Смекни!
smekni.com

Баженов В.И. (стр. 1 из 3)

Реферат

Баженов В. И.

Воронеж 2005

Содержание.

1. Введение

2. Биография

а) детство

б) юность

в) творчество за границей

3. Возвращение на родину.

4. Архитектурные сооружения Баженова:

а) Проект института благородных девиц.

б) Создание большой модели Кремлёвского дворца.

в) Строительство Царицыно.

г) Дом Пашкова - жемчужина русского зодчества.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

7. Приложение.

Введение.

Имя Баженова — одно из самых ярких в русской архитектуре благодаря размаху замыслов, свободе, силе и своеобразию его творческой фантазии. Это был великий русский зодчий, который построил большое количество архитектурных сооружений.

Например, при строительстве дома Пашкова архитектор сумел реализовать свои градостроительные идеи, возникшие, но не реализованные при проектировании перестройки Московского Кремля. Баженов переработал традиционную схему застройки усадьбы, поставив в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное здание, и связанные с ним флигели, что придало застройке городской облик. Вместо парадного двора создан сад (который впоследствии был уничтожен).

Я выбрала Баженова Василия Ивановича по нескольким причинам: во - первых, меня поразил его талант в архитектурном деле; во - вторых, когда передо мной встал вопрос, кого из русских зодчих выбрать, я, прочитав биографию Баженова, прониклась сочувствием к этому талантливому мастеру. В - третьих, мне очень понравился внешний вид зданий, построенных Василием Ивановичем. Именно по этим и другим причинам я сделала свой выбор в пользу Баженова.


ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БАЖЕНОВ (1737—1799)

Василий Иванович Баженов родился в феврале 1737 года в семье Ива­на Баженова, служившего в селе Дольском Малоярославского уезда Ка­лужской губернии. Когда мальчику было лишь три месяца, его, родители переехали в Москву, «отважусь: здесь упомянуть, что я родился уже художником. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах, — рас­сказывал о себе сам Баженов. — ...Между прочим, по зимам из снегу

делал палаты и статуи, что бы и теперь я желал то видеть». Но мальчика отдали в певчие в Страстной монастырь: по давней традиции ему следова­ло идти по стопам отца. Все равно безудерж­но хотелось рисовать: «Я святых из церкви переносил мыслью под переходы на стены и делал своей композицией, за что меня ста­вали и секали часто».

И мальчик - таки добился своего — Васи­лия приняли в архитекторскую команду, ру­ководимую Ухтомским, в 1753 году. Приня­ли, но не зачислили. В списках учеников Ух­томского он нигде не значится. Василий, судя по всему, определен вольным слушателем. Дмитрий Васильевич достаточно высоко оце­нил способности Баженова, но, зная о его бедственном положении, предпочел освобо­дить своего воспитанника от обязательных занятий и часто предоставлял ему возмож­ность подработать. По просьбе казенных учреждений и частных лиц он направлял Василия в качестве газеля (подмастерья) на стройки для со­ставления смет, для осмотра зданий, нуждающихся в перестройке или ремонте.

Год спустя в судьбе Василия произошел новый поворот: его приняли в Московский университет. А когда «основалась в Санкт-Петербурге Ака­демия художеств, и начальствующий над ней обер -камергер Иван Ивано­вич Шувалов потребовал из Московского университета несколько пи­томцев, способных к изящным художествам, тогда Баженов назначен первым в числе таковых и отправлен в Санкт-Петербург», — рассказыва­ет первый биограф Баженова Е. Болховитинов.

Академические ученики находились на полном казенном обеспече­нии. Кроме наук об искусстве, ученикам академии преподавали исто­рию, анатомию, мифологию, математику, иностранные языки. По втор­никам, средам и четвергам проходили уроки в «рисовальной палате». Их вели скульптор Жиле, живописец Лелорен, рисовальщик Моро, гравер Шмидт. Это были опытные мастера. Они помогли основать русскую ака­демическую школу живописи, воспитали плеяду талантливых художни­ков. Баженову повезло с преподавателями по архитектурным наукам. Он учился под руководством талантливых архитекторов С.И. Чевакинского иА.Ф. Кокоринова.

«Потом Академия художеств мною первым началась», — с гордостью утверждал Баженов. В основанной осенью 1757 года Академии он был старшим из воспитанников, уже многое освоившим, и для младших стал, вероятно, не столько товарищем, сколько первым учителем. Через три года он едет вместе с молодым живописцем Антоном Лосенко за границу.

Петербургская академия художеств назначила своим пенсионерам на содержание по 350 рублей в год. На 50—60 франков в месяц в Париже не очень-то разгуляешься. По этой же причине Баженов и Лосенко были вынуждены снять довольно скромное помещение на задворках Парижа, в дешевом квартале.

Во Франции Баженов впервые увидел не только на гравюрах и черте­жах ту новую архитектуру, о которой уже, конечно, толковали его акаде­мические наставники. Правилам нового стиля и обучает Баженова блестя­щий архитектор Шарль де Вайи. «Мои товарищи, французы молодые, у меня крадывали мои прожекты и жадностию их копировали», — хвастал­ся потом Баженов. Видимо, он уже тогда выделялся среди соучеников изобретательностью и яркой фантазией.

Около полутора лет пролетели незаметно. За это время неприглядное жилище посланцев Петербургской академии несколько преобразилось, оно украсилось многочисленными рисунками, миниатюрными моделя­ми, изготовленными Баженовым, его эскизами, чертежами, проектами.

Экзамены в Парижской академии прошли более чем успешно. Баже­нов, хорошо подготовившись, осмелился пойти первым. Он представил экзаменаторам модель Колоннады Лувра, изготовленную с ювелирной точностью. Представил также чертежи, рисунки, офорты. И еще покорил парижских знаменитостей своей эрудицией, буйной фантазией.

Слух о творческих удачах Баженова и Лосенко, об их успехах в учебе дошел до Петербурга. Там тоже был устроен экзамен, только заочно, на основании присланных пенсионерами работ. Оценки были даны самые высокие.

В Париж ушло уведомление, в коем говорилось, что «Лосенко быть в Москве, а Баженову на зиму в Рим». Баженов получил двухгодичный заграничный паспорт, упаковал свои вещи, простился с учителями, с Лосенко и в конце октября 1762 года отправился в путешествие по Ита­лии для дальнейшего знакомства с европейской культурой, изучения ар­хитектурных стилей, памятников зодчества различных эпох.

Но полтора года в Италии нелегко достались нервному, впечатлитель­ному Баженову. Не хватало денег, скупо и не в срок присылаемых из Петербурга, он был один, его обманывали, на него даже напали разбой­ники... С трудом добрался Баженов до Парижа и здесь оставался до тех пор, пока академия не соизволила оплатить его долги и дорогу домой.

Баженов вернулся на родину 2 мая 1765 года. Он приехал в Петербург прямо к большому торжеству в честь нового устава Академии художеств. Но академия Баженова обидела. Ему сшили парадный мундир, за кото­рый потом требовали денег, произвели в академики, но давно обещан­ной профессорской должности, а значит, и оклада не назначили. Сме­нившемуся здесь начальству он был не нужен. К тому же Баженову уст­роили испытание, от которого другие академики были избавлены, — пред­ложили создать для подтверждения высокого звания небольшой проект... Он выполнил его с блеском и размахом, далеко превзойдя заданную скромную программу.

Позднее Екатерина поручила Баженову разработать проект Института благородных девиц при Смольном монастыре. Зодчий выполнил это по­ручение в кратчайшие сроки. Величественная и изящная композиция по­разила многих архитектурной изобретательностью, органичным сочета­нием традиционных многообразных форм российского зодчества. Но, к сожалению, дифирамбами дело и ограничилось. Проект остался неосуще­ствленным. После длительных проволочек предпочтение отдано проекту архитектора Кваренги.

Визит в Малый двор не прошел бесследно. Увлеченный рассказами Баженова, цесаревич Павел загорелся желанием построить свой дворец на Каменном острове. Баженов довольно быстро выполнил этот заказ. Дво­рец был возведен в стиле классицизма. Позднее его перестраивали. Но имеется свидетельство французского путешественника, видевшего строе­ние в первоначальном варианте: «Он очень красив, особенно благодаря своему местоположению (на берегу Невы). Нижний этаж приподнят на несколько ступеней. Здесь мы видим, во-первых, большую переднюю, украшенную арабесками, далее зал овальной формы, который при боль­шой длине кажется немного узким; декоративная часть в нем очень про­ста. Направо — помещение, из которого дверь ведет в небольшой театр, довольно красивый... Фасад к саду украшен колоннами. В конце сада нахо­дится небольшая часовня, построенная из кирпича: готический стиль, которому старались подражать при ее постройке, производит красивый эффект».

Наконец, Григорий Орлов, командующий артиллерией и фортифика­цией, пригласил Баженова к себе на службу, испросив ему у императри­цы неожиданный для архитектора чин капитана артиллерии. Вместе с по­кровителем и всем царским двором Баженов покинул Петербург и в на­чале 1767 года возвратился в родную Москву.

Баженов вскоре после приезда в Москву женился. Его супругой стала Аграфена Лукинична Красухина, дочь каширского дворянина, рано умер­шего.

Тем временем Екатерина «заболела» архитектурой. Этим решил вос­пользоваться Орлов. Он делал попытки восстановить свои утраченные позиции при дворе, потеснить деятельного Потемкина. Поэтому Орлов посоветовал Баженову разработать проект необычный, дерзкий, чтобы затем через него, Орлова, предложить императрице начать строительство здания, которое вызовет всеобщий интерес.

Баженов ничего не обещал, но от предложения не отказался. В то вре­мя Кремль пребывал в крайнем запустении и ветхости, а главное, его древняя архитектура представлялась просвещенным людям XVIII века бес­порядочной и бесформенной. Баженов дерзнул предложить свой вариант дворца. Но только иных масштабов: «...из простой перестройки он создал исполинскую архитектурную затею, сводившуюся к застройке всего Крем­ля одним сплошным дворцом, внутри которого должны были очутиться все кремлевские соборы с Иваном Великим». Идея Баженова потрясла Орлова, но он усомнился в реальности столь грандиозных планов.