Смекни!
smekni.com

Здание биржи в Петербурге (архитектор Ж.Ф. Тома де Томон) (стр. 3 из 4)

Биржа — единственное в С.-Петербурге здание, полностью воспроизводящее архитектуру греческого храма-периптера. Расчерченные ленточным рустом фасады окружают 44 одиннадцатиметровые колонны дорического ордера, отстоящие от стен более чем на четыре метра. Колоссальное здание Биржи поставлено на высокий гранитный подиум (стилобат), на который ведут широкие — до 40 м — лестницы. По сторонам Биржи, выдвинутые вперед к мысу Стрелки, возведены 32-метровые Ростральные колонны с чередующимися рострами военных и торговых кораблей, венчаемые металлическими треножниками, наподобие античных жертвенников, факелы в которых служили маяками.

Здание Биржи является ярким образцом синтеза искусств в зодчестве классицизма.

Силуэт и масштаб здания еще сильнее подчеркивают Ростральные колонны, которые установили рядом со спуском к Неве. В первое время они выполняли и чисто практическое назначение - были маяками: по винтовой лестнице внутри колонны на верхнюю площадку поднимался служитель и зажигал там огонь. Две ростральные колонны преобразуют значительный объем Биржи в вертикаль. Эта вертикаль утверждает здание Биржи в качестве смысловой доминанты огромного речного пространства. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

Ростральные колонны поражают своим величием. На массивных ступенчатых основаниях высотой с двухэтажный дом покоятся колонны дорического ордера с установленными на них светильниками-треножниками наподобие античных.

Стволы колонн окрашены в цвет кирпича. Квадратные в плане гранитные пьедесталы установлены на широких квадратных гранитных стилобатах, ограждены цепями на гранитных столбах. Таким образом, Ростральные колонны являются аллегорией торжества русского судоходства, символизируя могущество России как военной и торговой морской и речной державы.

Фусты колонн кирпичного цвета декорированы носами старинных кораблей. Наиболее эффектные из них, с фигурами сирен, укреплены на гранитных основаниях. С двух других сторон у оснований восседают гигантские человеческие фигуры, вытесанные из пудостского камня. Архитектура и скульптура здесь настолько единое целое, что невозможно представить их в отдельности.

От Ростральных колонн два пологих спуска-пандуса ведут к Неве. В самом конце спуска, с каждой из двух сторон, на массивных пьедесталах, ограничивающих парапеты, установлены гранитные шары, которых нет ни в одном проекте. Также отсутствуют в проектах львиные маски с кольцами, замечательно украшающие гранитную подпорную стенку. Эти изменения, видимо, были внесены в процессе строительства.

Окруженный водами дорический периптер с Ростральными колоннами перед ним воплощает масонский тип храма Нептуна. Поскольку в Древнем Риме место выставления взятых в качестве победного трофея ростр — ростральная трибуна — находилось на Форуме и было одним из центров общественной жизни, то сочетание Биржи с Ростральными колоннами воплощает идею римского Форума, ставшую в царствование Александра I основной идеей организации пространства Санкт-Петербурга.

Ростральные колонны обрамляют полукружие пандусов набережной, завершающей Биржевую площадь на подсыпанном на 123,5 метра мысу. С акватории и берегов Невы гранитная рустованная набережная Стрелки воспринимается как основание подиума Биржи, Ростральных колонн и пакгаузов. Внизу, у парадного спуска к воде, в подпорной стене набережной — символический грот в виде арки, образуемой рельефной гранитной кладкой.

Значительное внимание Тома де Томон уделял скульптурному убранству здания Биржи и Ростральных колонн, по содержанию и композиционно тесно связанному с архитектурой. На главном и противоположном фасадах над карнизом он спроектировал близкие по содержанию и композиции скульптурные группы: "Нептун с двумя реками" (бог морей Нептун в короне и с трезубцем в левой руке торжественно въезжает на колеснице, запряженной четверкой морских коней, в воды Невы, рядом с Нептуном две фигуры: слева – женская фигура, олицетворяющая Неву, справа – мужская фигура, символизирующая реку Волхов) и "Навигация с Меркурием и рекой". По замыслу Томона эти скульптурные группы, установленные на ступенчатых аттиках, должны были рельефно вырисовываться на фоне больших полуциркульных окон. Соответственно со стороны центрального биржевого зала им должны были отвечать скульптурные композиции "Время" и "Коммерция". Еще четыре аллегорические статуи: "Закон", "Изобилие", "Правосудие" и "Мореплавание" — предполагалось установить на печах биржевого зала. Что касается Ростральных колонн, то помимо ростр (носовых частей кораблей) у их подножий Тома де Томон поместил сидящие фигуры, условно называемые аллегориями рек. В литературе их привычно называют Нева, Волхов, Волга и Днепр.

Сам же Тома де Томон писал: "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек

До недавнего времени не совсем был ясен вопрос относительно авторов скульптурного декора Биржи и Ростральных колонн.

Известно, что Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем обратилась в Академию художеств с просьбой принять на себя работы по изготовлению скульптур. На очередном заседании совета Академии решили, что скульптурные группы, предназначенные для фасадов Биржи, будут делать скульпторы Ф. Ф. Щедрин и И. П. Прокофьев. Остальные скульптурные произведения поручили изготовить также лучшим скульпторам — В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротилову, И. И. Теребеневу, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву.

Цены, запрошенные академическими скульпторами, показались Комиссии завышенными. Тогда были объявлены торги для желающих выполнить работы за меньшую плату, и таковые нашлись. Ими оказались жившие и работавшие в Петербурге французские скульпторы Жозеф Камберлен и Жак Тибо.

Несколько лет тому назад научному сотруднику Павловского дворца-музея Е. В. Королеву удалось установить, что скульптурные группы на фасадах и одну для биржевого зала под названием "Коммерция" выполнил Камберлен, а скульптурная группа "Время" принадлежит резцу Тибо.

Три фигуры у ростральных колонн выполнил Тибо и одну — под названием "Днепр" — Камберлен.

Следует отметить, что всю декоративную скульптуру Ростральных колонн предполагалось вначале отлить из чугуна. Но так как никто не решился взяться за такую сложную работу, то в конце 1809 г., за год до окончания строительства, решено было сделать статуи из пудостского камня (этот известняк добывали на реке Пудость в Гатчине). Возможно, что в случае выполнения первоначального замысла Тома де Томона общий силуэт Ростральных колонн был бы более графически четким и еще лучше воспринимался с больших расстояний.

Скульптурные группы по своему содержанию перекликаются со скульптурой Ростральных колонн. Монументально-декоративная скульптура пластически обогащает архитектуру в целом и создает сильный декоративный эффект.

К подножию колоннады здания можно приблизиться по широким парадным лестницам или по боковым пандусам. Здесь дорическая колоннада производит наиболее сильное впечатление. Почти физически ощущается мощь гранитных опор, надежно поддерживающих здание.

Грандиозная колоннада подготавливает переход из открытой внешней среды в закрытые внутренние помещения. Этот прием помогает также объединению здания Биржи с окружающим его пространством.

Главный вход ведет в вестибюль здания, ограниченный по торцам экседрами, а оттуда в центральный бывший операционный зал. Большепролетный прямоугольный в плане зал перекрыт цилиндрическим кессонированным сводом. Свет в него попадает сверху через световой фонарь и полуциркульные окна, отчего зал кажется еще выше. Его стены прорезаны только дверными проемами, ведущими в соседние помещения. На фоне гладких стен эффектно выделяются портики ионического ордера, обрамляющие дверные проемы. Под цилиндрическим сводом в проемах больших полуциркульных окон помещаются скульптурные группы. Конструктивные и декоративные принципы построения интерьера находят логическое соответствие в композиции главных фасадов.

Двухэтажное здание Биржи с огромными полуциркульными окнами окружено грандиозной колоннадой дорического ордера (дорический стиль отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам). Его колонна представляет в своём разрезе круг; высота её стержня (фуста) относится к диаметру разреза как 6 к 1; стержень с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей высоты имеет утолщение, вследствие чего профиль стержня — скорее криво-, чем прямолинейный; но эта кривизна почти не заметна). К подножию колоннады здания можно приблизиться по широким парадным лестницам или по боковым пандусам. Грандиозная колоннада подготавливает плавный переход от открытой внешней среды, этот приём помогает объединить здание биржи с окружающим его пространством. Выступающая над колоннадой завершающая часть здания перекрыта двускатной кровлей, образующей фронтоны по торцам. Каждый фронтон прорезан большим полуциркульным окном, рельефно очерченным рустованным архивольтом. Чтобы создать единый гармоничный ансамбль, перед зданием Биржи архитектор решил устроить полукруглую площадь. Была сооружена искусственная насыпь, выдвинувшая Стрелку Васильевского острова более чем на сто метров в сторону Невы. Художественный эффект всей композиции строился на контрасте объёма Биржи и мощной горизонтали гранитной набережной со спусками к Неве. Берегу придали правильные закруглённые очертания и одели его в традиционные для города гранитные одеяния. Пологие спуски к воде были украшены гигантскими гранитными шарами, а сама стена набережной - львиными масками.