что эта ситуация повторится с ее ребенком и далее в следующем поколении.
Так именно возникают и разрастаются сейчас различного рода нарушения материнства и вообще родительства. Миллионы детей попросту гибнут, не родившись (аборты). Многие дети в России – сироты при живых родителях, брошены матерями после рождения. Еще больше детей с "фальшивыми" родителями, которые хотя и живут вместе с ними, но мало интересуются детьми, предоставив им, как они полагают, свободу развития. Однако, если не будет полноценного общения ребенка со значимыми взрослыми, родителями, матерью или это общение будет иметь пагубное влияние на ребенка, возможно возникновение психологического неблагополучия.
Именно это и лежит в основе антропогений, то есть психологических болезней ребенка, обусловленных влиянием значимых взрослых. Специалисты единодушны в том, что состояния ребенка непосредственно зависят от окружающей его обстановки и, в первую очередь, отношений с близкими ему и значимыми для него людьми. Эксперты ВОЗ, на основе исследований, проведенных в различных странах мира, констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми в семье.
Значимый взрослый – это тот, кто оказывает существенное влияние на развитие и образ жизни ребенка, на его психологическое здоровье. Его можно характеризовать по двум критериям:
1) Кровное родство
По этому критерию значимый взрослый может быть родным или чужим. В первом случае – это принадлежность к одной родовой линии – отцовской или материнской. Самые родные по крови – это родители.
2) Духовная близость
По этому критерии значимый взрослый может быть близким или чуждым. Мера кровного родства изначально задана и неизменна. Кровных родителей не выбирают. Поэтому подлинные отношения и подлинная близость ребенка и взрослого определяется по духовной линии.
Кровные родители являются родными. В то же время они могут быть и духовно близкими ребенку, но могут быть и чуждыми ему. Чужие по крови взрослые могут стать для ребенка подлинно близкими. Мерой действительной близости взрослого и ребенка является любовь. Она осуществляется в практике совместного бытия и воспитания ребенка, практического и конкретного отношения к нему (В. Пултавска, 1994; В.В. Рыжов, 2006; Р. Скиннер, Д. Клииз, 1995).
Отношение взрослого к ребенку определяется тем, как он соучаствует в жизни ребенка. Это является самым главным условием психологического здоровья ребенка. Своим участием в жизни ребенка родители выполняют, вернее сказать, должны выполнять две функции, или задачи, выражающие назначение семьи. Первая из них – это защитная функция. Семья призвана защитить детскую самобытность, сохранить уникальность ребенка, помочь ему стать собой, обрести самостоятельность. Вторая функция – это воспитательная. Она состоит в приобщении ребенка к родовой человеческой сущности и культуре (В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов, 2001).
Дело в том, что даже еще до рождения ребенок обладает характером и индивидуальностью. А после рождения эти различия очень заметны в их поведении. Каждая отличительная особенность ребенка имеет свой смысл и назначение. Нужно разглядеть это и помочь не только сохранить индивидуальность ребенка, но и развить его задатки. Не рожденный еще ребенок, ребенок во чреве матери уже представляет неповторимую уникальную индивидуальность, которую Бог видит и знает, и сохранить которую поручено родителям. "Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, – говорит Господь пророку Иеремии, – Я познал тебя и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя" (Иеремия 1:5).
Одни дети от рождения проявляют себя как трудные: энергичны, упрямы, своевольны, шумны, с перепадами настроения. Другие, наоборот легкие дети: положительные эмоции, хорошая приспособляемость, ровное поведение, беспроблемность питания, сна. Такой малыш всегда радость для родителей и учителей. Это покладистые дети, по определению Джеймса Добсона. А третий тип – медлительный или застенчивый, неуверенный, склонный не протестовать, а просто уходить, когда возникают проблемы. Для родителей правильнее всего, всячески сохраняя и защищая индивидуальность ребенка, наполнить ее лучшим содержанием.
Пренебрегая защитной функцией и злоупотребляя воспитательной, родители могут, даже исходя из благих побуждений, нанести ребенку серьезный урон. Существует даже научный термин для обозначения нарушений психики ребенка, вызванных воспитательным рвением взрослых – дидактогении. Например, чрезмерно опекая ребенка, не позволяя ему испытать малейшего негативного переживания, тревоги или беспокойства, мать может нанести урон процессу взросления ребенка. Мать должна суметь вынести тревоги и огорчения своего ребенка. Ей не следует лишать ребенка огорчений хотя бы время от времени. Еще одним проявлением неразумного педагогического рвения, приводящего к развитию робости, запуганности и неспособности ребенка постоять за себя, является чрезмерная строгость и давление. Но главное даже не в самой строгости, а в подключении к ней чувства вины ребенка. "Не делай этого, а то у папы будет сердечный приступ", или "мама умрет с горя". Иногда родители внушают ребенку страх, что оставят его, если он не будет слушаться. Иными словами, взваливают на ребенка ответственность, которую не все дети могут вынести. Важно найти равновесие, гармонию в решении этих двух задач семьи: защитной и воспитательной. Не злоупотребить воспитанием и не удариться в попустительство.
Для этого необходимо разобраться с тем, какие позиции в отношении ребенка занимают родители в совместной с ним жизни. Какими средствами они могут пользоваться для этого. Какие нарушения в этих позициях могут повредить душевному и духовному состоянию ребенка.
Можно выделить несколько ролевых позиций, которые могут занимать по отношению к ребенку его родители. Первая из них – это позиция "родитель" – родной и близкий человек, дающий ребенку любовь, заботу, эмоциональное тепло, защиту и безопасность, связь с родом человеческим, семьей и домом. Вторая – это позиция "учитель". Родители обучают ребенка всеобщим человеческим способам деятельности: как пользоваться предметами, есть, пить, одеваться, разговаривать, играть, общаться и т.п. В качестве третьей назовем позицию "умелец". Родители передают ребенку свои особые умения и вырабатывают у него специальные способности: готовить еду, стирать, шить, красиво одеваться, украшать жилище, петь, рисовать, конструировать, ремонтировать, играть в шахматы и т.п., развивают умственные способности и пр. Четвертой родительской позицией назовем позицию "наставник, пастырь". Родители направляют духовно-нравственное развитие ребенка, помогают избрать путь добра, любви, красоты, истины, милосердия и другие общечеловеческие духовные ценности.
Психологическое и духовно-нравственное благополучие ребенка в полной мере может обеспечить только здоровая семья. Прежде всего, это семья, в которой есть оба родителя, пусть даже не родных по крови, но близких и родных ребенку. Другим признаком здоровой семьи является то, что родители реализуют в достаточной мере все названные позиции: родителя, учителя и умельца, наставника, пастыря. Несостоятельность этих позиций, или какой-либо из них может стать причиной психологического нездоровья ребенка, нарушений его развития, причиной антропогенных синдромов.
Что это за нарушения? Для их обозначения используем термины, соответствующие названным позициям взрослых в семье.
1. Безродность
Это общее название ряда детских антропогенных синдромов, связанных с несостоятельностью позиции "родитель". Она вызвана дефицитом любви, заботы, эмоционального тепла, в целом процесса выращивания родителями жизнеспособного человека. Безродность переживается ребенком как одинокость, заброшенность, разобщенность с людьми, оставленность. Причиной заброшенности и безродности ребенка, его аутизма может быть алкоголизм, наркомания родителей (крайние случаи), конфликтные отношения между родителями, эгоистические ориентации родителей по отношению к нежеланному ребенку и т.д.
В известной притче о блудном сыне, рассказанной Иисусом Христом и описанной в Евангелии от Луки, этот сын, получивший от живого отца свою часть наследства, промотавший ее в дальней стране и оказавшийся на грани голодной смерти, так что был бы рад есть из корыта свиней, не был все-таки безродным. Бедствуя в далекой стране, он вспомнил, что у него есть куда пойти, что у него есть отец. И этот отец любил его, ждал его, страдал о нем. Для этого отца не было большей радости, чем возвращение блудного сына.
Психологически и духовно безродный ребенок в гораздо худшем положении: в его духовных переживаниях нет родного дома, ему некуда идти. Он как Каин, обреченный на скитание по земле, как брошенный щенок, не имеющий надежды.
2. Бесперспективность и нереализованность
Так можно обозначить психологические нарушения, вызванные несостоятельностью родительских позиций "учитель" и "умелец". Эти нарушения вызваны дефицитом обучения ребенка способам активности, а также развития у него специальных способностей и умений. Эти нарушения выражаются в беспомощности, практической ограниченности, неумелости, некомпетентности ребенка. Для такого ребенка очень мало сфер активности, в которых бы он был способен добиться успеха, проявить себя. Эту неготовность к встрече с действительностью называют дезадаптацией. Сам ребенок, особенно в подростковом возрасте может при этом не осознавать трагизма своей ситуации. Тогда практика жизни жестоко его наказывает. Постоянные неудачи могут стать причиной еще более серьезных нарушений психики: агрессивность, депрессии, психозы.
3. Опустошенность
Наиболее серьезной формой детского душевного и духовного нездоровья, наиболее опасным и массовым антропогенным синдромом современных детей, является опустошенность индивидуальной жизни ребенка. Она обусловлена несостоятельностью родительской позиции "пастырь", "духовный наставник" и дефицитом духовной жизни взрослых, детей и семьи в целом, дефицитом или отсутствием духовного наставления детей. "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет" (Притчи 22:6). Детская душа восприимчива к наставлению. Но наставление наставлению рознь. Например, ребенку, наставленному современным телевидением, будет нелегко уклониться от пути пьянства, распутства, стяжательства, жестокости. Особенно, если родители, пренебрегая духовным наставлением ребенка, сами отдыхают и расслабляются таки образом.
Итак, основные позиции родителей в жизни и воспитании ребенка и их дефицит связаны с характером душевного и духовного состояния ребенка. Исследования показывают, что причиной всевозможных психологических нарушений у ребенка являются по большей части взрослые, родители. Что может сделать взрослых несостоятельными как родителей, учителей, наставников ребенка? Таких причин очень много. Наиболее массовые – алкоголизм родителей или одного из них, нежеланные дети и вытекающие отсюда отношения к ним (равнодушие, жестокость, насилие), родительский эгоизм, конфликтные отношения в семье, психолого-педагогическая безграмотность родителей и ряд других.

Брак и семья.