Смекни!
smekni.com

Документы как источники доказательств (стр. 2 из 3)

Однако не всегда поводы отвечают указанным требованиям. Чаще всего это относится к случаям непосредственного обнаружения органами дознания признаков преступления. Такое обнаружение, как правило, оформляется рапортом сотрудника милиции. При этом не всегда четко излагаются обстоятельства совершения преступления, не указывается время, место его совершения, не представляются одновременно с рапортом другие доказательства, подтверждающие фактические обстоятельства, указанные в поводе.

Задержание с поличным нередко осуществляется за рамками уголовного процесса не работниками милиции, а административными органами предприятий и учреждений, например, контролерами на проходной завода, фабрики, администрацией магазина, сотрудниками частных охранных структур. Составленные этими органами акты о задержании с поличным приобщаются к сообщениям о совершенном преступлении. Сведения, содержащиеся в этих актах, сохраняют свое доказательственное значение и на последующих стадиях процесса и нередко кладутся в основу приговора. Все это говорит о том, насколько важно не только законное проведение административного задержания, но и правильное составление указанных документов, отражение в них хода и результата задержания с поличным, соблюдение правил удостоверительной деятельности. Однако в правоохранительные органы нередко поступают некачественные материалы, в которых не всегда находят отражение необходимые сведения: обстоятельства задержания, обнаружения и изъятия тех или иных предметов, их индивидуальные свойства, факт участия при этом понятых, не всегда можно определить стоимость похищенного, что очень важно для квалификации преступления. Известно, что общие правила производства досмотра административными органами изложены в ст. 243 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а также в подзаконных нормативных актах. Однако в них не содержится указание о необходимости изложения в протоколе досмотра обстоятельств задержания с поличным, обнаружения и изъятия похищенных предметов, их индивидуальных признаков и других имеющих значение для дела обстоятельств, Представляется, что совершенствование в этом плане административного законодательства способствовало бы устранению указанных недостатков. В частности, в ведомственных нормативных актах должно быть закреплено требование об отражении в соответствующих документах всех обстоятельств задержания лица и изъятия доказательственных материалов, их индивидуально-определенных свойств, результатов количественных измерений, определения стоимости и т. д.

В дальнейшем производстве поводы не теряют своего доказательственного значения и подлежат проверке и оценке наряду со всеми другими собранными в ходе расследования доказательствами.

Документами в узком смысле слова, как уже говорилось, могут быть различного вида справки, например, о стоимости похищенного, материалы инвентаризаций, исполнительные листы, выписки из правил, инструкций, нарушение которых составляет объективную сторону состава преступления, а также характеристики, справки о состоянии здоровья и т.д.

Для решения вопроса о возможности и целесообразности привлечения к уголовной ответственности, а также для индивидуализации наказания, необходимы документы о возрасте, о наличии иждивенцев, о заработной плате, о трудоспособности, о наградах и заслугах и другие.

2. Порядок вовлечения документов в сферу уголовного судопроизводства.

В литературе высказывается мнение, что один и тот же документ, в зависимости от времени его поступления в органы расследования - до или после возбуждения уголовного дела - имеет различный правовой статус: в первом случае получают «необходимый материал», а во втором - доказательство, хотя процедура истребования документов в принципе едина для всех стадий уголовного процесса. При этом документ, полученный до возбуждения уголовного дела, после его возбуждения автоматически переходит в ранг доказательств.1 Согласиться с этим нельзя. Если порядок получения одного и того же документа одинаков, если для признания его доказательством не требуется никаких дополнительных процедур, то правовой статус его будет одинаковым и до возбуждения уголовного дела, и после. Представляется, что для признания документа доказательством не имеет значение ни время его получения, ни время его составления (до начала уголовного процесса или в ходе производства). Он должен быть признан таковым, если обладает определенной совокупностью признаков. Такими признаками, вытекающими из требований относимости и допустимости доказательств, являются следующие:

1) сведения, изложенные в документах, должны иметь значение для дела;

2) содержание официального документа, исходящего от учреждения, предприятия, организации, должностного лица, должно подтверждать или удостоверять изложенные в нем обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, соответствовать их компетенции и содержать необходимые реквизиты (дату и место составления и регистрации документа, фамилию должностного лица, его составившего, необходимые подписи, штампы, печати и т. д.);

3) документ, исходящий от гражданина, должен содержать его анкетные данные, сведения об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для дела, указание на источник его осведомленности.

Другими словами, в документе должен быть указан конкретный источник сведений о фактах с тем, чтобы при необходимости его можно было бы проверить процессуальными средствами.

Нельзя согласиться с мнением, что как доказательства могут рассматриваться лишь те документы, исходящие от граждан, «за которыми закон признает юридическую силу (завещания, договоры и т. п.). Все иные документы, исходящие от граждан (заявления, объяснения и т. п.), хотя и являются документами в обычном понимании этого слова, не являются судебными доказательствами». Такая позиция не соответствует закону, так как ст. 88 УПК связывает доказательственное значение документов, исходящих от граждан, не с признанием за ними юридической силы, а с тем, что содержащиеся в них данные имеют значение для дела.

4) документ приобретает значение доказательства, если известны процессуальные средства и способы истребования и приобщения его к материалам уголовного дела, т.е. должны быть приобщены копии запросов, сопроводительных писем, напоминаний, почтовые и другие документы, а также решения следователя о том, что обстоятельства и факты, удостоверяющие или изложенные в нем, имеют значение для уголовного дела.

Наличие в деле подобных документов объяснит пути появления доказательства, без чего невозможно судить о его допустимости. Однако на практике порой встречаются случаи, когда в материалах отсутствуют сведения о том, каким образом документ попал в дело, кто его представил и почему, что затрудняет оценку доказательства;

5) должен быть соблюден установленный в УПК порядок истребования, изъятия и приобщения документов к материалам уголовного дела.

Л. Д. Кокорев считает, что одним из признаков документа-доказательства является описание в нем тех или иных обстоятельств.1 Нельзя согласиться с таким мнением, так как для изложения сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела, могут быть использованы не только текстовые описания, но и графики, схемы, видеозаписи, фонограммы и другие формы отражения информации, в том числе с помощью электронно-вычислительной техники.

Представляется, что изложенные выше признаки документов как источников доказательств и предъявляемые к ним требования одновременно являются и гарантиями их достоверности, соблюдение которых является обязательным условием использования их в качестве доказательств. Четкое закрепление этих признаков и требований в законе способствовало бы, на наш взгляд, предупреждению и устранению возникающих на практике недостатков, повышению доказательственного значения документов, имеющих большую роль в процессе доказывания.