Смекни!
smekni.com

Освобождение от уголовной ответственности (стр. 7 из 9)

Подстрекатель несет ответственность не за участие в чужом преступле­нии, его преступная деятельность носит самостоятельный характер. Именно это важно для решения об установлении конечного момента подстрекательской деятельности и исчисления начального момента течение давности. Поскольку такие действия являются самостоятельным преступлением, сроки давности должны исчисляться в этих случаях по правилам, относящимся к исполнителю преступления.

Особого подхода требует исчисление сроков давности в случае подстре­кательства лица, не достигшего возраста уголовной ответственности либо не­вменяемого лица, склонившего к совершению общественно опасного деяния, должно нести ответственность как исполнитель преступления.1 Это обстоя­тельство и обусловливает порядок исчисления сроков давности не с того мо­мента, когда лицо склонило к совершения общественно опасного действия другое лицо, уголовная ответственность которого по закону

В. Е. Смольников, Давность в уголовном праве, М., Юрлит, 1978.

исключается, а с мо­мента совершения этого действия.

При физическом пособничестве (предоставление средств или устране­ние препятствий) исчисление сроков давности должно вестись со дня соверше­ния последнего действия, которым было оказано исполнителю содействия со­вершения преступления.

Интеллектуальное пособничество, выражающееся в даче советов, указа­ний, обещаний оказать содействие исполнителю преступления, так же может состоять в многократно совершаемых, причем в разное время, действиях. Каж­дое такое действие пособника составляет звено в единой цепи его преступной деятельности. Поэтому исчисление этих сроков, должно начинаться с дачи по­собником последнего совета или указания исполнителю преступления.

Течение давностного срока в отношении лица, заранее обещавшего скрыть преступника, орудия, средства преступления или следы преступления, либо предметы, добытые преступным путем, начинается со дня дачи такого обещания. Если такие обещания были неоднократными, то давность начинает течь со дня дачи последнего из них.

Решение вопроса о начальном моменте с которого надлежит исчислять давностные сроки в отношении укрывательства, зависит от того, в каких кон­кретных действиях оно выразилось.

Действия укрывателя по своей продолжительности могут быть различ­ными. Использование преступником помещения, предоставленного укрывате­лем для покрытия от преследования органов власти, может продолжаться дли­тельное время. Сроки давности должны исчисляться с того момента, когда со­крытие преступления будет прекращено.

Сокрытие орудий, средств совершения преступления и т. д. может за­ключаться не только в их хранении, но и в уничтожении. В этом случае срок давности будет течь в отношении преступного укрывательства с момента уничтожения этих предметов, так как с этого момента преступная деятельность укрывателя прекратится.

При идеальной совокупности когда одним действием, лицо совер­шившее два или более разнородных преступления, давностные сроки по каж­дому из них текут самостоятельно со дня совершения преступного действия. Срок истекает в двенадцать часов ночи последующих суток.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности заложено в специальной статье (ст. 88 УК Кыргызской Республики) нынешнего Уголовного кодекса в главе 14 пятого раздела. Данный вид освобождения от уголовной ответственности мы рассмот­рим выше.

Суммируя все вышесказанное, под давностью в уголовном праве пони­мается истечение указанных в уголовном законе сроков после совершения пре­ступления, в силу чего привлечение виновного к уголовной ответственности исключается.1

1Курс Советского уголовного права В 6 томах, т. III, М., Наука, 1980

§4. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности

Статья 86 УК Кыргызской Республики гласит об освобождении от уго­ловной ответственности несовершеннолетнего и в которой названы основания освобождения от уголовной' ответственности. Это небольшая общественная опасность совершенного преступления, небольшая общественная опасность личности несовершеннолетнего и преступление должно совершаться впервые.

Согласно ч. 1 ст. 86 УК Кыргызской Республики освобождение от уго­ловной ответственности с направлением дела в комиссию по делам несовер­шеннолетнего допускается при наличии совокупности следующих условий:

а) если преступление совершено лицом в возрасте до 18 лет;

б) само преступление не представляет большой общественной опас­ности;

в) если преступление совершено впервые;

г) если исправление лица возможна без применения уголовного наказа­ния, с помощью принудительных мер воспитательного характера.

Факт несовершеннолетия виновного лица указывает лишь на правомер­ность постановки вопроса об освобождении его от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера. О чем и гла­сит ч, 1 ст. 86 УК Кыргызской Республики:

"Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой тяжести, может быть освобожден от ответственности с передачей материалов на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, если с учетом ха­рактера совершенного деяния, личности виновного и иных обстоятельств дела его исправление возможно без применения наказания.

Решающее же значение при решении этого вопроса имеет установление по делу обстоятельств, свидетельствующих о небольшой опасности совершен­ного преступления и незначительной общественной опасности личности виновного, которые в совершенности позволяют прийти к выводу и возможности исправления лица без применения уголовного наказания.

В ст. 88 УК Киргизской Республики говорится о том, что лицам , со­вершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, освобождение от уголовной ответственности или наказания в связи с истечением сроков дав­ности, производится с применением сроков, в два раза меньших тех, которые предусмотрены для лиц, совершивших преступление в совершеннолетнем воз­расте.

Законодатель опирается в этой статье вероятней всего на то, что "возраст от 14 до 18 лет характеризуется глубокой физиологической, пере­стройкой организма. Одновременно в этот период происходит интенсивный процесс, интеллектуального развития личности, формирование его мировоз­зрения, нравственного и правового сознания, во взаимосвязи с изменением по­ложения подростка в обществе - усилением и углублением учебно-трудовой деятельности, расширением круга социальных контактов и обязанностей, обо­гащением жизненного опыта".1

Этот сложный и противоречивый процесс перестройки личности под­ростков как раз и определяет их психологические и социально-психологические особенности.

Подходя к оценке общественной опасности преступлений несовершен­нолетних, следует помнить, что хотя подростки 14-17 лет обязаны нести уго­ловную ответственность за совершенные преступления, все же в силу своих возрастных особенностей они уступают взрослым по уровню развития интел­лекта и воли. По этой причине несовершеннолетние не всегда могут осознавать характер своих действий в той же мере, в какой это свойственно взрослым.

' Н.И.Гуковская, Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовер­шеннолетних, М., Юрлит, 1974.

Причем даже среди самих подростков в зависимости от уровня зрелости на­блюдается различная степень осмысливания мотива, цели, характера совер­шаемых ими действий.

Отмеченная особенность психического содержания преступлений несо­вершеннолетних, несомненно, свидетельствует о меньшей степени вины под­ростков в указанных случаях по сравнению с виной взрослых лиц (ст. 88 УК Кыргызской Республики) и некоторых подростков, совершающих преступле­ния осознанно, с четко выраженными намерениями, с хорошим предвидением последствий содеянного. Это обстоятельство имеет важное значение для инди­видуализации ответственности, на что особо было обращено внимание в По­становлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1979 года. "О су­дебной практике по делам несовершеннолетних". В частности, в нем указы­вается, что "не должны применяться меры уголовного наказания к несовер­шеннолетним за отдельные незначительные правонарушения носящие иногда характер детского озорства (например, мелкая кража яблок или других фруктов в саду, овощей в огороде и т. д.). Также учитывать, что некоторые действия подростков, иногда внешне сходны с такими составами преступлений как, кража и грабеж, по своей субъективной стороне не содержат состава этих пре­ступлений (например, угон велосипеда с целью покататься, переманивание го­лубей и т. п.).1

,На степень вины несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от особенностей их личности и совокупности всех обстоятельств дела может влиять непредумышленность совершаемых ими преступлений.

Непредумышленный характер преступлений несовершеннолетних обус­ловлен свойственными им повышенной эмоциональностью, импульсивностью, внушаемостью, неумением трезво оценивать конфликтную ситуацию, неурав­новешенностью процессов возбуждения и торможения и так далее.

Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, М., 1924-1979 гг.

Подростки с указанными дефектами воли наиболее легко бывают под­вержены влиянию внешних обстоятельств, способствующих внезаконному возникновению намерения совершить преступление.

Внезапно возникший умысел несовершеннолетнего может свидетель­ствовать о меньшей опасности преступных намерений, может быть расценен как форма вины, более легкая по сравнению со многими предумышленными проявлениями, ибо импульс к совершению преступления здесь идет не изнут­ри, а извне: подстрекательство взрослых, проявление несправедливости или явно благоприятные условия для совершения кражи и т. п.