Смекни!
smekni.com

Методы архитектурного проектирования (за Б.Г. Бархиным) (стр. 2 из 2)

Специфическое ориентирование объекта к окружающему пространству выступает как качественное своеобразие его построения.

5. Взаимодействие внешнего и внутреннего

Стоит иметь в виду, что внутреннее построение непосредственная связана с внешней структурой и является ее функцией, как в функциональном, так и в композиционном аспектах.

Проектирование объекта как системы дает понимание связи объекта с внешней средой. Градостроительный подход определяет каждый архитектурный объект как систему, которая входит в состав другой, более сложной пространственной системы; относительно нее первая система выступает как компонент. Да, жилой дом - система относительно его компонентов - секции и квартир, в то же время он один из компонентов пространственной системы - группы домов или ансамбля. Внешняя и внутренняя структура всегда находятся в единстве и взаимопроникновении.

Схема 8

Относительность категории системы и ее компонентов:

1 - квартира; 2-жилищный дом - система относительно квартир и компонент группы домов; 3 - группа домов; 4 - жилищный комплекс; 5 - жилищный район; 6 - город

Выбор взаимосвязей внешнего и внутреннего пространства влияет на архитектурный и конструктивный замысел проекта, на композиционный прием в целом.

Формирование интерьера во взаимодействии с внешней естественной средой повышает комфортные - функциональные и эстетичные качества решения внутреннего пространства. Раскрытие общественных и жилищных домов к окружающей среде служит средством художественно эмоционального и психофизиологического влияния.

Необходимо учитывать последовательность эстетичных впечатлений, которые возникают при движении вне здания и внутри ее. "Совершенство организации внутреннего движения и станет основным биологическим качеством создаваемого нами организма, иначе говоря, степенью связи между осуществленным сооружением и его назначением" [Ле Корбюзье, 110].

Таким образом, предметом архитектурного проектирования становится взаимодействующая система архитектурного объекта и среды.

Функциональная целесообразность

Функциональный метод раскрывает внутренние связки, обусловленные назначением здания, технологическими процессами, которые происходят в данной материальной оболочке. Принцип целесообразности, "пользы" архитектурного произведения раскрывается в стремлении наилучше удовлетворить материальные и духовные потребности общества при умном минимуме расходов. На функциональные требования влияют уровень развития техники и экономики, особенности быта и культуры, климатические и топографические условия. Приступая к проектированию, архитектор определяет обязательные (закономерные) и необязательные (желаемые) функциональные связки. Этой цели служит методика составления функционально оперативных схем для записи информации о состоянии объекта, используя аппарат теории графов [124, стор.11 - 21].

Разработка объемно планировочной структуры, композиции шире функционального решения. Функциональная схема не может использоваться в качестве реальной эстетичной структуры. "Форма определяется функцией, но превосходит ее, поскольку художественное воображение может ее сопровождать без убытка для нее" [Ф. - Л. Райт, 184, стор.245].

Существенно для методики комплексного проектирования введения понятия "поведения" объекта, который определяет взаимодействие компонентов внутри системы во времени. Процессы, которые происходят в объекте, показывают динамику, вместе с тем пространственная структура здания дает им статическое выражение. Преодоление этого противоречия находит свое отображение в идее гибкого пространственного решения как жилищных, так и общественных зданий. "Одного функционирования для искусства недостаточно - вместе с тем... не найдется никого, кто стал бы утверждать, что красивому разрешено плохо функционировать" [Г.Б. Бархин, 62, стор.37].

Роль конструктивного замысла.

Именно формулировка задания архитектуры как создание материальной среды путем искусственного выделения определенной части пространству как материальной оболочки объема показывает необходимость злитості архитектурно пространственного и конструктивного замыслов и ту роль, которая уделяется технике как средству создания архитектурного сооружения.

Комплексный метод допускает одновременную разработку архитектурной и конструктивной структуры здания. Любое усовершенствование конструктивного и технического решения является усовершенствованием архитектурного решения. Всякая работа над организацией пространства является работой над техникой, всякая работа над технической проблемой является работой над решением пространства. Структурное мышление, развитое у архитектора в процессе учебы, позволяет решать подобные задачи синтеза конструктивного и композиционно образного построения объекта.

Выдающийся архитектор Феликс Кандела выразил мнение о том, что современную архитектуру можно создавать как скульптуру, которая воспринимается "изнутри". Инструментом, что позволяет создать эти "скульптуры", служат разные структуры, и архитектор повинен уметь пользоваться этими структурами. Потому в учениках архитектурных школ, по его мнению, необходимо развивать структурное воображение.

Это мнение мастера раскрывает важнейшее задание проектирования, которое заключается в создании целостности архитектурной и конструктивной структуры здания, связи формы и конструкции. Взаимовлияние техники и художественного творчества являет собой сложный противоречивый процесс, который находит свое единство в композиции архитектурного произведения.

Литература

1. Архитектура. Короткий словарь-справочник. /За общей редакцией А.П. Мардера. - К.: Строитель, 1995. - 334 с.

2. Бархин М.Б. Методика архитектурного проектирования в системеархитектурногообразования: уч. - метод. пособие для архит. вузов и факультетов. - М.: Стройиздат, 1969. - 224 с.

4. Пономарев Я. Психика и интуиция. - М.: Политиздат, 1967.

5. Райт Фрэнк Ллойд. Будущее архитектуры. М.: Госстройиздат, 1960.

6. Симонов П. Роль эмоций в приспособительномповеденииживых систем. // Вопросы психологии, 1965 № 4.

7. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

8. Фресс Поль, Пиаже Жан. Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1966.

9. Чепелюк Ю.В. Архитектурная композициякаквыражение "целого"-"единого". - К.: НИИТИАГ, 2000. - 30 с.

10. Панова Л.П., Шубович С.О. Методические указания к изучению курса "Архитектура композиция. Композиция-восприятие". Часть 1. - Харьков: ХДАМГ, 2001. - 60 с.

11. Жмурко Ю.В., Панова Л.П. и др. Методические указания к изучению курса "Архитектурная композиция. Композиция-восприятие". Часть 2. - Харьков: ХДАМГ, 2002. - 60 с.