Смекни!
smekni.com

История создания и основные направления научных исследований Института социологии РАН (стр. 1 из 4)

План

Введение.

1. История развития Советской социологической ассоциации

2. История создания и основные направления научных исследований Института социологии РАН

3. III Всероссийский социологический конгресс 2008 и его основные решения

Заключение

Библиографический список

Введение

Выбор темы « 2008 год – год российской социологии» обусловлен тем, что в этот год произошло 3 важных события в истории развития российской социологии, такие как 50 лет Советской Социологической ассоциации, 40 лет Учреждению Российской Академии наук Институту социологии РАН и в честь этих знаменательных дат состоялся III Всероссийский конгресс.

Объектом данной работы является содержание российской социологии за 50 лет, а предметом важные достижения российской социологии за 50 лет.

Цель работы: рассмотреть важные события, произошедшие за полвека. Для данной цели следует рассмотреть следующие задачи:

1. Рассмотреть историю создания ССА и Института социологии РАН

2. Изучить деятельность ССА и Института социологии РАН за полвека

3. Подвести итоги на основе III Всероссийского конгресса

При подготовки работы использовался логический, дедуктивный и индуктивный методы. Первоисточниками являются:

http://www.ssa-rss.ru - Российское общество социологов

http://www.isras.ru - Учреждение Российской Академии наук Институт социологии РАН

http://www.ssa-rss.ru - Российское общество социологов

1.Советская социологическая ассоциация

Советская социологическая ассоциация (ССА) была учреждена, как и другие общественные организации и объединения тех лет, решением «сверху» - на основании решения КПСС и Президиума АН СССР в 1958 году.

Итак, особенностью учреждения ССА было то, что оно фактически опередило учреждение самой социологии в стране. Эта последняя институционализирована как сектор или группы, роль которых сводилась к критике буржуазной науки. А зачем нужен государству, переживающему уникальный опыт строительства социализма, зарубежный опыт? К чему поездки на международные конгрессы?

В эти годы железный занавес, отделявший страны социолизма от остального мира, становится прозрачнее. Для КПСС попытки начать частичную интеграцию в мировое сообщество значат прежде всего расширить сферу влияния марксизма - ленинизма. Осуществлять это предполагалось через присущие капиталистическому обществу институты, в том числе через профессиональное объединение социологов.

Потому социология (и ССА впридачу) спешно институционализируется на экспорт; для внутреннего пользования существует исторический материализм. Об этом особом предназначении ССА красноречиво свидетельствует и упомянутое Постановление, в котором отмечается, что участие советских ученых во Всемирном социологическом конгрессе «позволило ознакомить зарубежных социологов с нашей позицией по важнейшим вопросам общественного развития и помешало распространению клеветнической информации в отношении СССР».

Таким образом, цель создания ССА – не развитие дисциплины или защита интересов социологов, не выработка стандартов исследований и не просвещение населения, а пропаганда за рубежом.

Кто ею занимался?

При жесткой цензуре создание текстов, предназначенных зарубежной

аудитории, а тем более возможность побывать за рубежом были возможны практически только с помощью ССА и оказывались прерогативой прежде всего наиболее лояльных ученых. Критерии лояльности на время оттепели оказались нестрогими, что позволило побывать за рубежом и некоторым весьма либерально настроенным социологам. Тем не менее ни один ученый не мог выступать независимо. Все кандидатуры, все доклады и темы выступлений предварительно согласовывались с начальством, вплоть до ЦК КПСС. ССА позволяла контролировать не только выступления, но и зарубежные контакты советских ученых. Еще одной особенностью ССА было то, что деятельность ее планируется вышестоящими организациями. Ей разрешается издавать ежегодно четыре номера журнала «Общественные науки в СССР». Ни коллективные, ни тем более индивидуальные членские взносы в учредительных документах не упомянуты.

Социология, в которой власти справедливо усматривали неявную альтернативы официозу, остается с их подачи «второсортной» наукой, что отражается в названии как института, так и журнала Институт социологических исследований (а не Институт социологии) совместно с ССА выпускает журнал «Социологические исследования» (сравним название с «Вопросами ..» психологии, философии и т.п.), в отсутствии факультетов социологии. В наибольшей степени это касается эмпирических исследований, которые рассматривались властями как канал утечки информации, дискредитирующий органы управления.

Все полевые документы необходимо было утверждать с партийным начальством, после чего доступ к респондентам (и на предприятиях, и по месту жительства) осуществлялся при прямой поддержке партийных комитетов. В ответ на ограничения со стороны властей часть социологов все активнее использует своеобразную художественную форму, тоже своего рода эзопов язык для изложения научных идей, а также начинает принимать участие в работе устных семинаров, организованных по всей стране по инициативе неравнодушных исследователей.. На таких семинарах в рамках ССА, а чаще за ее пределами более свободно обсуждаются довольно острые вопросы – еще одна особенность отечественной ситуации.

Тесна связь ССА с ИКСИ/ИСИ: директор института является председателем ССА, ее секретариат расположен в здании Института. С 1972 г. ССА совместно с ИСИ проводит все свои ежегодные координационные совещания 20, издает сборники по материалам конференций и фактически функционирует как его подразделение и как средство дополнительного контроля за публикациями.

Отношения ССА и региональных отделений отражали сверхцентрализацию общества в целом. Статус отделений ССА определен не был. Отделения в принципе имели возможность выполнять заказы предприятий на исследования; на собственные средства они содержали штатных ученых секретарей, проведения конкурсов и т.п. Издания ССА должны были публиковать работы представителей всех отделений, но фактически труды столичных исследователей преобладали, региональной тематики почти не было. Распространяться эти издания должны были по всей стране, а выручка уходила в Москву, в результате чего через некоторое время их выпуск вообще прекратился. Не удивительно, что при таких отношениях ССА с партийными органами и академической социологией многие социологи не видели смысла в членстве в ССА.

От ССА к РОС

С 1985 г. в обществе воцарилась атмосфера небывалого подъема, ожидались быстрые и решительные перемены к лучшему. «Главная задача ассоциации, — отмечал ее президент Х. Н. Момджян, — содействовать превращению социологической науки в действенный инструмент реализации намеченных партией преобразований». Вот хроника этого периода:

1985 г. —XXVII съезд КПСС провозглашает курс на ускорение научно-технического прогресса, развитие гласности; проходит Пленум правления ССА, связанный с обсуждением стратегии ускорения научно-технического прогресса.

1986 г. —президентом ССА избрана ак. Т. И. Заславская; опубликован

профессиональный Кодекс социолога.

1987 г. —первые выборы «на альтернативной основе»; журнал «Социологические исследования» начинает выходить раз в два месяца.

1988 г. — ИСИ переименовывается в Институт социологии АН СССР; Высшая аттестационная комиссия включает социологию в номенклатуру специальностей научных работников; создается Всесоюзный Центр изучения общественного мнения при ЦК Профсоюзов (рук. Т.И. Заславская).

1989 г. — отменена ведущая роль КПСС в руководстве обществом; отменено обязательное изучение в вузах истории КПСС, исторического и диалектического материализма, политической экономии социализма и научного коммунизма; учреждено Российское общество социологов; при ЦК ВЛКСМ созданы Высшие социологические курсы.

1990 г. — приняты поправки к Конституции СССР о многопартийной системе, Закон об общественных организациях; журнал «Социологические исследования» выходит ежемесячно.

1991 г. — распад СССР, перевыборы в ССА (со-президенты В.А.Ядов, А. Г. Здравомыслов, Ж. Т. Тощенко, вице-президент З. Т. Голенкова, главный ученый секретарь Э. Н. Фетисов); преемником ССА провозглашается Российское общество социологов (РОС, со-президенты, или члены президентского совета: В. С.Дудченко, Ю. Р. Вишневский, В. А. Ядов, ученый секретарь В. М. Малова).

1993 г. – возникают новые социологические объединения; предлагаются изменения в Устав РОС.

Социология приобретает, наконец, полноправный научный статус. Более того, эта дисциплина становится обязательной во всех вузах. Она даже входит в моду: социологов часто приглашают в СМИ в качестве комментаторов и консультантов; значительно число заказов на исследования, поступающих от государственных и прочих организаций, в основном опросы мнения; высок конкурс среди абитуриентов, стремящихся на социологические факультеты и отделения. Иными словами, маятник качнулся в сторону безусловного признания – очередная особенность профессии, точнее, ее восприятия в те годы.

Освободившись от недавнего идеологического диктата, многие профессиональные ассоциации распались на многочисленные и слабо связанные друг с другом временные группы единомышленников. ССА, однако, не распадается и существует до 1992 г., когда ее преемником в России стало Российское Общество социологов (РОС); это общество, как и ССА, остается при Академии наук России, оплачивающей членские взносы РОС в зарубежных организациях. Но фактически ССА все еще распоряжается собственным счетом, на который продолжают поступать средства от выполнения прикладных исследований. Таким образом, в 1991-1993 гг. сосуществуют два объединения социологов, имеющие в качестве руководителей по три со-президента с полномочиями по одному году каждый. Впрочем, скорее речь