Смекни!
smekni.com

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И РЕЛИГИЯ (стр. 6 из 14)

В Соборном Уложении законодательно оформлено крепостное право. Расширены права помещиков. Сыск беглых стал бессрочным. Впервые выделены государственные преступления. Уголовно-правовой защите личности монарха отводилось специальная глава. Предусматривалась смертная казнь даже за “обнаружение умысла” совершить преступное деяние против царя.-----------------------------------------------------------------
В своде законов получили развитие все отрасли права – административное, финансовое, гражданское, уголовное и другие. Необходимо отметить, что в нем ожесточается система наказаний. Уже в первой главе, определяющей ответственность за преступления против религии и церкви, предусмотрены чуть ли не все виды смертной казни – сожжение (не забыли костры инквизиции), колесование, четвертование, битие батогами и кнутом. В этой главе вводится понятие богохульства. Сюда относят брань в адрес Христа и Богоматери, икон, осквернение креста. Новгородский архиепископ доносил, что в этом старинном русском центре торговли и ремесленничества замечен такой вид богохульства, как попытки “грызть иконы зубами”.…………………………………………
Такой вид наказания, как смертная казнь, рассыпан по всему своду законов. Фальшивомонетчикам – заливать в рот раскаленное олово. За измену на поле брани – повешение на виду у неприятеля. За поджог – сожжение. В кинофильме “Белое солнце пустыни” есть такая сцена. Сухов натыкается на закопанного в песок по шею человека. Под палящим солнцем его ждет неминуемая смерть. “Средневековая казнь”, - скажете вы и будете правы. Так вот, такая казнь предусматривалась и Соборным Уложением 1649 года. В отличие от кинофильма, она предназначалась для женщин, которые тем или иным способом лишали жизни своих мужей. Преступницу закапывали в землю по плечи. Днем священник читал перед ней молитвы. На ночь к несчастной приставляли стража для наблюдения: чтобы ей никто не поднес ни кружки воды, ни куска хлеба. И еще – чтобы стаи одичавших голодных собак не “отъели ей голову”. Беспощадные были законы. Жестокие были нравы. Хотя религия в то время в сознании людей занимала одно из первых мест. В царствование Петра I был принят Воинский артикул, содержащий только нормы уголовного права и представлял собой военно-уголовный кодекс без общей части.

Особенностями уголовного права средневековья являлась система голого насилия и открытое неравенство перед законом различных классов и сословий. Уголовное право эпохи средневековья это право сильного и право привилегия. В период средневековья наиболее крупные феодалы устанавливали в своих #M12291 841501440владениях#S свои законы, свое право, которое характеризовалось исключительной жестокостью. Здесь не малое влияние оказывала и церковь. В дошедших до нас многочисленных законодательных памятников средневековья: Саксонское зеркало, составленное между 1198 и 1215 г.г.; Швабское зеркало, изданное между 1250 и 1288 г.; Силезское земское право конца XIV века, #M12291 841500838Каролина#S 1532 г. и др. Указанные законодательные акты усилили черты, характерные для эпохи рабовладельческого строя. Устрашительность, жестокость и неравенство наказаний, обусловленные сословными различиями людей пронизывают всю систему уголовно-правовых норм средневековья. #M12291 841500372Смертная казнь#S, телесные и особенно членовредительские и имущественные наказания, наиболее часто применяются в этот период. #M12291 841501088Лишение свободы#S применяется редко и лишь на закате феодально-абсолютистских государств приобретает некоторое значение. #M12291 841500372Смертная казнь#S была самым распространенным видом наказания. Уложение Карла V #M12291 841500722императора#S Священной Римской #M12291 841500723Империи#S предусматривала #M12291 841500372смертную казнь#S за 44 преступления, французское #M12291 841501678уголовное законодательство#S 18 в. знала 115 видов преступлений, за которые предусматривалась #M12291 841500372смертная казнь#S, а в Англии #M12291 841500372смертная казнь#S применялась к 160 видам преступлений. Испанская #M12291 841500083инквизиция#S сожгла на кострах более 50000 человек за колдовство, а по подсчетам Вольтера в Европе было сожжено более 100 тысяч человек за распространение ереси. В царствование Генриха VIII в Англии за одно только бродяжничество было казнено 72 000 человек, а за свое полувековое пребывание на английском престоле королева Елизавета осуществила около 20000 казней. #M12291 841500372Смертная казнь#S предусматривалась не только за тяжкие преступления, но и за незначительные проступки. Она применялась за ереси, колдовство, убийство, разбой, поджог, #M12291 841501725фальшивомонетничество#S, кражу, мошенничество, прелюбодеяние, кровосмешение, скотоложство, порубку леса, бродяжничество, участие в незаконных сборищах и т. д.

С победой буржуазии, утверждением капиталистических отношений и формальным провозглашением принципа равенства всех перед законом #M12291 841501678уголовное законодательство#S передовых Европейских государств отражает идеи представителей просветительско-гуманистического направления в уголовном праве: #M12291 841502419Монтескье#S, Вольтера и Беккария. Ярчайшим образцом уголовного права, пришедшей к власти буржуазии явился Уголовный кодекс #M12291 841501777Франции#S 1810 г., в основе которого лежали выдвинутые в трудах Монтескье и Беккария принципы «нет преступления, если оно не предусмотрено законом», принцип виновной ответственности лица и принцип соответствия наказания тяжести совершенного преступления и др. Французский уголовный кодекс 1810 г. явился образцом для других, при создании уголовно-правовых систем в ряде европейских государств.

УК 1810г. действовал во Франции на протяжении 182 лет, пока в 1992 г. не был принят новый УК. В России в 19 веке была впервые осуществлена #M12291 841500866кодификация#S#M12291 841501678уголовного законодательства#S, получившая воплощение в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г. Оно отличалось непомерной громоздкостью и состояло из общей и особенной части. Наказания подразделялись на уголовные и исправительные. К первым относилась: #M12291 841500372смертная казнь#S, #M12291 841500846каторга#S, ссылка, а исправительные наказания для представителей привилегированных сословий заключались в ссылке в Сибирь или отдаленные #M12291 841501117районы#S России. Исправительные наказания были соединены с лишением всех сословных и служебных прав. Кроме основных наказаний применялись еще и наказания дополнительные: церковное покаяние, #M12291 841500995конфискация имущества#S, отдача под #M12291 841502443надзор#S#M12291 841500005полиции#S и др. Особенная часть Уложения предусматривала ответственность за #M12291 841500171преступления: государственные, против личности#S, против семьи и др. В 1885г. после отмены #M12291 841501026крепостного права#S и проведение судебной реформы в Уложение были внесены некоторые нововведения демократического порядка в частности, включен принцип нет преступления без указания о том «в законе». В 1903 г. было принято новое Уголовное уложение, которое лишь частично вступило в действие. Все-таки, какими бы не были наказания в историческом периоде развития уголовного права, все они были направлены на развитие государственности и личности.

И что необходимо отметить, это то, что на протяжении всей истории уголовное право существовало совместно с религией, и результат их совместного существования был налицо. Россия была одна из сильнейших держав. Но даже Англия и Франция сравнительно небольшие государства на протяжении всей истории, были и остаются одними из самых развитых стран мира. Тоже самое можно сказать и про ряд иных стран, где религия была и остается одной из важнейших сфер жизни общества.

После Октябрьского переворота 1917 г. в России, руководствуясь марксистскими догматами о том, что с ликвидацией старого базиса ликвидируется и старая надстройка, большевики отменили все прежние законы. #M12291 841502058Декрет#S № 1 «О суде» 1917 г. провозглашал в качестве основного источника уголовного права революционное #M12291 841500118правосознание#S судей. А это по сути дела оправдывало произвол. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. отказались от таких важнейших принципов как: нет преступления, если оно не предусмотрено законом», и от принципа виновной ответственности, не было в этом законодательном акте особенной части уголовного права, принцип #M12291 841500602законности#S был подменен революционной классовой целесообразностью. Классовый подход пронизывал и первый УК РСФСР 1922 г., состоящий из общей и особенной части, рассматривал в качестве преступления любое общественно-опасное деяние, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени, а указание на запрещенность деяния в законе отсутствовало.

Наличие в законе #M12291 841500289аналогии#S давало возможность судебно-следственным органам по собственному усмотрению оценивать то или иное деяние в качестве преступления. Отвергая идеи классического направления в уголовном праве УК 1922 г. пошел по пути заимствования из арсенала социалистической школы ряда реакционных положений, в частности, таких, как «опасное состояние личности», трактуя его с позиций классовой опасности и признавая основанием #M12291 841501671уголовной ответственности#S. При этом принцип виновной ответственности лица отвергался со всей категоричностью. Наказание было заменено «мерами социальной защиты». По этому же пути пошли и Основные начала #M12291 841501678уголовного законодательства#S Союза ССР и Союзных #M12291 841501161республик#S 1924 г. первый общесоюзный уголовно-правовой законодательный акт. В этом документе были сформулированы задачи #M12291 841501678уголовного законодательства#S Союза ССР и союзных республик, определены территориальные пределы действия этого законодательства, проведено разграничение #M12291 841500910компетенции#S в #M12291 841502678области#S#M12291 841501678уголовного законодательства#S между Союзом ССР и союзными республиками. В связи с введением в действие Основных начал возникла необходимость в издании нового уголовного кодекса, который был принят 22 ноября 1926 г.