Смекни!
smekni.com

Русская ментальность в пословицах и поговорках (стр. 3 из 4)

Согласно Шелеру, у нас есть специальный орган для приобщения к ценностям, именно чувство. По его теории, чувство есть субъективное психологическое состояние, направленное на объективную ценность предмета. Это значит, что объективная ценность предмета вступает в наше сознание или безотчётно присоединяется к нашему «я», как бы одетая нашим своеобразным субъективным переживанием, именно чувством. Свою теорию Шелер назвал «эмоциональным интуитивизмом».Термином «интуитивизм» он хочет подчеркнуть мысль, что посредством чувства мы приобщаемся не к субъективному представлению ценности, а к самой объективной ценности предмета.

Волевой процесс всегда направлен на ценности бытия, приобщение к ценностям всегда связано с чувством и даже нередко с эмоциями и аффектами. Многие писатели ставят в связь характер русского народ, особенно великороссов, с бескрайним простором восточноевропейской равнины и с климатом её. Известный историк России Ключевский говорит: природа Великороссии «часто смеётся над самыми осторожными расчётами великоросса: своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось. В одном уверен великоросс – что надобно дорожить ясным летним рабочим днём, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет ещё укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдём такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии». «Своей привычкой колебаться и лавировать между неровностями пути и случайностями жизни великоросс часто производит впечатление непрямоты, неискренности». «Ведь лбом стены не прошибёшь, и только вороны прямо летают», - говорят великорусские пословицы».[11]

Доказательством силы воли русского народа служат следующие пословицы и поговорки: «Вольному воля», «Своя воля страшней неволи».

Среди пословиц и поговорок мы находим много подтверждений трудолюбию русского народа, его умению концентрироваться на деле, результате. Это одно из основных качеств русского человека:

«Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах», «Терпенье и труд всё перетрут», «Встань мужа кормит, а лень портит», «Под лежачий камень вода не течёт», «За один раз дерева не срубишь».

Способность к крайнему напряжению труда на короткое время вырабатывается в связи с привычками, обусловленными климатом, но и то лишь на основе могучей силы воли, присущей великороссу независимо от климата; что же касается непривычки к ровному, размеренному, постоянному труду, она обусловлена не климатом, а интересами русского народа, не зависящими от климата. Страстность и могучую силу воли можно считать принадлежащими к числу основных свойств русского народа. Но в русском народе встречается и обломовщина, та леность и пассивность, которая превосходно изображена в романе Гончарова «Обломов». И этому также есть подтверждение в русском фольклоре: «На печи по дрова поехал», «Двое пашут, а семеро руками машут», «И готово, да бестолково», «Какова Устинья, такова у неё и ботвинья».

Русскому человеку свойственно стремление к абсолютно совершенному царству бытия и вместе с тем чрезмерная чуткость ко всяким недочётам своей и чужой деятельности. Отсюда часто возникает охлаждение к начатому делу и отвращение к продолжению его; замысел и общий набросок его часто бывает очень ценен, но неполнота его и потому неизбежные несовершенства отталкивают русского человека, и он ленится продолжать отделку мелочей. Таким образом, обломовщина есть во многих случаях оборотная сторона высоких свойств русского человека – стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности.

К числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли, принадлежит любовь к свободе и высшее выражение её – свобода духа. Это свойство тесно связано с исканием абсолютного добра. В самом деле, совершенное добро существует только в Царстве Божием, оно – сверхземное, следовательно, в нашем царстве эгоистических существ всегда осуществляется только полудобро, сочетание положительных ценностей с какими-либо несовершенствами, т. е. добро в соединении с каким-либо аспектом зла. Когда человек определяет, какой из возможных путей поведения избрать, у него нет математически достоверного знания о наилучшем способе действий. Поэтому тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность не только мыслью, но даже и на опыте.[12]

К числу первичных, основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа.

Доброта русского народа во всех слоях его высказывается, между прочим, в отсутствии злопамятности. Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношение к нему.

Доброта русского человека свободна от сентиментальности, т. е. от наслаждения своим чувством, и от фарисеизма: она есть непосредственное приятие чужого бытия в свою душу и защита его, как самого себя.[13]

По популярности пословицы о доброте уступают разве что пословицам о трудолюбии: «Добро творить – себя веселить», «Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит».

4. Сравнение русских и английских пословиц и поговорок

Как мы выяснили ранее, основными качествами русского народа являются: трудолюбие (точнее умение концентрировать силы на короткий промежуток времени), доброта (включая «широту души» - готовность помочь другому человеку), религиозность, вольнолюбие. Но как нам убедиться, что именно эти черты, которые мы нашли в пословицах и поговорках, являются главными в русском характере? Для ответа на этот вопрос сравним русские пословицы и поговорки с английскими. Цель этого анализа – выявить принципиальные различия в менталитетах русских и англичан. Возьмём 5 русских и 5 английских пословиц о поговорок. В каждой пятёрке пословицы и поговорки будут находиться пропорционально каждой тематике.

5 русских пословиц и поговорок:

Жизнь дана на добрые дела.

Богатый совести не купит, а свою погубит.

Уменье и труд все перетрут.

Лодырь сам ляжет и коня положит.

Не в бороде честь - борода и у козла есть.

5 английский пословиц и поговорок:

Доброе дело заслуживает в ответ такого же доброго дела - One good turn deserves another

Деньги рождают деньги - Money begets money

Трудолюбивойпчелкенекогдагрустить - A busy bee has no time for sorrow

Лентяй - братнищего - A lazy man is the beggar's brother

Лунанеобращаетвниманияналайсобак - The moon does not heed the barking of the dogs.

На основе выбранных пословиц и поговорок мы можем сделать следующие выводы:

Каждый народ имеет свою, индивидуальную ментальность. Именно эта ментальность проявляется в неповторимом национальном фольклоре. Как видно из примеров, у англичан самыми эмоциональными и «сильными» являются пословицы о труде и лени. Англичане очень трудолюбивый народ, для них труд – превыше всего. Лень они осуждают. Против лени говорят и русские пословицы, но они эмоционально менее окрашены.

Англичане более сконцентрированы на деньгах и выгоде, когда как русский человек руководствуется понятиями душевности. Специфическая черта, присущая русскому народу – гостеприимство. Таким образом, можем сделать вывод, что:

Русские люди - дружелюбные, терпеливые, гостеприимные, готовые помочь друг другу, трудолюбивые, ленивые, совестливые, патриотичные.

Англичане - рациональные, трудолюбивые, свободолюбивые, независимые, сдержанные.

5. Заключение

Для заключительной оценки русского народа вспомним достоинства и недостатки его, описанные в предыдущих главах. Основное свойство русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра Царства Божия и смысла жизни, снижающееся при утрате религии на степень стремления к социальной справедливости в земной жизни; в связи с этим свойством стоит способность к высшим формам опыта, именно к религиозному, нравственному и эстетическому опыту, к философскому умозрению и к чуткому восприятию чужой душевной жизни, откуда получается живое индивидуальное общение с людьми. Второе первичное свойство русского народа – могучая сила воли, откуда возникает страстность, максимализм и экстремизм, но иногда обломовщина, леность, пассивность вследствие равнодушия к несовершенному добру земной жизни; отсюда невыработанность средних областей культуры, а вместе с тем и невыработанность характера, недостаток самодисциплины. В связи с исканием абсолютного добра стоит свобода духа русских людей, широкая натура, испытание ценностей мыслью и опытом, откуда возникают дерзкие, рискованные предприятия, склонность к анархии, неумение столковаться для общего дела, нигилизм и даже хулиганство. К числу первичных, основных свойств русского народа принадлежит доброта, углубляемая и поддерживаемая исканием абсолютного добра и религиозностью; однако, измученный злом и нищетой, русский человек может проявить и большую жестокость. В связи с опытом искания абсолютного добра у русского народа развилась высокая и разносторонняя одарённость, теоретический и практический ум, художественное творчество в различных областях искусства. Чуткость к добру соединена у русского народа с сатирическим направлением ума, со склонностью всё критиковать и ничем не удовлетворяться.