Смекни!
smekni.com

Современность и архитектура площади (стр. 2 из 3)

Отвергнув навязываемую ему идею сделать Аничков дворец главным в ансамбле, архитектор отдает предпочтение театру, который становится архитектурной доминантой ансамбля

Театр, расположенный в глубине площади, открытой к Невскому пр. Задний фасад театра замыкает перспективу ул. Зодчего Росси, по которой проходит главная ось ансамбля, начинающаяся на пл. Ломоносова. Протяженность ансамбля вдоль основной оси около километра.

Колоннада главного фасада вдвинута в стену здания так, что образован глубокий балкон. В угловых выступах остались ниши для статуй. (Последние были, но по непонятным причинам исчезли).

На этих стенах нет окон, и вся стена кажется грандиозной декорацией, правда, вполне соответствующей внутренней распланировке здания. Колоссальные размеры колонн, стоящих на сравнительно низком первом этаже-цоколе, гладь стен, пышный и в то же время строгий до жуткости фриз из трагических масок и гирлянд, отсутствие фронтона над колоннадой и квадрига делают этот театр как бы предназначенным для античных трагедий в переводе ложно классиков XVIII века.

Боковые фасады не менее торжественны. Колоннады их поставлены на въезды и таким образом отодвинуты от здания. Если бы боковые стороны площади были обстроены так же, как ее глубина, то эффект, и без того потрясающий, был бы еще более усилен.

Внутри театра вся сила украшений сосредоточена в зрительном зале, хотя последний, к сожалению, не доведен до той красоты отделки, какую задумывал Росси. Он предполагал в верхнем ярусе поместить кариатиды (сходные с теми, что в куполе Итальянского зала Павловского дворца) и на них опереть потолок. Это не сделано. Зато в убранстве царской ложи Росси далеко превзошел всех мастеров эпохи Империи.

Такой красоты плана, такой спокойной уверенности, с какой Росси оставил не прикрашенными уверенно взятые формы арки в глубине, не достигал никто, как никому близко не удавалось подойти к царственной пышности орнаментов парапета и навеса. Одноглавые орлы, шлемы, щиты, копья и мечи густо сплетены, как в лучших композициях Пиранези.

В боковых царских ложах Росси отступил от монументальности и сильно вытянул колонны, придав боковым отверстиям полуготический вид. Барьеры лож украшены более легкими орнаментами (особенно хороши орнаменты первого этажа со свирелями и в третьем ярусе с бабочками). В целом зал своими золотыми по белому фону орнаментами и красными драпировками производит величественное впечатление, соответствующее не ложно классике того времени, а чеканному совершенству самого Пушкина.

Сооружения на площади вокруг театра объединены общностью архитектурных приемов. Въезд со стороны Невского пр. парадно оформлен с одной стороны зданием Публичной библиотеки, с другой - павильонами Аничкова дворца.


От библиотеки и павильонов вдоль площади до современного пер. Крылова тянулись каменные ограды. Вдоль оград до конца площади были высажены аллеи. От переулка до границы площади предполагалось построить два однотипных жилых корпуса. Шестиколонные портики римско-дорического ордера, украшали их фасады, обращенные к Невскому проспекту.

Строительство ансамбля началось в 1828 г. (кроме павильонов Аничковского дворца, построенных в 1817-1818 гг.). Театр, библиотека и два симметричных корпуса за театром возводятся (без отделочных работ) одновременно менее чем за 4 месяца.

В 1829 г. за такой же срок застраивается Театральная ул. (ул. Зодчего Росси), а в 1830 г. - пл. Чернышева у моста. К 1832 г. заканчивается застройка улиц и площадей ансамбля. Вскоре открывается и перестроенная по проекту Росси публичная библиотека[5].

Все здания театрального комплекса возведены из кирпича и оштукатурены. Первоначально они были окрашены в светло-серый цвет с белыми архитектурными деталями и скульптурами, тонированными под бронзу. Желтый цвет театра появился позже.

Композиция ансамбля основана на виртуозном сочетании ритмических повторений однопипных элементов и контрастных сопоставлений. Во второй половине XIX в. века были осуществлены внутренние переделки, исказившие планировку и уничтожившие декоративную отделку большинства помещений.

Ряд участков был застроен впоследствии такими зданиями, как дом архитектора Н. П. Васина па углу Толмазова переулка (ныне переулок Крылова), расположенное рядом с ним здание Городского кредитного общества, и другими, выпадающими по характеру архитектуры из ансамбля. Несмотря на эти частичные искажения, ансамбль площади Островского остается одним из высших достижений русского градостроительного искусства.

Для постройки площади и прилегающих к ней улиц Росси составил проекты обывательских домов, подобные Театральной улице. К сожалению, это не было выполнено, и сооруженные дома гораздо скромнее проектированных. В общем, Михайловский дворец является противоположностью Александринского театра. В последнем Росси стремился к возможной пышности и пользовался приемами барокко, доведя их до почти классического совершенства.

В Михайловском дворце он исходил из классических приемов Гваренги, но придал им такой колоссальный размах, что довел до силы самых торжественных сооружений барокко. В этом сооружении не осталось следов того холода, который всегда веет в произведениях Гваренги. Одновременно с переделкой Михайловского дворца Росси пришлось переделать фасад Михайловского манежа, при постройке которого он состоял еще юношей. Многого достичь было нельзя в законченном здании, и пришлось ограничиться пышной декорацией из военных арматур.

Постройку Александринского театра зодчий в основном закончил, но после этого он, будучи в расцвете творческих сил, уже не привлекался к значительным работам. Ему пришлось уйти в отставку, он подал прошение, мотивируя его своей болезнью. 25 октября 1832 года просьба была удовлетворена. Лицемерная резолюция гласила: «уволить его от всех занятий по строениям, дабы мог воспользоваться свободою для облегчения расстроенного его здоровья».

Даже после пожара Зимнего дворца в 1837 году Росси не был приглашен участвовать в восстановлении созданных по его проектам знаменитой галереи 1812 года и других дворцовых помещений. У него лишь затребовали прежние чертежи.
Талантливый зодчий оказался не у дел. В 1843 году ему, правда, сообщили решение министра двора о назначении его «членом по искусственной части в существующих при Кабинете строительных комиссиях».

Но это решение, объявленное, кстати, более чем с годовым опозданием, было лишь номинальным. Фактически Росси привлекли только к перестройке зрительного зала Александринского театра в 1849 году. Это был последний «заказ», выполнить который ему целиком уже не удалось.

3. Современность и архитектура площади

С декабря 1988 года Екатерининский сад состоит под государственной охраной. В 1989 - 2001 году в здесь была проведена реконструкция, с коренным переустройством и возвращением планировки, существовавшей в 1878 году. В 1990 – е годы с бронзовой груди Екатерины сняли много килограммовую цепь и орден, у вельмож, сидящих в ногах царицы, украли различные аксессуары — например, Суворов в очередной раз остался без шпаги. Оперативникам по горячим следам удалось найти хулиганов, и во время последней реставрации в 2003 году предметы вернули на место.

В 1992 году Указом президента Российской Федерации Государственную публичную библиотеку имени М. Е. Салтыкова-Щедрина переименовали в Российскую национальную библиотеку с одновременным повышением её статуса до особо ценного объекта национального наследия, историческое и культурное достояние народов Российской Федерации. С этого момента на Российскую национальную библиотеку возлагается обязанность хранения обязательного бесплатного федерального экземпляра всех изданий.

В 2005 - 2006 годах в Александринском театре проведена генеральная реконструкция, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания. Одновременно Александринка стала одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок. 30 августа 2006 года состоялось торжественное открытие театра после реконструкции.

На площади Островского (на участке между Екатерининским садом, зданием Российской национальной библиотеки и зданием Александринского театра) проводится ежегодный Петербургский молочный фестиваль, устраиваемый петербургскими молочными заводами. На этих ярмарках устраивается тир, аттракционы и другие развлечения. Ежегодно с 14 декабря по 7 января на площади проходит Рождественская ярмарка.

Она включает в себя традиционный рождественский базар с ёлочными игрушками и новогодними сувенирами, праздничные угощения, «игровое поле» с аттракционами и конкурсами, выступления фольклорных коллективов, а также ежегодные благотворительные акции, например, «Рождественская азбука» (ежедневно в импровизированной художественной мастерской, размещённой на главной ярмарочной сцене, известные люди страны пишут картины, которые впоследствии продаются на благотворительном аукционе).

С 2005 года ведётся строительство новой семиэтажной гостиницы на участке между садом Аничкова дворца и Зданием Управления Октябрьской железной дороги. Для этого снесён участок исторической стены между садом Аничкова дворца и площадью.

В 1996-м Евгений Герасимов впервые показал свои наработки на заседании совета, который тогда носил имя научного совета по сохранению культурного наследия. Он представил стилизованное в духе «классицизма» здание, которое должно было перекликаться с находящимся напротив зданием РНБ.

Специалисты жестко раскритиковали его проект, заявив что «подделки под Росси» недопустимы. Спустя 7 лет Герасимов показал совету по сохранению культурного наследия при КГИОП новый вариант. Теперь это было выполненное в современном стиле сооружение, с остекленными стенами, и облицованным серым неполированным камнем фасадом. Любопытно, что при этом количество номеров в гостинице уменьшалось почти в два раза.