Смекни!
smekni.com

Подави в себе женское начало (стр. 1 из 3)

Вряд ли кто-либо в ближайшее время сможет придумать хоть что-нибудь, способное всерьез конкурировать с андрогенами и анаболическими стероидами в деле роста силы и мышечной массы. Как бы фанатично некоторые специалисты ни утверждали обратное, приходится признать: альтернативы стероидам для бодибилдеров нет.

Увы, все эти чудесные препараты обладают (впрочем, как и почти каждое лекарственное средство) побочными эффектами, с которыми приходится волей-неволей мириться. Таковыми являются, в частности, избыточное скопление воды и отложение жиров по женскому типу, в том числе и в области сосков. Последнее явление, именуемое на языке медицины гинекомастией, особенно неприятно, так как само по себе не исчезает и подлежит удалению лишь путем хирургического вмешательства. Хотя почему это нам с вами надо со всем этим безобразием мириться? Нужно бороться, благо средств для ведения этой «священной войны» в арсенале бодибил-дера не так уж и мало. Называются эти средства антиэстрогена-ми, но прежде, чем говорить о них, поговорим о виновнике вышеперечисленных бед.

Ответственность как за избыточное скопление воды, так и за отложение жиров по женскому типу несет один и тот же «агент». Он же вместе с ди-гидротестостероном отвечает и за подавление производства мужским организмом собственного тестостерона. Имя ему — эстроген, и является он одним из женских половых гормонов. «Э-э-э, — воскликнете вы, — а как это женский половой гормон попал в мой насквозь мужской организм?» А вот как.

Что может эстроген

В отличие от женского организма, способного вырабатывать мужской половой гормон — тестостерон, организм мужчины сам по себе вырабатывать женские половые гормоны не может. В женские половые гормоны превращается тестостерон. Точнее, превращение тестостерона происходит только в один из женских половых гормонов — эстроген, еще точнее, лишь в один из эстрогенов, самый мощный — эстрадиол. Превращение это, как и подавляющее большинство других превращений в организме, происходит не само по себе, а при содействии ферментов — катализаторов химических реакций. В данном случае этим ферментом, точнее, совокупностью ферментов, объединенных общим названием, является ароматаза. А само явление превращения тестостерона в эстрадиол получило название «ароматизация».

В эстрадиол превращается и эндогенный, то есть вырабатываемый организмом мужчин, тестостерон. В крови всех без исключения мужчин присутствует женский половой гормон — эстрадиол, и не просто присутствует, а выполняет весьма важную роль. Недостаток эстради-ола, как и его избыток, приводит к подавлению производства организмом эндогенного тестостерона; эстрадиол способствует улучшению настроения, да и рост мышечных объемов в его присутствии происходит значительно лучше.

Но все это — при нормальном уровне эстрадиола в крови. Как только баланс между тестостероном и эстрадиолом в мужском организме смещается в сторону последнего, а это обязательно происходит при достаточно длительном применении высоких доз ароматизирующихся анаболических стероидов, женский половой гормон тут же берется проявлять свои худшие качества. И начинает тогда атлет заплывать жиром, настроение его с приподнятого меняется на депрессивное, сила и мышечные объемы начинают идти на убыль, и, что самое неприятное, появляется вполне реальный риск обзавестись — о, ужас! — женской грудью (кстати, все операции по перемене пола у мужчин начинаются именно с повышения уровня эстрогенов в крови).

Надо сказать, что изменение баланса между тестостероном и эстрадиолом может происходить у мужчин и само по себе в силу возрастных изменений. Именно возрастным снижением уровня тестостерона и одновременным повышением уровня эстрадиола и объясняются у пожилых мужчин проблемы с простатой, сердечно-сосудистой системой и памятью, заболевания, связанные с ослаблением иммунитета, а также возрастная гинекомастия.

О стероидах ароматизирующихся и не только

Применение анаболических стероидов может привести к проблемам, связанным с повышенным уровнем эстрадиола в крови. Однако, как я уже упоминал, проблемы эти присущи лишь так называемым «арома-тизирующимся» стероидам, то есть тем, которые в силу особенностей строения их молекул могут быть превращены в эстрадиол. Самой большой склонностью к ароматизации обладает, естественно, тес-тостерон; немного меньше она у метандростенолона и практически исчезнувшего из обихода метилтестостерона. Еще более слабо выраженной способностью превращаться в эстрадиол обладают болденон и флюоксиместерон (халотестин), последний — только в дозировках, превышающих принятые в практике бодибилдинга. Нандролон, норэтандролон (нилевар) и этилэстренол (ораболин) могут превращаться в эстрадиол без участия ароматазы, поэтому назвать их ароматизирующимися было бы неправильно. Нам, однако, от этого не легче — уровень эстрадиола в крови повышается и вследствие применения этих стероидов. Правда, способность к вышеупомянутой трансформации у всей тройки выражена весьма слабо, но пренебрегать ею все же не стоит.

А вот какие стероиды совсем не подвержены превращению в эстрадиол, так это станозолол, метенолон, оксандролон, оксиметолон, дростанолон (мастерон) и тренболон. Последний, правда, может проявлять эстрогенную активность (т.е. обладает способностью присоединяться к эстрогенным рецепторам, активируя их) и сам по себе. Однако способностью этой можно смело пренебречь — проявляется она у тренболона ну в очень уж незначительной степени.

Если вы обратили внимание, я упомянул оксиметолон в перечне неароматизирующихся анаболических стероидов, хотя известно, что этот препарат создает массу проблем хотя бы с тем же скоплением воды. Оксиметолон действительно не ароматизируется, он, как и нандролон, норэтандролон, этилэстренол и отчасти тренболон, проявляет прогестагенную активность. Что это значит? Да попросту то, что все эти препараты в определенных условиях проявляют способность копировать действие второго из женских половых гормонов — прогестерона. Об этом гормоне я расскажу вам как-нибудь в другой раз; пока лишь отмечу, что проблемы, создаваемые применением, перечислю еще раз: нандролона, норэтандролона, этилэстренола и особенно оксиметолона, решить с помощью героев нашей статьи — антиэстрогеных препаратов — невозможно.

Возвратимся еще раз к тому, о чем я вскользь писал ранее: повышение уровня эстрадиола в крови происходит только при длительном применении достаточно высоких доз ароматизирующихся стероидов. То есть далеко не всегда применение того же тестостерона создаст проблемы, связанные с его ароматизацией. Все зависит от уровня ароматазы в крови конкретного человека, а также количества и распределения в его организме эстрогенных рецепторов. Все люди разные, у одних проблем с ароматизацией не возникнет и при применении полутора-двух грамм тестостерона в неделю на протяжении многих месяцев (если сомневаетесь, можете убедиться воочию — ваш покорный слуга из их числа), у других боль в сосках начинается с первой же ампулы сустано-на. Если же брать в среднем, то доза в 500 мг тестостерона в неделю считается достаточно безопасной во всех смыслах, включая и избыточное повышение уровня эстрадиола в крови.

Восстанавливая баланс

Возвратимся, наконец, к предмету нашего анализа — антиэстрогенным препаратам. Было бы наивным полагать, что антиэстрогены создавались с единственной целью — не допустить появления у больших и мускулистых мужчин чего-нибудь, хоть отдаленно напоминающего женскую грудь. Вовсе нет, основными потребителями антиэстрогенов являются как раз представительницы прекрасной половины человечества, коим эти замечательные препараты помогают в борьбе с раковыми заболеваниями молочных желез. Арими-декс, о котором речь еще впереди, и вовсе сделал революцию в этой области.

Все существующие антиэстрогены можно разделить на две группы — ингибиторы ароматазы и блокаторы эстрогенных рецепторов. Ингибитор ароматазы присоединяется к этому ферменту точно так же, как это делает тестостерон. Таким образом, в организме остается меньше ароматазы, к которой может присоединиться мужской половой гормон, и, следовательно, меньшее количество этого гормона сможет превратиться в гормон женский — эстрадиол. Ингибиторами ароматазы являются аримидекс, ориметен и по большей части провирон.

Блокаторы эстрогенных рецепторов количество эстрадиола в крови не снижают. Они попросту присоединяются к эстрогенным рецепторам, но не активируют их, а наоборот — мешают сделать это эстради-олу. К этому классу антиэстрогенных препаратов относятся кломид, тамоксифен и циклофенил.

Фактически разница между ингибиторами ароматазы и блокаторами эстрогенных рецепторов только в одном: первые снижают уровень эстрадиола в крови, вторые, как уже было сказано, — нет. Как первый, так и второй подход имеют свои преимущества и недостатки, о которых мы поговорим в заключительной части нашего повествования. А пока что перейдем непосредственно к рассмотрению антиэстрогенных препаратов.

Из чего выбирать

Препаратов этих не так уж и много, так что выбор, прямо скажем, богатством не блещет. Из шести существующих в природе антиэстрогенов два до нашего рынка так и не добрались, сузив и без того скудный выбор практически до минимума. Впрочем, на отсутствие свободы выбора нам жаловаться тоже вроде бы ни пристало. Но обо всем по порядку.

Аримидекс (анастрозол)

Это самый действенный препарат, но и самый дорогой. Аримидекс производится лишь одной фармакологической компанией — норвежской AstraZeneca — и является, как уже было сказано, ингибитором ароматазы. Ингибитором, надо сказать, весьма мощным — уже половины миллиграмма препарата достаточно, чтобы бороться с нежелательной ароматизацией в большинстве случаев. При применении особо высоких доз ароматизирующихся стероидов может потребоваться увеличение этой дозы вдвое.