Смекни!
smekni.com

Основы методики развития гибкости и координации движения у юных гимнасток (стр. 1 из 9)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА
Основы методики развития гибкости и координации движения у юных гимнасток

( художественная гимнастика)

Выполнила:

Студентка 6 курса ОЗО

Кузьмина Н.В.

Научный руководитель:

доктор педагогических

наук Загревский О.И.

Дипломная работа защищена

« ___ » __________ 2004г.

Оценка ________

Томск 2004г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК. 6

1.1. Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта. 6

1.2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 9

1.3. Характеристика средств ОФП и СФП на этапе предварительной подготовки у юных гимнасток. 25

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 28

2.1. Задачи исследования. 28

2.2. Методы исследования. 28

2.3. Организация исследования. 28

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ДЕВОЧЕК 5 – 6 ЛЕТ В УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 33

3.1. Исследование двигательной подготовленности гимнасток 5 – 6 лет на предварительном этапе в начале исследования. 33

3.2. Характеристика средств и методов развития гибкости и координации движений по экспериментальной методике. 35

3.3. Результаты исследования. 43

ВЫВОДЫ: 45

ЛИТЕРАТУРА.. 47

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….. 51

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения.

Посвящая себя исследовательской работе, на первый взгляд кажется, что современная наука не оставила нерешённых проблем. В тоже время для практики, как бы совершенна она не была, всегда характерно стремление добиться результата быстрее и с меньшей затратой сил и средств. То есть повысить качество, производительность и эффективность общественного труда. В связи с этим возникает проблемная ситуация, связанная с необходимостью создания новых методов, технологии, приёмов производства, обучения.

До некоторого момента потребности практики по созданию новых способов решения стоящих перед ней задач удовлетворяются за счёт имеющихся научных знаний. Однако рано или поздно этих знаний оказывается недостаточно для решения проблемы ситуации, возникает потребность расширения теоретического потенциала, необходимость создания новой научной базы, выдвижения новых идей, концепций, научных теорий.

Однако непрерывный рост результатов требует поиска новых форм, средств, методов работы с юными спортсменами. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложнейший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких факторов является развитие гибкости и выявления более эффективных способов, средств, методов, при помощи которых можно за минимальный промежуток времени достичь наивысшего результата. В связи с резким снижением за последние годы возраста начало занятий художественной гимнастикой юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырём – шести видам многоборья. В течении одного – двух лет становится необходимым обучать девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому развитие гибкости приобретает важное значение и является одной и значимых задач учебно – тренировочного процесса. Иногда на фоне приоритетного развития гибкости проявляются снижение двигательной подготовленности юных гимнасток.

На сегодняшний день является актуальным выявлением взаимосвязи прироста отдельных качеств на фоне положительного переноса в развитии одного качества на другие.

Данная тема выбрана и разработана не случайно поскольку значимость способности которой характеризуется как гибкости и координации движений является принципиально важным в художественной гимнастике, а именно без развития гибкости и без совершенствования координации движений. На наш взгляд невозможно не только достичь каких – либо результатов в спорте, но и вообще исключено для занимающихся оставаться в этой сфере спортивной деятельности или творчества.

Мы полагаем, что гибкость является основоположным качеством для вида спорта о котором мы говорим в этой работе. Координации движения является первоосновой, фундамента любой физической деятельности, связанной не только с художественной гимнастикой, но и вообще для общей жизнедеятельности человека. А обладая неким багажом начальных знаний, касающихся данных вида способностей, мы должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, поскольку предрасположенность и потенциальная способность будет абсолютно разной. В этом смысле мы должны предусмотреть строго индивидуальный подход в выборе способов и методов воздействия для развития необходимых нам качеств (гибкость и координации движения). Мы понимаем, что качество, определяющееся как гибкость, является специфическим и содержит в себе направления воздействующего определённого диапазона, поэтому даже если мы будем применять традиционную методику – мы обязательно добьёмся результатов, чего нельзя сказать о координационных движениях, поскольку это качество, способность человека связано с общими закономерностями его внутреннего развития, изначально заложенного в его общей жизнедеятельности и подчиняющегося закономерностям, независящим от внешнего физического воздействия. В этом смысле нашей задачей является поставить человеческий организм в условия нетрадиционные и нетипичные его повседневный физической деятельности, т.е. задача тренера изобрести универсальный комплекс определённых упражнений специфической направленности, способные развить у занимающихся и координацию движения и поставить это качество на принципиально новый уровень.

Универсальный комплекс упражнений, который применяет тренер в своей работе, должен обладать воздействием не только для улучшения гибкости и координации движений, но и для поддержания и развития основных физических качеств тренирующихся, а именно силы, быстроты, выносливости и т.д.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является: учебно-тренировочный процесс с юными гимнастками.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является: изучение и применение специальных средств и методов для развития гибкости и координации движения.

ЦЕЛЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ: оценить эффективность применяемых средств и методов для развития гибкости и координации движений.

ГИПОТЕЗА: Мы предполагали, что на фоне развития гибкости и координации движения повысится двигательная подготовленность юных гимнасток 5-6 лет на этапе предварительной подготовки.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Изучение научной литературы по теме исследования.

2. Разработать методику обучения развития гибкости и координации движений у юных гимнасток.

3. Экспериментально проверить её эффективность в тренировочном процессе.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И
КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК.

1.1. Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта.

Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом – создать прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения.

Основные задачи начальной подготовки:

1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие всех органов и систем организм занимающихся.

2. Формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений.

3. Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие двигательных качеств, имеющих важное значение в художественной гимнастике (ловкости, гибкости, силы, быстроты, прыгучести и равновесия)

4. обучения основам техники упражнений без предмета и с предметами.

5. Развитие специфических качеств: пластичности, танцевальности, музыкальности, выразительности и творческой активности.

6. Привитие интереса к занятиям художественной гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности, старательности и самостоятельности.

7. Участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях (Л.А.Карпенко, 1989г.).

Особенности художественной гимнастики как вида спорта

Обилие и специфика средств обуславливают методические особенности художественной гимнастики, среди которых, по мнению авторов (Г.А. Боброва, 1978; Е.В. Бирюк, 1982; Т.С. Лисицкая, 1982), наиболее характерными являются следующие:

Во-первых, свободное перемещение гимнастки по площадке, включающее в себя элементы танца, балета, мимики, пластики, элементы без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной, стабилизованной акробатики.