Смекни!
smekni.com

Проблема происхождения государства и права (стр. 2 из 4)

Недооценивался идеологический фактор (сознание), кото­рый, наряду с материалистическим (бытие), играет существен­ную роль.

2. Общие закономерности возникновения государства

В далекой древности государства не было. Условно этот пе­риод можно назвать догосударственным обществом, которое поэтапно представляло собой:

— праобщину (первобытное человеческое стадо),

— родовую общину,

— крестьянскую общину.

Община — универсальная форма организации аграрных и иных ранних обществ, через которую прошли (или проходят) все народы мира. В период существования праобщины закончи­лось биологическое развитие человека, возникли искусственные жилища и орудия труда в целях самосохранения и жизнеобеспе­чения. Люди объединялись в коллективы, построенные на кров­нородственных связях, с властью вожака. Это стало началом социальной организованности, которая развилась в период родовой общины благодаря коллективизму в производстве и по­треблении. Поскольку орудия труда были примитивными, а про­изводительность труда — низкой, родовая община пользовалась всем сообща — имела общую собственность, равномерное рас­пределение средств к жизни (дележка поровну).

Ведущую роль в родовой общине сначала играла женщина (матриархат), она заботилась о детях и вела хозяйство. Родство соблюдалось по материнской линии. Роды объединялись в пле­мена в результате брачных связей, запрещенных внутри рода.

Общность интересов, производства и потребления членов рода обусловили такую организацию социальной власти, как первобытное общественное самоуправление.

Признаки первобытного общественного самоуправления:

(1) существовало только в рамках рода, выражало его волю и основывалось на кровных связях;

(2) субъект и объект управления совпадали;

(3) органами самоуправления выступали родовые собрания, то есть собрания всех членов рода (мужчин и женщин), и изби­раемые ими старейшины;

(4) общественные дела решались волеизъявлением взрослых членов рода на собраниях;

(5) власть старейшин, стоящих во главе рода, а также воена­чальников (избирались только на период военных действий) основывалась на авторитете, опыте, уважении. Племя управля­лось советом старейшин, который избирал вождя;

(6) должность старейшины не давала никаких привилегий. Он работал наравне со всеми и получал свою долю, как все;

(7) различий между правами и обязанностями у членов рода не было.

Итак, общественная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее. Единство, взаимо­помощь, сотрудничество всех членов рода, отсутствие противо­положных интересов позволяли родовым собраниям без конф­ликтов решать все вопросы.

Известно, что государства появляются на определенной сту­пени развития общества. Их возникновение связано с тремя круп­ными общественными разделениями труда:

1) выделением скотоводства как обособленной сферы обще­ственной деятельности (средством обмена стал скот, который приобрел функцию денег);

2) отделением ремесла от земледелия (изобретение ткацкого станка, овладение навыками обработки металлов);

3) появлением группы людей (купцов), занятых только об­меном (сосредоточение богатства в их руках благодаря посред­нической миссии)

В результате общественного разделения труда изменилась хозяйственная жизнь родовой общины (привлечение военно­пленных в качестве рабочей силы с целью извлечения приба­вочного продукта). Женский род заменяется мужским (патри­архат), где родство ведётся но отцовской, а не по материнской линии. На смену групповому браку приходит парный брак. Ин­тересы патриархальных семей уже не полностью совпадают с интересами рода. С появлением семьи началось разложение ро­довой общины. Возникла крестьянская община.

Наличие избыточного продукта позволило сосредоточить некоторым семьям, их главам, старейшинам, военачальникам орудия труда, запасы товаров, стать владельцами обособленных участков земли и рабской силы, захваченной в результате войн. Развивалась социальная неоднородность общества. Имуществен­ное неравенство (сначала — межродовое, а затем внутриродовое) послужило причиной расслоения общества и появления групп людей, которые «специализировались» на выполнении общесо­циальных дел (администраторы, контролеры, казначеи и др.).

Иной становится организация власти. Вместо собрания чле­нов рода все чаще проводились только собрания мужчин. По­степенно осознавалась важность хорошего управления, руковод­ства. Произошло разделение функций власти на светскую (уп­равление), военную (военное руководство), религиозную. Совет старейшин становится органом текущего управления. Появля­ется племенная бюрократия (управленческая, военная, религи­озная), которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых интересах.

Потребовалась качественно новая организация, способная сохранять и обеспечивать жизнь общества как целого организма. Возникла необходимость в публичной власти, отделенной от об­щества, с особыми отрядами людей, которые занимаются толь­ко управлением и имеют возможность осуществлять организован­ное принуждение. Такой организацией стало государство.

Следует учесть, что родовая организация постепенно эволю­ционировала в государство, проходя определённые переходные стадии, одной из которых была «военная демократия» (органы самоуправления ещё сохраняются, но уже новые догосударственные структуры в лице военачальника и его дружины набирают силу).

Таким образом, причинами возникновения государства явля­ются:

1) необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением в результате развития производ­ства, разделения труда, изменения условий распределения про­дуктов, ростом численности населения и расслоением общества на социально неоднородные группы (классы);

2) необходимость поддержания в обществе порядка, обеспе­чивающего его социальную устойчивость, что достигается с по­мощью общеобязательных социальных (прежде всего юридичес­ких) норм;

3) необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых масс, возникших в результате расслоения общества на со­циально неоднородные группы (классы);

4) необходимость защиты территории и ведения войн, как оборонительных, так и захватнических;

5) необходимость организации крупных общественных ра­бот, объединения для этой цели больших групп людей (в ряде стран Азии и Африки).

3. Признаки государства, отличающие его от социальной (публичной) власти первобытнообщинного строя

Первобытный строй Государство
1) наличие социально однородного внеклассово­го общества, не имею­щего антагонистичес­ких противоречий; 2) наличие кровнород­ственного разделения населения; 3) наличие публичной власти, непосредственно совпадающей со всем на­селением, которая выра­жает и защищает инте­ресы всего общества; 4) отсутствие аппа­рата принуждения, на который могла бы опираться публичная власть; 5) отсутствие распре­деления функций у пуб­личной власти; 6) отсутствие сбора налогов с населения; 7) наличие неписаных правил поведения — обычаев. 1) появление социально неоднородно­го, классово расслоенного общества, имеющего антагонистические проти­воречия; 2) появление административно-территориального разделения населения (округа, области и др.); 3) появление публичной власти, от­деленной от населения (государствен­ный аппарат), которая выражает и за­щищает интересы наиболее экономи­чески обеспеченной части (класса) общества, возникшей в результате его социального расслоения; 4) наличие аппарата принуждения (подавления) — отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и др., на который опирается государствен­ный аппарат; 5) появление определенных функций (законодательной, исполнительной) у отдельных органов публичной власти; 6) появление официальной системы налогообложения; 7) появление писаных общеобяза­тельных правил поведения — юриди­ческих норм.

4. Особенности возникновения государств у разных народов мира

Развитие первобытного общества во всех регионах мира пер­воначально проходило примерно одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути различных первобытных обществ разошлись.

Различают два основных пути возникновения государства:

европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства);

восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.).

На Древнем Востоке, в Азии и Африке (восточный, азиат­ский путь возникновения государства) первые государства возник­ли в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы. Проведе­ние крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений потребовало сохранения сель­скохозяйственной общины и общественной формы собственно­сти на землю. Постепенно общественная собственность превра­тилась в государственную. Частная собственность не приобрела существенного значения.

Потребность в сооружении и эксплуатации ирригационных систем, необходимость в надежной защите создавали естествен­ную основу для самостоятельной публичной власти. Основой ее стала родоплеменная знать — общинное «чиновничество», выс­тупающее организатором производства и выполняющее адми­нистративные функции. Эта особая группа должностных лиц составила складывающийся аппарат государственной власти.

Восточные государства — деспотические монархии — не име­ли отчётливо выраженной классовой дифференциации. Здесь государство стало и организатором производства, и правителем над членами общины, их эксплуататором. Родоплеменная знать присваивала не сами средства производства, а управление ими. Имея в собственном распоряжении какие-то материальные бла­га, она утрачивала их вместе с утратой должности. Значение част­ной собственности, занимавшей определенное место в странах Древнего Востока, было небольшим. Рабы, как правило, являлись собственностью государства или церкви, но не частных лиц.