Смекни!
smekni.com

Социальные конфликты в современном обществе (стр. 2 из 2)

Чем богаче страна, тем потенциально она стоит ближе ко всеобщему распаду института брака и семьи. Разумеется, это абстрактная тенденция. В жизни так не бывает. В жизни существуют нравственные каноны, стремление людей жить в коллективе, наконец, существует СПИД.

Иногда складывается впечатление, что супруги, заключив брак, всю жизнь ждут развода. Подобное происходит, когда совместное существование им невмоготу. Тогда развод становится благом для двоих. Но чаще развод становится благом для одного и несчастием для другого. Дело в том, что мужчина и женщина проходят разные циклы удовлетворенности и разочарования браком. Колебания этих циклов не совпадают.

После 6 лет совместной жизни муж отстраняется от семьи, жена важна ему в качестве хозяйки и друга. У женщин же все наоборот: по мере взросления детей возникает потребность в эмоциональной привязанности. Разногласия на этом этапе и приводят к возникновению неудовлетворенности браком. Но после 18 лет совместной жизни удовлетворенность вновь возрастает за счет взаимной потребности в духовном общении.

Мотивы развода – это субъективные причины, названные самими разводящимися или экспертами. Мотивы отражают только те чувства, которые переживали супруги на момент развода, а не реальные проблемы, которые привели к нему. Об этом хорошо знают отечественные социологи, которые основывают свои исследования на материалах бракоразводных дел. Известно, что в суде супруги нередко называют не реальную причину распада брака, а мотив, облегчающий бракоразводную процедуру. Среди них наиболее популярными являются следующие:

· отсутствие общих взглядов и интересов

· несходство характеров

· любовь к другому человеку

· супружеская неверность

· алкоголизм и связанные с ним грубость и побои

· отсутствие нормальных жилищных и материальных условий

· вмешательство родителей в семейные дела супругов

Причины развода и мотивы развода – вещи, как оказывается разные. Первые объективны, вторые субъективны. Первые действуют как бы помимо воли и сознания людей. Они подчиняют их волю себе. Например, недостаточная жилплощадь, отсутствие денег, проживание с тещей, жена-грязнуля и т.д., вполне могут стать причиной развода. Но во многих из них люди не признаются. Они расскажут социологу совсем о другом. Каждый стремится выглядеть лучше. Даже наедине с собой мы не всегда признаемся в правде и стараемся рационализировать свои поступки.

Надо учитывать еще и третьего героя драмы – повод к разводу. Это какой-либо пустяк, который переполнил чашу терпения и послужил сигналом к активным действиям. Супруги повздорили из-за неглаженой рубашки мужа, из-за того, что некому отвести ребенка в садик, из-за очередного «наезда» тещи и т.п. Поссорились и бросились в загс писать заявление о разводе. Многие, конечно, одумываются. Но кое-кто стоит «на принципе» и не хочет сдаваться. В результате трагедия на всю жизнь.

Среди специалистов нет однозначного мнения о том, как сказывается развод на родителях и детях. Для кого-то развод превращается в серьезный жизненный кризис, вызывает тяжелый стресс, для других это освобождение, начало изменений к лучшему. Если муж - законченный пропойца, все тащит из дому и только развращает детей, то для женщины лучше развестись и попытаться построить жизнь еще раз.

Как бы то ни было, развод не проходит бесследно. Он сказывается и на эмоциональном благополучии человека, и на состоянии его здоровья; порождает серьезные юридические проблемы; осложняет экономическое положение разведенных; изменяет взаимоотношения с ближайшим социальным окружением; ставит острые проблемы, связанные с выполнением родительских ролей. разведенным приходится одновременно адаптироваться к распаду брака и формировать новый стиль жизни.

Американские ученые установили, что распад брака прямо связан с бедностью: после развода доход 30% женщин упал настолько, что они попали в категорию бедных. Оказывается , они не в состоянии зарабатывать достаточно денег, чтобы компенсировать утрату заработка мужа, а также покрывать расходы на ребенка даже с учетом получения элементов. которые выплачиваются нерегулярно и невелики по размерам. В России проблема осложняется необходимостью делить жилье, которого и так не хватает. В результате какое-то время после развода 70% бывших супругов вынуждены проживать в одной квартире. Но и после разъезда часто приходится менять благоустроенную 2-3 комнатную квартиру на однокомнатную квартиру или комнату в коммуналке. 25% разведеных не вступали в повторный брак из-за отсутствия отдельной квартиры.

Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнения с предприятия. То и другое равносильно закрепощению личности. Следует более осмысленно подходить к выбору партнера и, когда он произошел, приложить максимальные усилия к воспитанию друг друга в браке. Брак крепок лишь тогда, когда каждый день люди работают над его укреплением. Здесь, как и в некоторых других важных сферах жизнедеятельности, огромную роль играет «труд души».

Семьи разных социальных классов.

Социологи, изучающие институт семьи, не только в разных странах, но и в разных классах, подметили вот какую особенность: в отношении к семье гораздо больше различаются между собой социальные классы, нежели страны, принадлежащие к однотипной культуре (в данном случае европейской).

Семьи из среднего класса гораздо больше занимаются осмысленным планированием внутрисемейных отношений, нежели рабочие семьи, а также семьи из самых низов общества. Дети в среднем классе заканчивают среднюю школу, колледж и университет. Следуя примеру родителей, они целенаправленно строят свою карьеру, продвигаясь все выше и выше. Они дисциплинированные и квалифицированные работники, законопослушные граждане, заботливые родители. Гораздо меньше эти качества проявляются в низшем классе.

Семьи рабочих не только многочисленнее семей среднего класса. Они различаются степенью и проявлением родительского авторитета, личным участием в воспитании детей, ориентацией на колледжи, карьеру, взглядами на ухаживание, половую жизнь, брак и семью.

В рабочих семьях свободнее выражают агрессивность по отношению к детям. Наказания чаще физические. Они подавляют ответную реакцию и волю к неповиновению. Родители не стремятся понять мотивы поведения детей, не копаются в их внутреннем мире. У них меньше времени для воспитания, поэтому детям предоставлена большая независимость. Взрослые не планируют своего будущего, не воспитывают этих качеств они и у своих детей.

Целенаправленное планирование семейных отношений, если можно так выразиться, гуманистическая модель семьи, присущи не только среднему, но и высшему классу. Высший класс еще в большей степени заботится о незапятнанности имиджа семьи и клана, репутации рода. Это и понятно: на протяжении многих столетий там складывались аристократия, ориентированная на статус и честь.

В России такая модель присуща главным образом среднему классу, поскольку именно он – социальная основа русской интеллигенции, высокие нравственные принципы известны всему миру. Она очень мало свойственна рабочему классу и высшим слоям общества. О высшем российском классе надо сказать особо. Во-первых, он крайне неоднороден, наряду с истинной интеллигенцией в нем присутствуют многочисленные добавки из таких групп и слоев населения, которые не отличаются высокой культурой взаимоотношений. Сатирический образ «новых русских», разговаривающих по мобильному телефону в партере театра, путающих имена литературных классиков (либо их вовсе не знающих) – наглядное доказательство неприобщенности части (какой именно никто не знает) высшего класса к гуманистической модели семьи, построенной на высоких нравственных принципах. Во-вторых, богатые нувориши, ослепленные блеском золота, нередко сходят с ума от неожиданно открывшихся возможностей. «Новые русские», попавшие на престижные западные курорты, встечающиеся с западными дипломатами представителями высшего света, поражают их дикостью нравов.

Видимо на становление достойной модели семьи высшему классу потребуются еще многие десятилетия. По мере того, как в стране начнет формироваться настоящая аристократия – и духа. и крови, - мы можем ожидать серьезных сдвигов в типе семейных отношений на самом верху социальной пирамиды

Заключение.

Брак, с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты, это самое гениальное изобретение человечества. По христианской морали, настоящая любовь начинается только в браке, где индивид полностью раскрепощен и доверился другому.

Семья – спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах все дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на свете.

Использованная литература:

1. Кравченко А.И. Социология. Общий курс. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.

2. Социология / Под ред. проф. В.И. Лавриенко. Изд. 2-е. – М., 2002.

3. Артюхов А.Д. Государственная семейная политика и ее особенности в России // Социс, 2002, №7.

4. Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2004, №1.