Смекни!
smekni.com

Архитектурные памятники Средней Азии (стр. 1 из 5)

ВВЕДЕНИЕ

На просторах Средней Азии рассеяны сотни памятников зодчества всех эпох. Время бессильно стереть красоту форм и орнамента, их руины овеяны дыханием столетий. Особенно много произведений зодчества сосредоточено в Бухаре и Самарканде. Эти города, центры обширных средневековых государств, на протяжении столетий оспаривали друг у друга славу столиц и редко уступали гегемонию другим городам Средней Азии. Здесь собирался „цвет" наук и искусств, создавались исторические труды и шедевры поэзии, зрели политические замыслы, искусные зодчие строили дворцы, мечети и усыпальницы. Многие из этих блестящих сооружений давно не существуют, но и по тем, что уцелели, можно воссоздать страницы истории среднеазиатского зодчества.


1. Бухара - Схематический план города: 1 — Регистан, 2 — Арк, 3 — мечегъ Волохауз, 4 — мавзолеи Исмаила Самани, 5 — мавзолей Чашма-Аюб. 6 — мечеть Калян и медресе Мири-Араб. 7 — медресе Улугбека и Лябдулазисхана. 8 — Токи Заргарон. 9 — Тим Абдуллахана, 10 — Токи Тильпак-срурутон. 11 — Токи Саррафон. 12 — мечеть Магоки Аттари, 13 — площадь Ляби-Хауз, 14 — мечеть Магоки-Курпа, 15 — мечеть-ханака Ходжа Зайнеддина. 16 — мечеть 13алянд, 17 — Кош медресе. 18 — медресе Джуйбари Калян, 19 — медресе Чор-мипор. 20 — зиндан, 21 — порота Шейх-Джалаль, 22 — мечеть Намазго

Пунктиром намечены контуры города VIII века


БУХАРА

В низовьях Зеравшана, где река, уже отдавшая свои воды полям и садам, терялась в камышовой поросли, возник в VI в. город Бухара. Облик домусульманской Бухары неясно проступает в „Истории Бухары". Из этого сочинения, написанного автором Х в. Наршахи, мы узнаем, что обнесенный стеноп город делился на кварталы; что на базаре Мох собиралась дважды в году ярмарка, где продавались домашние идолы, и здесь было построено святилище огня; что правитель Бидун возвел в цитадели дворец „на семи столбах" наподобие звезд Большой Медведицы; что захватившие Бухару арабы вытеснили оттуда купцов-кашкашанов, построивших в пригороде „700 замков" с рельефами на воротах.

Памятники тех времен в Бухаре видимо никогда не будут открыты, так как, в отличие от многих других, город всегда оставался на одном месте и новые постройки покрывали остатки предыдущих. Об архитектуре и искусстве того времени дают представление раскопки Варахши в 30 км от Бухары; это был укрепленный город-резиденция, где под защитой высоких „гофрированных" стен цитадели стоял дворец правителя-бухархудата. Дворец не раз перестраивался; залы VII в. были украшены настенной живописью, уже после арабского завоевания появились резной стуковый орнамент и рельефы с изображением сцен охоты, рыб и животных, музыкантов и танцовщиц.

Территория Бухары VIII в., для своего времени значительная, достигала 35 га, се стены прорезали семь ворот, цитадель стояла отдельно к западу от города.

В Х в. Бухара — столица обширного государства Саманидов, выдвинувшихся из среды местной (таджикской) аристократии. После долгих лет подчинения арабскому халифату началось хозяйственное и культурное возрождение. Бухара становится средоточием наук и искусств. Здесь жили и творили величайшие средневековые ученые и поэты, дворцовая библиотека Бухары соперничала с ширазской. Здесь созревали передовые идеи в области зодчества, отвечавшие новой социальной и технической программе, слагались новые формы и типы зданий. Основную массу застройки составляли, как видно, каркасные здания с балочной кровлей. Известно, что пожар 937 г. уничтожил много построек. Но зодчие того времени прекрасно освоили технику строительства из обожженного кирпича.

С развитием феодальных отношений меняется структура города: старое городское ядро „шахристан" обрастает торгово-ремесленным пригородом, где кипит шумная деловая жизнь; новую застройку обносят внешним кольцом стен с одиннадцатью воротами. Западные ворота цитадели выходили на большую площадь Регистан. У стен

Бухары благоухали сады Джуи-Мулиан, орошаемые сетью каналов, среди зелени цветников стояли дворцы.

Единственное уцелевшее сооружение саманидской Бухары, мавзолеи Саманидов, датируется IX—Х веками. Квадратная купольная постройка в северо-западной части города ныне реставрирована и окружена садом. Этой самой ранней из сохранившихся усыпальниц начинается ряд блестящих мемориальных памятников. Сравнительно небольшая (10 у... 10 м) постройка, тем не менее носит исключительно монументальный характер.

Композиция мавзолея с равнозначными фасадами строго центрична. Слегка расширенный книзу кубический объем с открытыми на четыре стороны арками и угловыми массивными колоннами завершается легкой галереей-аркатурой. Логичную и законченную композицию с венчающей полусферой большого купола завершают по углам четыре миниатюрных куполка. В одной из фасадных арок — дверь, другие забраны решеткой из кирпича. Толстые стены из квадратного кирпича-плитняка снаружи и внутри выложены рельефной кладкой, узор которой различен в нижней и верхней части стен.

Арки на цилиндрических колонках заключены в орнаментальные рамы с узорными алебастровыми вставками. Внутри четверик стен и купол разделены восьмиугольным поясом тромпов, — эта часть здания представляет как бы кульминацию раскрытия архитектурного замысла, своего рода заключительный аккорд в гармонии форм. В целом и деталях подкупольная зона с ее угловыми арками, миниатюрными колонками, бордюром розеток — чудо совершенства. Боковые арки и тромпы сообщаются с нарядной внешней галереей, освещая подкупольное пространство. Одновременно монументальное и воздушное, насыщенное светом, с игрой теней в рельефах кладки, здание остается классическим произведением среднеазиатского зодчества, отражая формы согдийской архитектуры: венчающая аркатура, колонки пояса тромпов и элементы орнамента копируют деревянные детали, открытые при раскопках древнего Пенджикента, крупного культурного и художественного центра VII—VIII вв. в среднем течении Зеравшана. В формах мавзолея заложена идея спокойного достоинства, прочности, незыблемости.

Жизнь кипела в Бухаре и при Караханидах в XI—XII столетиях. В эти века техническая мысль совершенствует конструкции покрытий, формируется ясная художественная концепция и оттачивается мастерство детали. Здание раскрывается наружу парадным порталом, которому зодчий уделяет основное внимание. Этот портал зритель оценивает в первую очередь. Успех рельефной кладки из кирпича закреплен и развит в богатом орнаменте фасада, обогащенном к тому же резной терракотой с растительным узором и надписями.

Утонченно-изысканный стиль зодчества XI—XII вв. представлен в Бухаре памятниками немногочисленными, но отличающимися высокими художественными достоинствами.

Обожженный кирпич широко используется как элемент орнамента, его шлифуют и пригоняют без раствора. В кладке пленяют не только геометрические сочетания, но также гамма желтых и розовых тонов. Красочный эфсрскт вносят бирюзовые глазури, вкрапляемые отдельными кирпичиками и вставками.

В мечети Магоки Аттари помещение с куполами на шести круглых столбах лишено отделки, но портал ее разработан в подчеркнуто-праздничных формах. Портальная арка на изящных колонках принимает в замке встречную полуарку (та же конструкция, что и в тромпах мавзолея Саманидов) и обе покрыты резным в терракоте курсивом надписей, а углы заполняют ,,сталактиты" — характерная принадлежность архитектуры средневекового Востока. Нишу портала обегает пояс резного по алебастру-геометричсского узора, кирпичная кладка образует валики, а пилоны портала оформлены встречными четвертными колоннами, выложенными из спаренного шлифованного кирпича с разделяющими узорными вставками. В формах пилонов оживает старая традиция „гофрированных стен", свойственных укреплениям VII—VIII вв. Минарет соборной пятничной мечети высился над каждым большим городом, создавая особый запоминающийся силуэт застройки. Обычно и мусульманских странах какой-нибудь либо один минарет выделялся своими размерами и красотой. В средневековой Андалусии — это башня Хиральда 73 метров высоты; в Марокко — минарет Кутубии; г Индии славится делийский Кутб-Минар, высотой равный Хиральде; в Афганистане поражает воображение минарет Джама. Ii Средней Азии пользуется широкой известностью один из шедевров средневекового зодчества — бухарский минарет Калян. Он дает полное представление о формах среднеазиатских минаретов: круглая, расширенная книзу башня с крутой винтовой лестницей внутри, увенчанная аркатурой фонаря и сталактитовым карнизом. При большой высоте минаретов постройка их требовала опыта и незаурядного мастерства — необходимо было учесть силу ветра и сейсмических толчков, свойства грунтов.

Высота минарета Калян (45,6 м) далеко не полная, так как основание его скрыто вековыми наслоениями. Поверхность его покрыта рельефным узором из кирпича, разбитым на десять орнаментальных поясов, выделенных промежуточными бордюрами кладки „на ребро". На середине высоты надпись из обожженного кирпича содержит имя правителя Арслан-хана и дату 1127 г. Островерхий минарет Калян виден за многие километры от Бухары.

Загородные мечети намазго представляли собой обнесенное стеной открытое пространство для общегородской молитвы, совершаемой по большим годовым праздникам;

стена с молитвенной ниши-михрабом указывала направление на Мекку. Стена с мих-рабом в бухарской намазго относится к 1119 20 г. В этом произведении особого совершенства достигла техника тонкого маломерного шлифованного кирпича, играющего желто-розовыми тонами е геометрических узорах и надписях. Трех пролетный купольный балдахин с порталом возведен перед стеной уже в XVI в.

В 1220 г. страну затопили монгольские орды, и наступил долгий перерыв в строительной деятельности. Возрождение хозяйственной и культурной жизни и XIV в. отмечено в Бухаре постройкой за Каршинскпмп воротами мавзолея богослова XIII в Сайфед-дина Бохарзи. Скромное двухкупольное здание состоит из усыпальницы ,,гурханы" и молельни ,,знаратханы". Лишенная как внешнего, так и внутреннего декора, постройка заключала сокровище орнаментального искусства — резное деревянное надгробие, покрытое тончайшей трехплановой резьбой геометрического и растительного узора (экспонируется в бухарском областном историко-краеведческом музее).