Смекни!
smekni.com

Джума-Джами в Евпатории (стр. 3 из 4)

"1928 год, 3 декабря, г. Евпатория. АКТ. Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе: (стоит прочерк, фамилии не указаны) ...в присутствии представителей группы верующих мусульман, арендовавших мечеть «Хан-джами» - гр-н Эмир Асан Эмир Али и Эмир Суин Абдул Керим составили настоящий акт о передаче группой верующих мечети «Хан-джами» Евпаторийскому административному отделу вместе с находящимися в ней культовым имуществом, принадлежащие государству, в виду расторже-I/ ния договора с указанной группой верующих за Д невыполнение требования ремонта, согласно у Постановления Президиума Крымск. ЦИКа от 31. 10. 1928 года, причем оказалось следующее". Далее идет опись имущества в мечети: "Персидский ковер красный - 1 шт. 3x4, шер­стяной ковер турецкий - 1 шт. 3x4 аршин, пушистый черный ковер - 1 шт. 3x2, персидский ковер - 1 шт, 3x4, красный персидский ковер -1 шт. 4x3, красный персидский ковер - 1 шт. 2x3, ковер килим ручной работы - б шт. 3x2 и т. п. Религиозные книги различные 30 шт. Здание передается музею г. Евпатория в бесплатное пользование. Культовое имущество временно передается Гос. фондовой комиссии на хранение до установления компетентной комиссии всех предметов кои будут переданы в музей".

Подчеркивая, что религиозных книг было 30, среди которых были редкие рукописные экземпляры, член комиссии по ликвидации культовых имуществ П. Чепурина, обращает внима­ние на редкий экземпляр Корана с золотыми вставками и направляет письмо в Крымск. ЦИК. Откуда получает ответ для принятия мер.

"Л/д. № 504 вх. № 16578. "Об изъятии рукописного Корана из мечети «Хан-джами», Евпа­тория". "Копия для сведения Крымск. ОХРИСу" "В силу определения актом научной экспедиции от 1.08.1925 года, что рукописный Коран, нахо­дящийся в мечети «Хан-джами» в г. Евпатории, представляет большую эпиграфическую ценность и, что нахождение его в данной мечети грозит его гибелью. Центральное административное Управ­ление Крыма настоящим сообщает, что за основание постановления ВЦИКа от 7.1.1924 г.... вам надлежит изъять означенный Коран из названной мечети, в присутствии специальной комиссии, после чего передать таковой в Евпаторийский музей. О последующем присылкой соответствующих материалов сообщить. Подпись".

"Народный комиссариат Крыма. В ЦАУ Кры­ма. Сентябрь 1925 г. "Прилагаю при сем копию актов Научной экспедиции по изучению татарской культуры организованной Кр. ЦИКом и Кр. СНК - согласно декрета ВЦИКа от 7.011.24 г. п.5 просит Вашего распоряжения об изъятии старинного рукописного Корана из мечети «Хан-джами» в г. Евпатория и о передаче такового в Евпаторийский музей".

"Акт. 1925 г., август 1 дня. Мы, нижеподпи­савшиеся, члены научной экспедиции 1925 года по изучению татарской культуры, организован­ная Крымск. ЦИКом и СНКомом тт. Усеин Боданинский, Осман Акчокраклы и зав. Евпаторийским музеем П. Я. Чепуриной составили настоящий акт в том, что находящийся в «Хан-джами» г. Евпатория рукописный Коран с позолотом и миниатюрными заставками, начатый в 709 хиджры (1309 г. по Р.Х. - А.Я.) и окончен­ный в 714 хиджры. (1314 г. - А.Я.) представляющий большую эпиграфическую ценность, нахо­дится в открытом виде на подставке (ралле) в мечети, очевидно посетители хватают его руками и уже в нем не хватает нескольких миниатюр­ных заставок. Это указывает на то, что памятник может в скором времени совершенно погибнуть. Для спасения его от гибели совершенно необходимо изъять этот памятник из мечети и поместить под особую витрину в Евпаторийском музее для того, чтобы сделать его историческим достоянием всех трудящихся. Подписи: У.Боданинский, О. Акчокраклы, П.Чепурина".

"Евпаторийский РИК. Церковный стол. Евпаторийский музей доводит до вашего сведения, что общиной «Хан-джами» добровольно сдан в музей старинный Коран, об изъятии которого было сделано Постановление ВЦИК 1.07.24 г. СУ. № 18 от 179. Подпись зав. Евпаторийским музеем - Чепурина".

Еще один важный документ относительно старинного Корана отмечено Усеином Боданин-ским в труде «Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму» изданным в 1930 г. в Симферополе, где отмечено: «Судя по результатам новейших исследовательских работ 1924-28 гг., художественная промышленность этого периода носила следы определенного подъема: надгробные памятники с рельефной орнаментацией и прекрасно высеченными, сочно скомпонованными надписями... период эко­номического процветания и мощного напора мусульманской культуры на кочевников-ското­водов. ХШ-1У в. период, когда были созданы наиболее яркие монументальные сооружения с прекрасно выполненными памятниками, могли принадлежать, конечно, не временному кочевью, а большому культурному поселению с хорошо развитой экономикой и социальным строем. Рукописная книга с тонкими орнаментальными заставками, позолотой Коран 1309-1314 г. н/э из Евпаторийской ханской мечети хранится в Б. (в Бахчисарайском - курсив А.Я.) музее».

По поводу аренды мечети для совершения обрядов мусульман. Председатель Крымск. ЦИКа Кубаев докладывал Москве 17.03.1929 г. "Крымск. ЦИК при сем препровождает снимок мечети «Хан-джами» в г. Евпатория и акт техническо-строительной комиссии о состоянии здания, по ремонтам первой очереди. ...Полная реставрация мечети определена специально командированным от Главнауки профессором-архитектором (фамилия не понятно) ... В г. Евпатории имеются кроме «Хан-джами» 9 функционирующих мечетей, что вполне достаточно, чтобы обслуживать верующих..."

8 февраля 1929 г. Главнаука шлет депешу в Секретариат пред. ВЦИКа. "По вопросу о мечети Хан-джами в Евпатории, сообщаем, что это здание представляет исключительный интерес, как наиболее грандиозный из сохранившихся памятников турецкой культуры в Крыму. "Ар­итектура является отзвуком архитектуры Константинопольских больших мечетей, подражающих Айя-София и памятник естественно, заслуживает всемерной охране. Здание несколько пострадало во время последних землетрясений. ...Целесообразно ликвидировать общину (мусульманскую - А.Я.) и передать здание мечети в исключительное ведение Крымск. Наркомпроса для использования в музейно-просветительских целях. Подпись заведующий Главнаукой (ЛиЭ), Уч. Специалист (Левинсон).

"Революционное движение в Крыму", (№ 2, 1922 г. стр. 21) "В 1904 г. в г. Евпатория действовали 14 мечетей. В пользовании евпаторийской мечети находилось большое вакуфное имущество, как в самой Евпатории, так и за ее пределами. 1400 десятин земли принадлежали ее главе Муртазе-эфенди".

Муртаза - эфенди репрессирован и расстрелян в 1937 г.

Еще один важный документ относительно старинного Корана.

3 января 1929 года Заседание Президиума Евпаторийского исполнительного комитета (Протокол № 72), "Слушали доклад Егудина о ликвидации мечети «Хан-джами», находящейся в городе Евпатория, по улице Лазаревской (Ре­волюции)». Мечеть окончательно ликвидировали на основании «Акта» и передали в ведение Евпаторийского музея 25.10.1929 г.

Акт ликвидации подписали Пичахчи и Чорбаджи.

"Июнь 1922 г. исх. 2322. "В народный Ко­миссариат внутренних дел (адм. отд.). В ответ на отношение НКВД от 23 мая с.г. за № 3088 Евпаторийский Окрфинотдел сообщает, что к моменту прихода Советской власти в г. Евпатории в Государственной сб. кассе имелось 15 вкладов церквей и др. учреждений религиозного характера на общую сумму 4.668.800 р. 43 к. каковые в 1921 г. были списаны в прибыль Нар. банка в ликвидации и в числе прочей прибыли банка перечислены 31 декабря прошлого года на счет Губфинотдела. Зав. Окрфинотд. Кучеренко, ст. контролер Масталыгин, ст. бухг. Алексеев".

Любопытный факт, рассказанный старожи­лами Гезлева, впоследствии подтвержден архивным материалом.

Бог воздал! Власть безбожников распалась. Депортированный народ вернулся в свои пенаты. Вместе с народом воспряли мечети, церк­ви, синагоги, кенасы.

Старинный Коран пропал из евпаторийско­го музея. Поиски не утешительны, но они продолжаются.

Названия мечети искажены. Пренебрегая названием "Хан-джами", Чепурина называет "Джума-джами", другие же авторы даже называют "Хан-Джума-джами". Эту мечеть постро­ил крымский хан, его именем она была названа, была предметом наследования и передавалась по наследству из поколения в поколение и носила это название до установления власти большевиков. А потом из празднич­ной мечети она превращается в будничную. Фактически каждая мечеть в Евпатории исполняла свою функцию. Несмотря, что в мечети проводились молебны по праздникам и торжествам, в "Хан-джами" можно молиться каждый день и пять раз в день. Название мечети от этого не изменялось. Мечети носили имя основателя или тем названием, которое присваивала мусульманская община. Так поменяли названия почти всем мечетям Гезлева. "Тахталы-джами, превратили в мечеть "Джемаледдин-эфенди", мечеть "Ашик-Омер" превратили в мечеть "Анна-беим", мечеть "Кумлык" превратили в "Али-Сейфеддин", "Джума-джами" в Текие превратили в "Шукурулла-эфенди".

В 1870 г. при инвентаризации мечетей чиновник, который занимался этим вопросом, не понимал крымскотатарский язык, а крымские татары не понимали русский. На вопрос, "чья эта мечеть?" получал ответ, что "эта мечеть имама Шукурулла-эфенди", т.е. служителя. Так по имени служителя мечети записывались, и так они попадали в реестр. Вопроса же "какое на­звание этой мечети? просто не задавали.