Смекни!
smekni.com

Железнодорожная сеть Амурской области (стр. 2 из 6)

Железные дороги, зародившись в Англии, распространились по всему миру. Всего до 1860 г. было построено примерно 100 тыс. км железных дорог, из них почти 50 тыс. в США, 16,8 тыс. - в Великобритании, 11,6 тыс. - в Германии и 9,5 тыс. км - во Франции. Из других стран, где в этот период разворачивалось железнодорожное строительство, следует отметить Бельгию, где до 1860 г. было построено 1,8 тыс. км железных дорог, Испанию - 1,9 тыс., Италию - 1,8 тыс., Австро-Венгрию - 4,5 тыс. км. В России в 1851 г. было завершено строительство важной для страны линии Ст. - Петербург - Москва длиной 650 км.

В 60-х годах XIX века после отмены крепостного права значительно возросли объемы железнодорожного строительства в России - в десятилетие с 1890 по 1870 г. она заняла второе место после США по вводу новых линий. В России интенсивный рост сети продолжался и далее, и лишь русско-турецкая война (1877 - 1879 гг.) несколько затормозила этот процесс. Но уже с 1892 г. строительство железных дорог возобновилось. Их протяженность за 10 лет увеличилась более, чем на 20 тыс. км.

В 70 - 80-е годы XIX века объемы железнодорожного строительства продолжали возрастать. В 1880 г. наибольшую протяженность железных дорог в Европе имела Германия - 33 838 км, за ней шла Великобритания - 28 854, затем Франция - 26 189, европейская часть России (с Финляндией) - 23 429 и Австро-Венгрия - 19 512 км.

В десятилетие - с 1890 по 1900 г. темп прироста мировой сети снизился до 172,7 тыс. км, но в следующее десятилетие он снова возрос до 239,8 тыс. км. В 1908 году протяженность железных дорог Земного шара превысила 1 млн км. В период 1910 - 1916 гг. железнодорожная сеть Европы возросла на 24 764 км, в том числе Италия увеличила свою рельсовую сеть на 7,6%, Голландия - на 6,4% Германия - на 6,3%, Австро-Венгрия - на 4,1%, Франция - на 4,1%, Бельгия - на 3,6%, Англия - на 2,8%, Испания - на 2,4%. Между тем Россия увеличила свою сеть на 22,6%, а США на 7,9%[2].

Период между первой и второй мировыми войнами имеет ряд характерных особенностей. В ряде стран Европы наблюдается фактическая остановка развития железнодорожной сети. В Великобритании строительство новых железных дорог практически не велось. То же самое можно сказать о Чехословакии, Румынии и некоторых других странах. Однако это не относится ко всем странам Европы. В этот период сеть железных дорог Германии увеличилась примерно на 10 тыс. км.

Почти на столько же возросла длина сети во Франции. В СССР сеть увеличилась почти на 30 тыс. км. В Бельгии длина сети возросла на 1,5 тыс., в Швеции - почти на 3 тыс., в Испании - на 2 тыс. км. В Европе с 1913 по 1939 г. протяженность сети возросла на 89 тыс. км.

К началу второй мировой войны примерно половина мировой железнодорожной сети приходилась на семь государств - США, СССР, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Японию. В этих странах (кроме СССР и Италии) была достигнута очень высокая густота сети, во много раз превосходящая густоту сети стран Африки или Азии. В Европе наибольшую густоту железнодорожной сети имели Великобритания, Франция, Бельгия, Голландия, Дания, Германия, Чехословакия, Австрия, Швейцария. Менее развитая сеть была в СССР, Италии, Польше, Венгрии, Румынии, балканских и скандинавских странах. Железнодорожные линии сосредоточивались в промышленных районах.

Железнодорожная сеть СССР на 1 января 1938 г. по протяженности занимала второе место в мире и составляла 85,1 тыс. км. Основные железнодорожные линии меридионального направления связали Донбасс, Кавказ и Нижнее Поволжье с Москвой, Ленинградом и северными районами страны. В широтном направлении важная роль принадлежала железнодорожным линиям, идущим из Москвы, Ленинграда и Донбасса на Урал и в Среднюю Азию. Большое значение имела Транссибирская магистраль, связавшая районы Урала, Сибири и Дальнего Востока. Турксиб обеспечил кратчайший путь из Средней Азии в Сибирь и на Дальний Восток. Но густота сети СССР была невелика.

После второй мировой войны железнодорожная сеть СССР стала восстанавливаться, а затем и возрастать. На 1989 г. ее общая длина составила 1234,9 тыс км.

1.2 Экономико-географического положения Амурской области

Изучение Амурской области началось с открытием Приамурья и началом его освоения в XVII веке. Для России XVII век - это время великих географических открытий в Сибири и на северо-востоке Азии. Отважные русские землепроходцы, служилые люди и промысловики прошли эти малонаселенные пространства, открывая миру неведомые земли, реки, озера, горные хребты, таежные дебри, составляя их описания и чертежи, заполняя "белые пятна" на географических картах. В течение нескольких десятилетий после разгрома отрядом Ермака Сибирского ханства Кучума по всей Сибири от Урала и до Тихого океана были заложены многочисленные поселки, остроги-города, осваивались пахотные земли. Так, на далекой реке Лене был основан Ленский острог (в дальнейшем - город Якутск).

По мере продвижения русских землепроходцев на восток - "встречь солнца" - открытые новые земли включались в состав Русского государства, создавались административные управления новых территорий - воеводства. Воеводам вменялось в обязанность составлять описания новых земель, собирать ясак (налоги) с местного населения, расширять границы земель российского владения.

В 1638 г. было создано Якутское воеводство, включавшее все территории к востоку от озера Байкал, но без обозначенных границ на востоке[3]. Якутские воеводы формировали экспедиционные отряды и направляли их на освоение новых территорий на северо-востоке Азии, к побережью Охотского моря и в Приамурье. В конце 30-х гг. XVII в. в Якутском воеводстве от местных эвенков-охотников были получены некоторые сведения о большой реке Шилькар (Шилка), находящейся за горными хребтами южнее бассейна реки Лены, и о живших там земледельческих племенах дауров.

В 1639 г. в бассейне реки Шилки побывали енисейские казаки отряда Максима Перфильева. Хотя они до Амура не сумели дойти, но получили много достоверной информации о местности и населении - даурах. Эти сведения они передали якутским воеводам. А якутские воеводы в 1641 г. направили отряд Еналея Бахтеярова на реку Витим, приток Лены, для поисков рудных земель, а также пашенного насе­ления и для сбора ясака в пользу царской казны.

Одновременно в Якутске получили сведения об устье большой реки, впадающей в море далее на востоке. И туда был направлен отряд Ивана Москвитина. Отряд вышел к Охотскому морю и при устье реки Ульи поставил зимовье. Перезимовав, летом 1639 г. на кочах - больших лодках, построенных казаками, вдоль охотского побережья отряд Ивана Москвитина вышел к устью реки Амур. От местного населения казаки узнали название реки - "Амур", что на нивхском языке означало "большая вода". В 1641 г. отряд Москвитина вернулся в Якутск, представив воеводам подробное описание пройденного пути и чертежи тех мест.

Сведения о даурах и о реке Амур были получены и от отряда Бахтеярова, и от промысловиков, добравшихся до реки Шилки. Так, известно, что один из промысловиков, Семен Аверкиев, промышляя в верховьях притоков Амура, попал в плен к даурам, побывал в их селениях на реке Шилькаре (Шилке). После освобождения из плена Аверкиев вернулся в Якутск и рассказал об увиденном, о населении тех мест и о реке Шилке.

Для якутских воевод Даурия стала представляться как богатая земля с хлебными угодьями и серебряными рудами.

В 1643 г. на разведывание богатых даурских земель и реки Шилькар, где, по сведениям охотников, есть залежи серебряных руд, направ­лена экспедиция, во главе которой поставлен письменный голова (помощник воеводы) Василий Данилович Поярков. В экспедицию включены служилые люди, два толмача (переводчика), знающие даурский язык, охочие люди, охотники-проводники, знавшие путь к реке по речным долинам. Экспедиция на лодках с запасом продовольствия, боеприпасов, товаров для обменной торговли двинулась по реке Лене до ее притока Алдана. Затем вверх по Алдану добрались до притока Алдана Учура, далее по притоку Учура Гонаму вышли к отрогам Станового хребта. Там соорудили зимовье и остались до весны. Часть отряда во главе с Поярковым по снегу вышла через водораздел к реке Брянте, притоку реки Зеи. По Брянте прошли до Зеи и затем по Зее вышли к реке Умлекан, притоку Зеи, там встретили даурские селения и остались на зимовку. А весной к ним присоединилась остальная часть отряда с грузом, и они на лодках двинулись вниз по Зее к Амуру, который в среднем течении местное население называло "Шилькаром".

По Амуру сплавились в устье реки, там снова зазимовали и уже летом 1645 г. по Охотскому морю вдоль берега добрались до зимовья Ивана Москвитина на реке Улье[4]. Там снова зазимовали и только летом 1646 г. вернулись в Якутск. Это была первая ознакомительная экспедиция на Амур, которая собрала достоверные сведения об этой реке и местном населении. Результаты экспедиции изложены в "отписках" и в "чертеже" пройденного пути. Амур был открыт. Поход был трудным и с большими потерями: из 132 служилых и промысловых людей вернулись только 33 человека.

Дальнейшее исследование Приамурья связано с начавшимися в 1854 г. сплавами русских войск из Забайкалья по Амуру до его устья. В 1853 г. началась Крымская война России и Турции. На стороне Турции выступили против России Англия и Франция. Их участие в войне не ограничилось высадкой войск на Крымский полуостров. Англия и Франция сделали попытки развернуть военные действия в Бал­тийском море, на севере, против Архангельска и на Дальнем Востоке. Англо-французская эскадра появилась в Охотском море. Предвидя угрозу дальневосточным владениям России, правительство предложило Н.Н. Муравьеву организовать сплав войск по Амуру для защиты Охотского побережья и Камчатки. С 1854 по 1856 г. проведено три сплава войск. Часть войск была переправлена на морских судах на Камчатку. И когда в августе 1854 г. англо-французские военные корабли высадили на Камчатский полуостров довольно крупный десант, то их встретил мощный заслон русских войск. Англо-французский десант у Петропавловска-Камчатского был разбит[5].