Смекни!
smekni.com

Преступления против жизни (стр. 3 из 6)

Если, совершая убийство общеопасным способом, виновный причинил по неосторожности тяжкий или средней тяжести вред здоровью вследствие отклонения действия, преступление следует дополнительно квалифицировать по ст. 118 УК РФ в связи с различными формами вины при убийстве и причинении вреда здоровью.

В тех же случаях, когда виновный, совершая убийство общеопасным способом, причиняет смерть и другим лицам, его действия подлежат квалификации по п. «е» и «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ, Поскольку фактически совершено убийство двух и более лиц. Когда убийство совершено путем взрыва, поджога или иным общеопасным способом и сопряжено с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с повреждением или уничтожением лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, содеянное наряду с п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ следует дополнительно квалифицировать также по ч. 2 ст. 167 или ч. 2 ст. 261 УК РФ.

Ж) Убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Убийство признается совершенной группой лиц, когда два или более лица совместно участвовали в совершении преступления. Убийство следует считать совершенным группой лиц в том случае, когда в процессе совершения преступления одним лицом действий, направленных на умышленное причинение смерти, к нему с той же целью присоединилось другое лицо.

«Под предварительным сговором следует понимать договоренность о преступлении между соучастниками, достигнутую в течение любого промежутка времени, но до начала совершения убийства, точнее, до начала покушения на его совершение. Предварительный сговор может состояться и во время приготовления одного лица к совершению убийства вместе с другим лицом. Присоединение другого лица к убийству в процессе его совершения, как вытекает из текста закона, не исключает квалификацию по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ»[7]. При сговоре наряду с соисполнителями в преступлении могут участвовать и другие лица – организаторы, подстрекатели или пособники убийства. Их действия в случае совершения преступления надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 33 и по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г.).

При разграничении группы без предварительного сговора, группы по предварительному сговору и организованной группы, совершившей убийство, необходимо исходить из положений ст. 35 УК РФ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. и сложившейся практики Верховного Суда РФ по делам об убийстве.

Убийство группой лиц без предварительного сговора совершается в соисполнительстве. Соисполнителями убийства следует считать лиц, которые в процессе убийства действовали согласованно, их действия были объединены единством умысла, а объективная сторона преступления, включая физическое насилие над потерпевшим, выполнялась каждым из соучастников.

Убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, подлежит квалификации:

А) при наличии только соисполнителей – по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ;

Б) при наличии наряду с соисполнителем (исполнителями) организаторов, подстрекателей или пособников – по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ со ссылкой на одну из частей ст. 33 УК РФ. При убийстве, совершенном организованной группой, действия всех соучастников, независимо от их роли в преступлении, подлежат квалификации по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ без применения ст. 33 УК РФ.

З) Убийство из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом.

Корысть – это квалифицирующий признак ряда преступлений, в том числе и убийства. Корыстный мотив характерен, прежде всего, для имущественных преступлений. Но закон не связывает понятие корысти только с преступлениями против собственности.

Для правильной квалификации убийства из корыстных побуждений важное значение имеет оценка содержания этих побуждений. Корысть при убийстве – это не только приобретение материальной выгоды, завладение тем, чем не обладает виновный до убийства, но и стремление избавиться от каких – либо материальных затрат сейчас или в будущем, сохранить материальные блага, с которыми придется расстаться на законном основании.

Действовать с корыстью при убийстве – значит ставить перед собой цель получить имущество, деньги или иную материальную выгоду, а равно удержать любые блага материального характера, которые могут быть изъяты у виновного или близких ему лиц на законном основании. Корыстными должны признаваться убийства, совершенные с целью завладения общим, нажитым совместно с потерпевшим имуществом; получения наследства или страховой суммы; уклонение от содержания больного или престарелого, от уплаты алиментов или возвращения имущества, взятого заимообразно; получение должности убитого с более высоким заработком; завладение жилплощадью или автомашиной; получение вознаграждения за это преступление, и т.п.

Для признания убийство совершенного из корыстных побуждений необходимо, чтобы умысел на завладение имуществом или иными материальными благами возник у виновного до совершения убийства.

Для квалификации убийства по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ как оконченного преступления не имеет значения, получил ли виновный те блага и выгоды, к которым он стремился, совершая убийство, или нет.

Убийство нельзя считать корыстным, если виновный при его совершении руководствовался низменными побуждениями, осуществление которых не может принести ему благ и выгод материального характера.

Корыстное убийство, сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитским нападением, подлежит квалификации по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ и, соответственно, по ст. 162, 163 или 209 УК РФ. Для квалификации корыстного убийства по совокупности п. «з» ч. 2 ст. 105 и ст. 162 или 209 УК РФ необходимо установить наличие двух признаков:

А) совершение убийства путем нападения;

Б) с целью завладения имуществом в момент убийства или непосредственно после него при наличии признаков разбоя или бандитизма.

Для квалификации корыстного убийства и, соответственно, разбоя или бандитизма не имеет значения, когда совершено убийство – до завладения имуществом или после него.

Убийство с целью завладения имуществом, нажитым совместно с потерпевшим, квалифицируется только по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

И) Убийство из хулиганских побуждений.

Для применения п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ важное значение имеет анализ характера действий виновного в момент убийства, перед ним и после его совершения в совокупности.

Мотив убийства из хулиганских побуждений с внешней стороны характеризуется непровацированным нападением на потерпевшего, отсутствием поводов к нападению и убийству.

Убийство из хулиганских побуждений может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Совершая убийство из хулиганских побуждений, виновный преследует какую – либо цель (помимо самого действия при косвенном умысле и причинения смерти – при прямом).

Для признания убийства совершенным из хулиганских побуждений, необходимо исключить другие мотивы, определяющие поведение виновного. Неустановление мотива убийства в ходе предварительного следствия и в процессе суда само по себе не является основанием для признания убийства совершенным из хулиганских побуждений. Место совершения убийства для применения п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ не имеет значение.

Убийство из хулиганских побуждений может быть квалифицированно по п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ и ст. 213 УК РФ при реальной совокупности хулиганства и убийства, в других же случаях применяется лишь п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

К) Убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера.

Повышенная опасность для общества данного вида преступления состоит в том, что виновный совершает фактически два преступления, преследуя при этом низменную цель облегчения другого преступления или освобождение от ответственности за предыдущее преступление, не останавливаясь перед лишением жизни другого человека.

«Под умышленным убийством, сопряженным с изнасилованием, следует понимать убийство в процессе изнасилования или с целью скрыть его, а также совершенное, например, по мотивам мести за оказанное при изнасиловании сопративление. Учитывая, что при этом совершается два самостоятельных преступления, содеянное следует квалифицировать по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ и, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, - по соответствующей части ст. 131 УК РФ»[8].

При квалификации данного вида убийства необходимо учитывать, что оно может быть совершено только с прямым умыслом (в законе указывается на специальную цель совершения преступления). Несколько другой характер носят убийства, сопряженные с изнасилованием, которые совершаются при преодолении сопротивления жертвы. В этих случаях убийство оказывается совершенным с косвенным умыслом, когда виновный душит потерпевшую или наносит удары по голове и т.д.

При совершении убийства, сопряженного с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, когда убийство совершено во время насильственных действий или сразу же после них, действия виновного квалифицируются по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ и по ст. 131 или 132 УК РФ соответственно.

В тех случаях, когда установлен разрыв во времени между изнасилованием и насильственными действиями сексуального характера при отсутствии отягчающих обстоятельств и убийства, действия виновного подлежат квалификации соответственно по ч. 1 ст. 131 или ч. 2 ст. 132 и по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Л) Убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести.